Итоговая контрольная работа по курсам "Формирование умений решать задачи по физике"
методическая разработка по физике (9 класс)

Марина Викторовна Канева

В файле части уроков для формирования решения задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_kontrolnaya_rabota.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -                                                                                  Итоговая контрольная работа  Каневой М.В.

Итоговое повторение (4 ч)

65

1

Повторение Механические и тепловые явления. Решение задач.

66

2

Повторение Электрические и световые явления. Решение задач.

67

3

Обобщение знаний и решение задач по курсу Основной школы..

68

4

Итоговое тестирование

Методическая разработка урока 67/3 по

Тема: Обобщение знаний и решение задач по курсу Основной школы..

Тип урока: обобщения и повторения знаний:

Цели и задачи:

 образовательные: 

  • Привести знания в систему
  • Закрепить умение выделять существенные признаки изучаемого явления.
  • Закрепить умение решать тестовые задания.
  • Закрепить умения решать задачи с кратким ответом.
  • Закрепить умение решать задачи с развернутым ответом.

развивающие:

  • развивать логическое мышление, память;
  • развивать у учащихся такие умственные операции как анализ, синтез, обобщение.
  • продолжить развитие памяти, речи, творческих способностей.
  • развитие интереса к физике

воспитательные:

-развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;

Формы работы:

  1. Итоговая беседа
  2. Решение задач

Структура урока:

Этап

Время

Метод

I

Организационный момент. Актуализация знаний через проверку домашнего задания

 5 мин

Словесный метод. выборочная проверка письменного задания;

II

Закрепление умения решать тестовые задания

10 мин

Наглядный метод закрепления знаний (зарисовка схемы). Решение задач

III

Закрепление умения решать задачи с кратким ответом.

10 мин

Наглядный метод закрепления знаний (зарисовка схемы). Решение задач

IV

Закрепить умение решать задачи с развернутым ответом.

23 мин

Наглядный метод закрепления знаний (зарисовка схемы). Решение задач

V

Домашнее задание

3 мин

Запись на доске и в дневниках

VI

Итог

2 мин

Словесный метод

 Ход урока

  1. Организационный момент. Выборочная проверка письменного задания;
  2. Учитель: На следующем уроке у вас будет Итоговая контрольная работа по физике. Она состоит из 10 заданий: 7 из них - тестовые задания, 2 задания с кратким ответом, 1 задание с развернутым ответом.

Давайте повторим, как решаются тестовые задания. К тестовому заданию предлагаются три варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружочком.  Рассмотрите на доске схему решения тестового задания.

Учитель:

Давайте, применим эту схему к конкретной задаче. У вас на столе у каждого есть карточки с тремя задачами,

Рассмотрим, первую.

 I. Как будет двигаться тело,  массой 3 кг под действием постоянной силы 6 Н?

  1. Равномерно, со скоростью 2 м/с;
  2. Равномерно, со скоростью 0,5 м/с;
  3. Равноускоренно, с ускорением 2 м/с2;
  4. Равноускоренно, с ускорением 0,5 м/с2;

Учитель: Установите, какому явлению соответствует ситуация задачи.

Ученики: Механическое движение.

Учитель:    Что необходимо знать, про механическое движение, чтобы решить эту задачу.

Ученик:  Нужно знать, как тело движется под действием постоянной силы. Второй закон Ньютона

Учитель:    Дайте словесную формулировку выделенного элемента знания и запишите соответствующую формулу.

Ученик:  Тело под действием постоянной силы движется равноускоренно. Ускорение прямо пропорционально действующей силе и обратно пропорционально массе то есть:.

Учитель:    рассчитай ускорение по данной задаче

Ученик: 

Учитель:    сформулируйте ответ

Ученик:  Под действием постоянной силы 6 Н тело  массой 3 кг будет двигаться, равноускоренно, с ускорением 2 м/с2;

Учитель:    Сравните этот ответ с теми, которые перечислены в задании и запишите правильный номер ответа

Ученик:  совпадение с вариантом ответа №3

Учитель:   Обведите кружком номер правильного ответа.

III Давайте повторим, как решать задачи с кратким ответом. При выполнении задания с кратким ответом необходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания.

Рассмотрите на доске схему решения задания с кратким ответом.

 

Учитель: Давайте, применим эту схему к конкретной задаче. Рассмотрим вторую.

2)Вес камня в воздухе 10 Н, а в воде 5 Н. Какой объем камня? (Ускорение свободного падение примите за 10 м/ с2.)

