Сценарий викторины, посвященной 55-летию со дня первого полета человека в космос и Дню космонавтики среди 7 классов.
материал по физике (7 класс)

Лукина Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА - ТУРНИР

Турнир, посвященный 55-летию со дня первого полета

человека в космос и Дню космонавтики.

Цель: развитие познавательных способностей детей,

           расширение кругозора учащихся, интерес к героям своей страны и любовь к Родине.

 

Задачи:                        

- В игровой форме систематизировать знания учащихся о развитии космонавтики;

-Воспитывать чувство коллективизма, умения работать в команде;

- Формировать активную жизненную позицию;

- Развить чувство патриотизма и гордости за достижения своей страны в освоении космоса;

-Развить мышление, умение правильно высказывать свое мнение.

Оборудование: персональный компьютер  учителя  интерактивная доска ,магнитная доска с набором магнитов, сигнальные флажки , карточки,

 черный ящик, бумага, карандаши

Сценарий проведения викторины.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

 В викторине участвуют четыре команды по 8 человек. На доске написана дата, висят карточки одного конкурса , газеты ко дню космонавтики. Жюри конкурса не менее 4-5 человек. Команды входят в класс под музыку «Земля в иллюминаторе». Занимают свои столы, на которых стоят таблички с номерами классов. Ведет турнир либо учитель, либо ведущие. Перед началом игры можно показать небольшую презентацию о Гагарине или о хронологии событий.

Ученик читает стихотворение.

Ладонью заслоняясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
– Ракета
Достигла станции Луна.
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
– Порядок.
Как-будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.

Ведущий 1. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”

Ведущий 2. Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

Ведущий 1. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.

Перед началом игры можно показать небольшую презентацию о Гагарине или о хронологии событий, а также можно показать видеоролик о последних минутах перед стартом.

Далее- представить членов жюри.

1.Первый конкурс: «Приветствие» ( название, девиз, эмблема,  газета)

Команда-экипаж выстраивается перед жюри. Капитан командует.

Жюри оценивает каждую позицию в 2 очка, газета – максимум 10 баллов.

 

     2.Второй конкурс: «Космический тур».

Вопросы к команде. Команда отвечает письменно на листочке. Каждый ответ с новой строки.  

( жюри оценивает каждый правильный ответ 1 баллом).

  1. Назовите первого космонавта планеты. (Гагарин)
  2. Как назывался космический корабль Гагарина? (Восток)
  3. В каком году был произведён запуск первого искусственного спутника Земли? (04.окт.1957г.)
  4. Как долго продолжался первый полёт человека в космос? (108 мин.)
  5. Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос?  (Леонов)
  6. Как называется индивидуальное герметичное снаряжение космонавта? (Скафандр)
  7. Назовите русского учёного, основоположника космонавтики? (Циолковский)
  8. Кто является изобретателем первых советских космических кораблей? (Королёв)
  9. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? (Луноход)
  10. Назовите то место Солнечной системы, куда ступала нога человека? (Луна)

     3.Третий конкурс:  « Словоград»

Участникам нужно составить как можно больше слов из слова  « космонавтика».

( 1 слово – 1 балл)

4.Четвёртый конкурс: « Наша галактика»

Напишите и передайте жюри планеты Солнечной системы. (Одна планета-1 балл и  плюс 2 балла, если в правильном порядке).

(от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун- 8 планет)

 

    5. Пятый конкурс: «Космическая игра» 

        Отвечают  письменно все команды. Затем ведущий зачитывает вопрос и правильный ответ, а жюри оценивают.( можно подготовить карточки с вариантами ответов и поднимать по команде

                              (За каждый правильный ответ- 1балл)

  1. Как называется летательный аппарат, на котором совершаются в настоящее время полёты в космос?

      А) Космический корабль

      В) Космический лайнер

      С) Космическая лодка

      D) Космический баркас

  1. К какому классу небесных тел относится Солнце?

