Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по физике
консультация по физике на тему

Ивлюшина Ирина Анатольевна

Особенности подготовки к итоговой аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Введение новой формы государственной аттестации показало необходимость перемен в традиционных педагогических технологиях, во всех формах обучения физики и в осуществлении контроля уровня подготовки учащихся.

 Анализ результатов выявил проблемы при подготовке к итоговой аттестации в новой форме:

  1. Учащиеся испытывают затруднения в работе с текстом, содержащим большое число заданий.
  2. Не умеют планировать, контролировать свою деятельность, осознанно читать текст, анализировать.
  3. Сама форма аттестации новая не только для учащихся, но и для родителей.
  4. Повышенный уровень тревожности на экзамене у учащихся. Чем больше ученик тревожится, тем меньше сил и времени у него остаётся на учебную деятельность.
  5. Не типичность некоторых заданий.

   Для разрешения этих проблем необходима определённая система работы учителя по подготовке учащихся к экзаменам.

  1. Планирование работы на уроке и в неурочное время.
  2. Организация различных форм повторения.
  3. Реализация индивидуального развития учащихся.
  4. Система контроля. Учет личных достижений.
  5. Работа с родителями.

     Подготовку учащихся к экзамену начинаю  с сентября, проводя её и на уроках и во внеурочное время (консультации). При разработке календарно-тематического планирования я включила разделы «Повторить к ЕГЭ на уроке». Так как экзамен по физике выбирает не весь классный коллектив, а отдельная группа учащихся или 1-2 ученика, то работа, в основном, проводится индивидуально. Для осуществления индивидуально-групповой работы в школе составляется расписание.

    Общую работу планировала так:

I полугодие -тематическое повторение ранее изученного материала, при этом основное внимание уделять отработке заданий базового уровня

II полугодие –подключение вариантов заданий уровня А по темам, уже изученным в 11 классе, и рассмотрение заданий уровней В и С.

  Проводя тематическое повторение ранее изученного материала,  включаю вопросы повторяемого материала в физические диктанты, предлагаю кратко в письменной форме ответить на ряд вопросов по теоретическому материалу. Эти вопросы беру из пособия В. Прудникова и А.Хунджуа  «Для поступающих в ВУЗы».

Для каждого раздела провожу анализ элементов и готовлю тесты по следующей структуре:

1) понятия (базовый уровень);

2) формулы (базовый уровень);

3) качественные задачи (базовый уровень);

4) расчетные задачи. Умение проверять формулу (повышенный  уровень);

5) качественные задачи (повышенный уровень);

6) задания с кратким ответом;

7) задания с развернутым ответом.

    По каждой теме подбираю большое число типовых, тренировочных, стандартных заданий в форме тестов из КИМов.

 Чтобы снизить уровень тревожности при выполнении экзаменационной работы в тестовой форме провожу в конце каждой четверти репетиционные работы в форме ЕГЭ. В ходе их выполнения знакомлю учащихся с процедурой проведения экзамена, провожу тренировку правильного заполнения бланков, учу планировать свои действия во времени, осуществлять самоконтроль при выполнении заданий.

 В этой связи предлагаю для учащихся возможную тактику выполнения экзаменационной работы

1) не рекомендую решать сначала задания части В, так как они составляют лишь незначительную часть в общей оценке.

2) в начале рекомендую решать тесовые задания части А, так как они составляют наибольший процент от возможного первичного балла. Если какое- то тестовое задание вызывает затруднение, рекомендую его пропустить. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если останется время.

3) затем рекомендую перейти к решению задачи части С, поскольку данная часть вносит также значимый процент в первичный  тестовый балл. При этом необходимо помнить, что данные задачи не обязательно решать до самого конца, но указать основные формулы просто необходимо.

4) только потом можно перейти к части B.

Однако эти замечания носят исключительно рекомендательный характер.

Для получения более полного представления об уровне усвоения изучаемого материала использую лист учёта личных достижений ученика. На нём фиксируется отметка после выполнения каждого задания.

Дата проведения

А1

А2

А3

В1

С1

Количество баллов

+

«Лист учёта личных достижений» даёт материал для анализа учебно-познавательной деятельности ученика. Я имею чёткое представление о том, насколько каждый ученик усвоил данную тему и готов к итоговой аттестации. Это позволяет планировать и координировать дальнейшую работу индивидуально с каждым учеником. С этой информацией я знакомлю родителей в личной беседе, пригласив их в школу или на родительском собрании.  

       Подготовка проводится и во внеурочное время в форме консультаций, а также  некоторые учащиеся приглашаются для индивидуальной работы. На этих занятиях обучающиеся получают индивидуальные домашние задания. На следующем занятии идёт обсуждение отдельных заданий, рассматриваются вопросы, вызвавшие наибольшие затруднения.

      Обобщая вышеизложенное, делаю вывод, что наиболее эффективными формами, методами и приёмами по подготовке к ЕГЭ по  физике являются:

  1. Работа с тестовыми заданиями
  2. Дифференциальный подход в обучении
  3. Решение большого количества типовых задач
  4. Индивидуальные задания, консультации, обобщающие уроки
  5. Организация консультаций в каникулярное время по желанию учащихся
  6. Работа с родителями
  7. Психологический настрой учащихся

      Важно отметить, что подготовку к ЕГЭ на мой взгляд, нужно начинать с учениками только что приступившими к изучению предмета. Для этого включать элементы накопленного материала на уроках, начиная с 7 класса. Главное, чтобы учащиеся овладели методикой работы с тестовыми заданиями различных уровней, не  «гадали», выбирая ответ, а знали и умели прийти к правильному решению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Обобщение опыта "Система подготовки учащихся к ЕГЭ". Методы и формы работы при подготовке к ЕГЭ...

Методика подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе

На что следует обращать внимание при подготовке девятиклассников к экзамену по математике. Основные темы и подборка заданий...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации

О подготовке учащихся 9 -х классов к ГИА...

Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате ЕГЭ

В условиях введения итоговой аттестации в формате ЕГЭ вполне понятно стремление учителей как можно лучше подготовить школьников именно к этой форме контроля. Однако, не следует забывать, ...

Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате ЕГЭ

Методическая разработка по созданию системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия подготовки и проведения итоговой аттестации по физике в форм...