   Ответ___________ (см3,)

Учитель: Какого типа эта задача?

Ученик:  Эта задача на расчет по одной или нескольким формулам.

Учитель:   Какое явление наблюдается в данной задаче?

Ученик:  Действие выталкивающей силы.

Учитель:    Что необходимо знать про выталкивающую силу, чтобы решить эту задачу?

Ученик:  Во-первых, что благодаря выталкивающей силе вес тела в воде меньше, чем в воздухе. А во-вторых, необходимо знать закон Архимеда.

Учитель:    Запишите соответствующие формулы.

Ученик:  FA=Pвоз-Pводе; FA= Vтж

Учитель: Выразите искомую величину  

Ученик:  Vт  =  

Учитель:   Вес в воздухе есть, вес в воде тоже есть, ускорение свободного падения необходимо 10  м/ с2 принять, А вот плотность жидкости нам известна?

Ученик: Да, плотность воды 1000 кг/м 3.

Учитель: Тогда производите расчет.  

Ученик:  Vт  =0,0005

Учитель: В каких единицах нам надо записать ответ?.  

Ученик:  В

Учитель:   Сколько в 1?

Ученик:  1=1000000

Учитель:   Сколько в 0,0005?

Ученик:  0,0005=500

Учитель:  Скажите, может ли камень массой 1 кг иметь объем  500?

Ученик:  Да, вполне может.

Учитель:  Запишите  ответ в указном месте на карточке.

IVУчитель:  Давайте повторим, как решать задачи с развернутым ответом. При выполнении задания с развернутым ответом необходимо записать полное решение, которое включает запись краткого условия задачи, запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу.

Рассмотрите на доске схему решения задания с развернутым ответом.

Учитель: Давайте, применим эту схему к конкретной задаче. Решение задачи необходимо записать на карточке. Рассмотрим третье задание.

3) Масса медного электропровода длиной 5 км составляет 750 кг. Определите сопротивление этого провода.

Учитель: Какое явление или объект участвует в этой задаче.

Ученик:  Здесь есть объект проводник, и известны его характеристики: длина, масса, и вещество, из которого он состоит, значит, в таблице можно посмотреть плотность вещества и удельное сопротивление.

Учитель: Сделайте рисунок, и запишите краткую запись.

Ученик: 

Учитель: Какие формулы зависимости физических величин, нам пригодятся для решения  этой задачи.

Ученик:  R= ρс,(1) где ρс- удельное сопротивление меди,  l- длина проводника, S- площадь поперечного сечения. Так же нам пригодится определение плотности ρ=(2)

Учитель:  Определите, какие величины известны, а какие нет. Сколько неизвестных величин?

Ученик:  3

Учитель:  А уравнений?

Ученик:  2

Учитель:  Значит, нам нужна еще одна формула, как вы думаете какая?

Ученик:  V=Sl(3)

Учитель:  Подставьте уравнение (3) в уравнение  (2), и в полученном уравнении выразите S.

Ученик:  ρ=

Учитель: Это уравнение подставьте в уравнение (1), и упростите правую часть полученного уравнения.

Ученик:  R= ρс

Учитель:  Рассчитаем сопротивление по полученной формуле

Ученик:  0,017=0,017=

0,017==5,043 Ом

Учитель:  Перепишите на карточку свое решение не забудьте записать ответ

VВашим домашним заданием будет: решить задания с подобной карточки, которая имеет такие же задания. Так же повторить предыдущие темы

VI. Подведение итогов урока.

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к работе Формирование метапредметного умения «Решать проблемы и задачи» на уроках математики

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?...

Курс по физике Как решать задачи по физике 9 кл.

Курс по физике Как решать задачи по физике 9 кл....

Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Итоговая контрольная работа.5 класс

Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных уменийшкольников в формате ФГОС»( Итоговая  контрольная работа.5 класс...

Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Итоговая контрольная работа.5 класс

Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных уменийшкольников в формате ФГОС»( Итоговая  контрольная работа.5 класс...

Задачи, формирующие умение решать задачи

      Одна из целей обучения математике - научить учащихся решать задачи. Одно из средств повышения эффективности обучения математике – систематическое и целенаправленное формиро...

ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ

Для дифференцированного обучения учащихся математике важно научиться диагностировать уровни их обученности....

Научная статья "Отработка умения решать задачи с помощью таблицы"

Научная статья " Отработка умения решать задачи с помощью таблицы" представлена мной в помощь   для учителей математики 8-11 классов....