      А) Планетам

      В) Звёздам

      С) Кометам

      D) Космическому мусору

   3.  Кто из героев древних мифов впервые преодолел силу земного притяжения и полетел.

       A) Икар

       В) Геракл

       С) Мальчик-с-пальчик  

       D) Минотавр

       

  1. Что сказал Гагарин в первую секунду полёта?

       А) Поехали!

       В) Полетели!

       С) Наконец-то!

       D) Хочу домой!

  1. Какое из этих созвездий не является зодиакальным?

        А) Лев

        В) Орион

        С) Скорпион

D) Козерог

  1. Что в переводе на русский язык означает слово «планета»?

       А) Круглая

       В) Блуждающая

       С) Большая

       D) Космическая

  1. В честь древнего бога торговли была названа планета...

       А) Юпитер

       В) Меркурий

       С) Сатурн

       D) Марс

       

  1. В честь древнего бога войны была названа планета...

А) Юпитер

B) Венера

C) Сатурн

D) Марс

  1. Кто из этих учёных утверждал, что в центре мироздания находится Земля?

А) Ломоносов

В) Галилей

С) Коперник

D) Джордано Бруно

  1. А этот учёный опроверг это мнение и стал основателем гелиоцентрической теории, согласно которой все планеты вращаются вокруг Солнца.

А) Циолковский

В) Галилей

С) Коперник

D) Ньютон

6.Шестой конкурс:  « Угадай-ка» - конкурс капитанов.

   Право ответа принадлежит капитану,  который первым поднял руку,  но если капитан не отвечает, право ответа переходит другому капитану.

 

1.      Назовите страну, которая первой запустила искусственный спутник Земли.     (СССР)

2.      Какая планета  самая яркая из  видимых с Земли? (Венера)

3.      Назовите первую в мире женщину – космонавта. (Терешкова)

4.      Как называется современная космическая станция? (МКС)

5.      Как называется городок, в котором живут космонавты до и после полетов?      (Звёздный)

6.      С какого космодрома был произведен запуск первого космического корабля с  человеком на борту? (Байконур)

7.      Сколько звёзд в Солнечной системе? (одна)

  1.       Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нейл (Нил)            Армстронг)
  2.       Естественный спутник Земли? (Луна)
  3. У какой планеты солнечной системы  спутник- Фобос? ( Марс)
  4. Кто до человека побывал в космосе? (Собаки: (Лайка, Белка и Стрелка)
  5. Назвать город- центр ракетостроения? (г.Королёв)
  6. Как называются русские и американские космические корабли многоразового использования? ( «Буран» и «Шаттл»)

7. Седьмой конкурс:  « Восстанови хронологию».

  Ребятам раздаются карточки- нарезки. Задача экипажей расставить события в правильном хронологическом порядке и записать на листочке ключ-ответ, состоящий из цифр на карточках.

  1. Запуск первого искусственного спутника Земли - 4 
  2. Полет собаки Лайки - 6
  3. Начало исследования Луны - 2
  4. Полет собак Белки и Стрелки - 3
  5. Первый полет человека в космос - 1
  6. Полет первой женщины-космонавта - 8
  7. Первый выход человека в открытый космос - 5
  8. Первая посадка на Марс - 7

8. Восьмой конкурс:  «Невесомость»


 Экипажам предлагаются астрономические и космические термины с перепутанными буквами. Команда должна за одну минуту составить слова из предложенных одно буквосочетаний ( командам раздаются листочки с буквосочетаниями)


1. / напаелт /планета/
2./ омокдомрс /космодром/
З./ етплкесо /телескоп/
4./ кписунт /спутник/
5./ ааакгитлк /галактика/
6./ нуал /луна/
7. / вадзез /звезда/
8./ сотковнам /космонавт/
9./ етзин / зенит/

Одно слово- одно очко

9. Девятый конкурс:  « Чёрный ящик»

 Кто быстрее даст правильный ответ. Команда поднимает руку. Правильный ответ- 5 очков.

1.Вопрос.

