Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате ЕГЭ
учебно-методический материал по физике по теме

Васина Ирина Васильевна

   В условиях введения итоговой аттестации в формате ЕГЭ вполне понятно стремление учителей как можно лучше подготовить школьников именно к этой форме контроля. Однако, не следует забывать, что наиболее эффективная подготовка осуществляется не в процессе «натаскивания» учащихся в решении задач ЕГЭ прошлых лет, а в систематической работе, направленной на достижение всего спектра задач школьного курса физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

учебного курса

«Подготовка школьников к государственной итоговой  аттестации по физике в формате ЕГЭ  »

               

         Автор программы – Васина И. В.,

                     учитель физики

МКОУ «СОШ №1» г. Изобильного,

Ставропольского края

2014г.

 

Пояснительная записка.

    Уровень знаний и умений выпускников должен соответствовать государственным стандартам физического образования, а процедура оценки достижений учащихся должна быть объективной и адекватной этим требованиям. Таким инструментом и стала новая форма проведения выпускного экзамена – единый государственный экзамен в 11классе, который, в свою очередь, является одной из перспективных форм взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, обеспечивающей непрерывность и преемственность образования.

     Данная форма проведения итоговой аттестации школьников имеет ряд преимуществ. Для учащихся – это возможность получить объективную оценку своих знаний, а также предоставление реальных шансов поступления в вуз, для учителей – возможность скорректировать свою работу в целях достижения более высоких и стабильных результатов.

     Кроме того, при помощи ЕГЭ достигнуто существенное снижение нагрузки на выпускников, поскольку они освобождены от необходимости дважды сдавать экзамены, дана возможность абитуриентам поступать в вузы вне зависимости от места их проживания.

     Подготовка к ЕГЭ - задача достаточно ответственная, поскольку результаты тестирования отображаются в аттестате ученика и в обязательном порядке учитываются при поступлении в высшее учебное заведение.

    Базовый уровень изучения физики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний и формирование умения решать задачи по физике. Следовательно, обучающиеся, изучающие  физику на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ЕГЭ по физике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.  С  этой  целью необходимо создание программы  для расширения, углубления и обобщения знаний и умений учащихся.

    Разработка и внедрение системы подготовки учащихся к ЕГЭ является существенной частью научно-методической работы учебного заведения и каждого учителя. Новые формы итоговой аттестации потребовали разработки методических рекомендаций по улучшению качества подготовки учащихся к выпускным экзаменам и совершенствования методической системы. Необходимо определить основные направления, найти дидактические методы построения системы подготовки к сдаче ЕГЭ.  Таким образом, перед учителем стоит проблема создания системы работы, позволяющей обеспечить качественную подготовку обучающихся к единому государственному экзамену.

ЦЕЛЬ данного курса: создание системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия подготовки и проведения итоговой аттестации по физике в формате Единого Государственного Экзамена.

Подготовка к ЕГЭ проходит по следующим  основным направлениям:

1. Подготовка непосредственно на уроках

2. Проведение факультативных занятий «Подготовка к ЕГЭ»

3. Проведение консультаций (индивидуальных и групповых) - 2-е полугодие

4. Самоподготовка учащихся.

5. Информационно- ознакомительная работа с родителями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ФИЗИКЕ

(подготовка к ЕГЭ,  2 полугодие, 1 час в неделю)

Тема занятия

Ауд. часы

Часы

самоподготовки

Обобщающее повторение вопросов теории познания и экспериментальных методов в физике.

1.1

Методы научного познания.

Связь теории и эксперимента в физике. Научная гипотеза и теория. Эксперимент как источник знаний о физических явлениях и как средство проверки гипотез. Измерения физических величин. Погрешности непосредственных измерений. Представление результатов эксперимента в графическом виде.

Модели в физике. Существование границ применения моделей и теорий.

1

2

Обобщающее повторение раздела «Механика»

2.1

Обобщающее повторение темы «Кинематика материальной точки»

Прямая и обратная задача кинематики. Относительность движения. Принцип относительности Галилея – частный случай принципа относительности Эйнштейна. Аналитический и графический методы решения кинематических задач. Сложение движений. Алгоритмы и примеры решения задач.

2

2

2.2

Обобщающее повторение тем «Динамика материальной точки. Статика»

Законы Ньютона. Алгоритм решения задачи по динамике. Примеры его использования (рассмотреть примеры сил различной природы).

Условия равновесия твердого тела. Алгоритм решения задач по статике. Примеры решения задач.

2

3

2.3

Обобщающее повторение темы «Законы сохранения энергии и импульса»

Законы сохранения энергии и импульса. Алгоритм решения задач о соударениях. Примеры решения задач.

Графический способ определения механической работы.

1

3

3.

Обобщающее повторение раздела «Молекулярная физика и термодинамика»

3.1

Статистический метод в изучении систем, состоящих из многих частиц. Модели газообразного, жидкого и твердого состояний. Основное уравнение МКТ. Газовые законы – следствия основного уравнения МКТ. Алгоритм решения задач об идеальном газе; его применение в задачах о диффузии газов через полупроницаемые перегородки. Примеры решения задач.

1

2

3.2

Термодинамический подход к изучению тепловых явлений. Первое начало термодинамики – закон сохранения энергии. Графический метод в определении работы тепловых процессов (связать с аналогичным вопросом в механике).

Второе начало термодинамики. Алгоритм вычисление КПД тепловых машин. Примеры решения задач.

1

2

4.

Обобщающее повторение раздела «Электродинамика»

4.1

Законы электростатики. Применение алгоритма решения задач по статике в задачах о взаимодействии электрически заряженных тел.

Напряженность, потенциал – потенциальная энергия единичного точечного заряда. Принцип суперпозиции полей. Примеры решения задач. Применение алгоритма решения задач о соударениях при рассмотрении взаимодействия электрических зарядов.

1

3

4.2

Ток в различных средах. Законы постоянного тока. Разветвленные цепи. Решение задач методом потенциалов. Работа и мощность постоянного тока. Превращения энергии при протекании в проводнике постоянного тока (включая задачи о перезарядке конденсаторов с участием сторонних сил).

1

2

4.3

Взаимодействие электрических токов и заряженных частиц и магнитных полей. Применение алгоритма решения задач по динамике в случае действия сил Ампера и Лоренца.

1

2

4.4

Электромагнитные колебания и волны. Аналогия электромагнитных и механических колебаний и волн. Превращения энергии в колебательных процессах. Решение задач, где используется эта аналогия. Волновые процессы в природе. Механические и электромагнитные волновые процессы.

1

2

5.

Обобщающее повторение раздела «Волновая и геометрическая оптика»

5.1

Шкала электромагнитных волн. Волновые свойства света. Геометрическая оптика – частный случай волновой оптики.

Решение задач на применение законов геометрической оптики (построение изображений в зеркалах и линзах).

2

2

6.

Обобщающее повторение раздела «Квантовая физика»

6.1

Экспериментальные основания квантовых представлений: излучение абсолютно черного тела, давление света, излучение энергии атомами. Решение задач (излучение абсолютно черного тела, фотонный газ, графики в задачах о фотоэффекте) 

1

2

6.2

Строение атома, излучение энергии атомами, радиоактивные превращения. Законы сохранения (заряда, массы, энергии) в ядерных реакциях. Решение задач. Законы сохранения импульса и энергии в задачах о столкновениях ядер (применение алгоритма решения аналогичных задач о соударениях в механике)

1

3

ИТОГО

16

30

Учебно – тематический план факультативных занятий

 «Подготовка к ЕГЭ»

Количество часов – 35.

Содержание занятия

Форма занятия. Цель

Домашнее задание

Примечание

1

Вводное занятие. Математические основы физики.

Практикум. Отработка навыков математических преобразований больших объемов.

Повторить основные понятия, законы темы «Кинематика. Динамика», решить задания части А.

Работа с CD:

Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий 2013г.

2

Механика. Кинематика. Динамика.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по теме «Кинематика. Динамика».

Повторить основные понятия, законы темы «Статика. Законы сохранения в механике. Механические колебания и волны». Решить задания части В.

Работа с CD: На занятии: «Физика. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий 2013г.

3

Механика. Статика. Законы сохранения в механике. Механические колебания и волны.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по теме «Статика. Законы сохранения в механике. Механические колебания и волны».

Решить задания части В.

Работа с CD: На занятии: «Физика. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий 2013г.»,

4

Решение задач по разделу «Механика».

Практикум. Решить задание части А,В.

Решить задачу части В

5

Решение задач по разделу «Механика».

Практикум. Решить задание части А,В,

Решить задачу части В,

6

Решение задач по разделу «Механика».

Практикум. Решить задание части В,  С.

Решить задачу части В,С.

7

Решение задач по разделу «Механика».

Практикум. Решить задание части В,С.

Решить задачу части С.

8

Решение задач по разделу «Механика».

Практикум. Решить задание части С.

Решить задачу части С.

Повторить основные понятия, законы раздела «Молекулярная физика.Термодинамика», решить задания части А.

Работа с CD:

Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий 2013г.

9

Молекулярная физика. Термодинамика.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по разделу «Молекулярная физика. Термодинамика».

Решить задания части А, В.

Работа с CD: На занятии: «Физика. 10-11 классы.

Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий 2013г.

10

Решение задач по разделу «Молекулярная физика. Термодинамика».

Практикум. Решить задание части А,В.

Решить задачу части А,В.

11

Решение задач по разделу «Молекулярная физика. Термодинамика».

Практикум. Решить задание части В.С.

Решить задачу части В,С.

Повторить основные понятия, законы тем «Электростатика. Постоянный ток», решить задания части А.

Работа с CD: На занятии: «Физика. 10-11 классы.

Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий 2013г.

12

Электродинамика

Электростатика.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по теме «Электростатика. Постоянный ток».

Повторить основные понятия, законы тем «Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электромагнитные колебания и волны», решить задания части А, В.

Работа с CD: На занятии: «Физика. 10-11 классы..

Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий 2013г.

13

Электродинамика

Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электромагнитные колебания и волны.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по темам «Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электромагнитные колебания и волны»

Повторить основные понятия, законы тем «Оптика», решить задания части А, В.

Работа с CD: На занятии: «Физика. 10-11 классы..

Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий 2013г.

14

Электродинамика

Оптика.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по теме «Оптика».

Решить задания части В.

Работа с CD: На занятии: «Физика. 10-11 классы.

Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий 2013г.

15

Решение задач по разделу «Электродинамика»

Практикум. Решить задание части А,В.

Решить задачу части А.В

16

Решение задач по разделу «Электродинамика»

Практикум. Решить задание части А,В

Решить задачу части А,В

17

Решение задач по разделу «Электродинамика»

Практикум. Решить задание части В

Решить задачу части В

18

Решение задач по разделу «Электродинамика»

Практикум. Решить задание части В

Решить задачу части В

19

Решение задач по разделу «Электродинамика»

Практикум. Решить задание части В,С.

Решить задачу части В,С.

20

Решение задач по разделу «Электродинамика»

Практикум. Решить задание части В,С.

Решить задачу части В,С.

21

Решение задач по разделу «Электродинамика»

Практикум. Решить задание части В,С.

Решить задачу части В,С.

Повторить основные понятия, законы тем «Элементы специальной теории относительности», решить задания части А.

Работа с CD:

Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий 2013г.

22

Элементы специальной теории относительности.

Практикум. Решить задание части А,В.

Решить задачу части А,В.

Повторить основные понятия, законы темы «Корпускулярно-волновой дуализм», решить задания части А.

Работа с CD: На занятии: «Физика. 10-11 классы..

Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий 2013г.

23

Квантовая физика. Корпускулярно-волновой дуализм.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по теме «Корпускулярно-волновой дуализм».

Решить задачу части А,В.

Повторить основные понятия, законы тем «Физика атома. Физика атомного ядра».

Работа с CD: На занятии: «Физика. 10-11 классы.

Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий 2013г.

24

Квантовая физика.

Физика атома. Физика атомного ядра.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по темам «Физика атома. Физика атомного ядра».

Решить задачу части В.

Работа с CD: На занятии: «Физика. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий 2013г..

25

Решение задач по разделу «Квантовая физика.

Практикум. Решить задание части В.

Решить задачу части В

26

Решение задач по разделу «Квантовая физика.

Практикум. Решить задание части В

Решить задачу части В.

27

Решение задач по разделу «Квантовая физика.

Практикум. Решить задание части В,С.

Решить задачу части В,С.

28

Решение задач по разделу «Квантовая физика.

Практикум. Решить задание части В, С.

Решить задачу части В,С.

29

Методы научного познания и физическая картина мира.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по теме «Методы научного познания и физическая картина мира».

Решить задачу части В, С.

Работа с CD:

На занятии:

«Интерактивный курс физики для 7-11 классов».-ООО «Физикон», 2004.

Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий 2013г.

30

Решение комплексных задач.

Практикум. Решить задание части В.С.

Решить задачу части В,С.

31

Решение комплексных задач.

Практикум. Решить задание части В,С.

Решить задачу части В,С.

32

Пробный экзамен по физике.

Выполнение заданий КИМ «Демо – 2014».

33

Пробный экзамен по физике.

Выполнение заданий КИМ «Демо – 2014».

34

Пробный экзамен по физике.

Выполнение заданий КИМ «Демо – 2014».

35

Заключительное занятие.

Подведение итогов, коррекция ошибок, допущенных при выполнении задания.

Самостоятельная коррекция ошибок.

Заключение.

    Важной частью подготовки к ЕГЭ является выработка каждым выпускником собственной тактики выполнения экзаменационной работы в соответствии с поставленными целями и реальным уровнем его подготовки. При проведении репетиционных экзаменов каждый выпускник должен провести собственный хронометраж выполнения отдельных частей работы. На основании затрачиваемых промежутков времени на решение заданий различной сложности и исходя из поставленных целей, выпускнику необходимо определить оптимальный для себя порядок и временные ограничения для выполнения заданий различных частей работы.

   В условиях введения итоговой аттестации в форме ЕГЭ вполне понятно стремление учителей как можно лучше подготовить школьников именно к этой форме контроля. Однако не следует забывать, что наиболее эффективная подготовка осуществляется не в процессе «натаскивания» учащихся в решении задач ЕГЭ прошлых лет, а в систематической работе, направленной на достижение всего спектра задач школьного курса физики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Обобщение опыта "Система подготовки учащихся к ЕГЭ". Методы и формы работы при подготовке к ЕГЭ...

Методика подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе

На что следует обращать внимание при подготовке девятиклассников к экзамену по математике. Основные темы и подборка заданий...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Методические рекомендациипо подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена

ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литерат...

Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по физике

Особенности подготовки к итоговой аттестации...

Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате ЕГЭ

Методическая разработка по созданию системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия подготовки и проведения итоговой аттестации по физике в форм...