 Китайский филисоф древности Лао-Цзы в одном из высказываний об этом веществе на Земле утверждал, что это «самое слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого оно непобедимо и ему нет равного в мире»

(ответ: в черном ящике- вода)

Ведущий продолжает: вода- колыбель жизни. Человек на 70% состоит из воды. Она играет неоценимую роль во всех физиологических процессах живых организмов.

2 . вопрос

 Форма этого предмета считается идеальной, самой экономичной; т.е. при самой маленькой поверхности имеет самый большой объем. Предмет окрашен в разные цвета, но преобладающий цвет- голубой

(ответ:   глобус )

Если нет версий правильного ответа, ведущий даёт подсказки:

       1)    Этот предмет имеет ось вращения

       2) Этот предмет является моделью физического тела, которое в действительности  немного сплющено, имеет ядро, магнитное поле и является третьим по счёту.

  1.  Десятый конкурс: « Расшифруй-ка»

 На доске висят в хаотичном порядке буквы из флажковой азбуки с последовательными номерами. Надо составить выражение  В. Терешковой « Эй небо, сними шляпу»( детям обговорить, что это выражение они составляют без запятой). Каждой команде раздают по флажковой азбуке. Кто составит первый- 20 очков, второй- 15 очков, третий-10, а последний-5

Image13

11.Одиннадцатый конкурс - заключительный:  « Самые быстрые»

  От каждой команды приглашаются по 6 человек.

Заранее 4 слова: ЗВЕЗДА, КОСМОС, ЮПИТЕР, САТУРН записываются по отдельным буквам на половине листа А4 и прикрепляются булавками на спины участников, которые уже стоят спинами друг к другу.  По команде участники должны, заглядывая за спину другого, составить слово. Кто быстрей составит слово, та команда получает 40 очков, вторая команда-30очков, третья-20, а последняя-10.

Жюри подводит итоги.

 В это время ведущий обращается к командам.

После полета Гагарин писал: « Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна  наша планета. Люди, будем…»

Продолжите предложение. Экипажи предлагают свои версии. Затем ведущий зачитывает

« Облетев Землю в корабле - спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».

Освоение космического пространства продолжается.    

Жюри подводит итоги. Объявляет команду победителя, второе и третье место. Далее - награждение: памятные грамоты и медали.

Если возникает пауза перед объявлением окончательных результатов, можно предложить загадки.

 Загадки.

   

     1.   Чудо-птица, алый хвост,

      Прилетела в стаю звезд.(комета)

2.  Заворчу, зажурчу,

     В небеса улечу.(ракета)

3.   Тучек нет на горизонте,

      Но раскрылся в небе зонтик,

      Через несколько минут

      Опустился …(парашют)

4.   Ясными ночками

      Гуляет мама с дочками.

      Дочкам не твердит она:

     - Спать ложитесь, поздно!

      Потому что мать- Луна,

      А дочурки - ….

              (звезды)

5.   Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в ...

(телескоп)

6. Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной - ...

(комета)

7. Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический ...

(метеорит)

8. Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный ...

(спутник)

9. Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам ...

(Луна)

10. Планета голубая,                                          

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется... (Земля)

11. Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.

(космос)

ВОПРОСЫ ЗАЛУ

  1.  Какая планета солнечной системы, обжигаясь солнечными лучами днём имеет температуру+350С, и замерзая ночью-  -170С? ( Меркурий - самая ближайшая к Солнцу планета.)
  2. Какая по порядку планет солнечной системы является Земля? ( третья)
  3. У каких планет солнечной системы есть кольца? ( у Сатурна и Урана).
  4. Сколько воды в лунных морях? ( нет)


Предварительный просмотр:

7.   Восстанови хронологию.

  1. Запуск первого искусственного спутника Земли

  1. Полет собаки Лайки

  1. Начало исследования Луны

4. Полет собак Белки и Стрелки

     5.  Первый полет человека в космос

     6.  Полет первой женщины-космонавта

     7.  Первый выход человека в открытый космос

      8. Первая посадка на Марс

.  



Предварительный просмотр:

Конкурс: “Невесомость”
Экипажам предлагаются астрономические и космические термины с перепутанными буквами. Команда должна за одну минуту составить слова из предложенных буквосочетаний:
1. / напаелт /планета/
2./ омокдомрс /космодром/
З./ етплкесо /телескоп/
4./ кписунт /спутник/
5./ ааакгитлк /галактика/
6./ нуал /луна/
7. / вадзез /звезда/
8./ сотковнам /космонавт/
9./ етзин / зенит/



Предварительный просмотр:

Конкурс « Угадай-ка»

Каждой команде раздают флажковую азбуку. На доске в произвольном порядке на магнитах висят листочки-карточки(одна буква из флажковой азбуки)- это зашифрованная фраза В. Терешковой  «Эй небо, сними шляпу»( я использовала без запятой). Команды должны составить эту фразу, кто быстрей.  Очки можно обговорить заранее.

Image13



Предварительный просмотр:

Что в чёрном ящике?

В класс выносят черный ящик. Ведущий задает вопрос. Чья команда знает ответ, первая поднимает флажок.

  1. Вопрос.

Китайский филисоф древности Лао-Цзы в одном из высказываний об этом веществе на Земле утверждал, что это «самое слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого оно непобедимо и ему нет равного в мире»

(ответ: в черном ящике- вода)

Ведущий продолжает: вода- колыбель жизни. Человек на 70% состоит из воды. Она играет неоценимую роль во всех физиологических процессах живых организмов.

2 . вопрос

Форма этого предмета считается идеальной, самой экономичной; т.е. при самой маленькой поверхности имеет самый большой объем. Предмет окрашен в разные цвета, но преобладающий цвет- голубой

(ответ:   глобус )

Если нет версий правильного ответа, ведущий даёт подсказки:

       1)    Этот предмет имеет ось вращения

       2) Этот предмет является моделью физического тела, которое в действительности  немного сплющено, имеет ядро, магнитное поле и является третьим по счёту.

Заключительный конкурс  « Самые быстрые».

От каждой команды приглашаются по 6 человек.

Заранее 4 слова: ЗВЕЗДА, КОСМОС, ЮПИТЕР, САТУРН записываются по отдельным буквам на половине листа А4 и прикрепляются булавками на спины участников, которые уже стоят спинами друг к другу.  По команде участники должны, заглядывая за спину другого, составить слово. Кто быстрей составит слово, та команда получает 40 очков, вторая команда-30очков, третья-20, а последняя-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы…» Внеклассное мероприятие, посвященное 50-ти летию первого полета человека в космос

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного первому полету человека в космос, разработанного и проведенного преподавателем для расширения представлений учащихся о том, что такое кос...

Внеклассное мероприятие, посвященное 55-летию первого полета человека в космос

Цель: - систематизация и расширение представлений учащихся о том, что такое космос, расширение их  кругозора;- развитие памяти, внимания, стремления узнать новое;- привитие чувства патриотизма и ...

ВОПРОСЫ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ОЛИМПИАДЕ (И СВОЕЙ ИГРЕ) ПО ИСТОРИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 55-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС

ВОПРОСЫ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ОЛИМПИАДЕ (И СВОЕЙ ИГРЕ) ПО ИСТОРИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 55-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС...

Классный час "Поехали!", посвященный 55-летию первого полета человека в космос

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАВ РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО УРОКА «КОСМОС – ЭТО МЫ! ГАГАРИНСКИЙ УРОК»КЛАССНЫЙ ЧАС «ПОЕХАЛИ!».(приурочен к 55-летию со дня первого полета человека в космос)....

Сценарий физкультурно-познавательной игры "К полету готов!", посвященной 60-летию первого полета человека в космос.

Разработка направлена на расширение  представления детей о Дне космонавтики, воспитание уважения к памяти героев-космонавтов, развитие физических качеств детей: силы, выносливости,  лов...