Урок для учащихся 10-11 классов «Физика для всех».
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

Болтовская Людмила Владимировна

Урок проводится в рамках предметной  недели естественных  наук .
Цель урока:   Формирование представления учащихся о  значении физики в жизни  человека и общества.
Урок включает в  себя материал различных разделов физики,  что способствует актуализации  знаний полученных на  уроках в начале года, в прошлые  годы.  Способствует интеграции  физических  знаний,  разрозненных и изучаемых в разных разделах и в разных классах  школьного курса.,  формированию   представления о физике,  как  всеохватывающей,  фундаментальной науке.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_dlya_vsekh.rar1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  для  учащихся  10-11 классов

«Физика для всех».

Разработал: Болтовская Л.В.

Учитель физики МБОУ «СОШ с. Ома»


Пояснительная записка.

Урок проводится в рамках предметной  недели естественных  наук .

Цель урока:   Формирование представления учащихся о  значении физики в жизни  человека и общества.

Задачи урока:  

  • Показать  многообразие физических явлений в окружающем мире.
  • Формировать убеждение в том,  что физика  фундаментальная  наука.
  • Формировать убеждение в том,  физические законы – основа развития  НТР.
  • Знание  и применение физических  законов  может  быть созидательным и разрушительным.

Урок включает в  себя материал различных разделов физики,  что способствует актуализации  знаний полученных на  уроках в начале года, в прошлые  годы.  Способствует интеграции  физических  знаний,  разрозненных и изучаемых в разных разделах и в разных классах  школьного курса.,  формированию   представления о физике,  как  всеохватывающей,  фундаментальной науке.


  • Открытый  урок «Физика для  всех».  (фрагмент.)

Дорогие  ребята,  учителя,  сегодня  мы  поговорим  о  связи  физики  и других  наук.  Рассмотрим  некоторые  факты,  которые  подтверждают  высказывание,  ставшее эпиграфом  к  нашему  уроку.

И  всё-таки  физика – это  главнейшая  из  наук  о природе.

 

Я ещё  не устал удивляться

Чудесам,  что есть на земле, -

Телевизору, голосу раций,

Вентилятору на столе.

Как придумать  могли  такое,

Что пластинка песню  поёт,  

что на кнопку нажмёшь рукою –

И средь  ночи день  настаёт?

Я  вверю  себя  трамваю.

Я  гляжу  на экран  кино.

Эту  технику  понимая,

Изумляюсь  ей  всё равно.

Ток  по  проволоке струится,

Спутник  ходит  по  небесам!.

Человеку  стоит  дивиться  

Человеческим чудесам.

Все  чудеса,  описанные в стихотворении  В.  Шефнера «Техника» - это  достижения  человеческой  мысли,   применение  законов  физики    в  нашей жизни.  Эти  чудеса  так   вошли в нашу жизнь,  что  мы  уже  не  удивляемся  тому,   что  можем  увидеть  и узнать,  что  происходит  на другом конце  света  сейчас,  в  эту минуту  (слайд  телевизор  телефон   спутники).  Не  удивляемся тому,  что приготовление  пищи,  освещение жилища – это  уже  не  трудоёмкий  и опасный  процесс  как  в древности,  а напротив,   быстрое и лёгкое  занятие.  Кнопку нажал и готово.  Слайд  (лампочка,  плита,  кастрюли)

  И все эти блага стали  нам  доступны в ХХ  и ХХI  веке  благодаря  знанию  законов физики.

Наш  классный  час называется «Физика – главнейшая из  всех   наук о природе»  Сегодня мы  попытаемся  установить  связь  физики  не  только  с  общеизвестными  науками  математика,  астрономия,  электротехника,  но и с другими  более  возвышенными,  чувственными   областями деятельности  человека.  Попробуем доказать,  что законы  физики,  знания  о  физических  явлениях  используются всеми  и  всюду,   даже  теми  из  людей,  кто  считает,    что  физика  сложная,  скучная  и  непонятная  наука.

Послушайте  стихотворение А.А.  Фета.(  слайд стихотворение,  пейзаж  дождь,  капли.)

Ещё  светло   перед  окном,

В  разрывы   облак  солнце  блещет,

И воробей   своим  крылом,

В песке  купаяся,  трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь,  движется  завеса,

И  будто в золотой  пыли  

Стоит  за ней  опушка  леса.

Две  капли  брызнули в стекло,

От  лип  душистых мёдом  тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям  барабанит.

Какое природное   явление  так  поэтично  описывает  автор?  Дождь.

Назовите  физические  явления  о которых  идёт  речь  в стихотворении?

Ещё  светло   перед  окном, 

В  разрывы   облак  солнце  блещет (лучи  солнца)

Распространение  света

И воробей   своим  крылом,

В песке  купаяся,  трепещет

Что значит  трепещет?  Каким  физическим  термином  можно  выразить  действие  воробья? (Колебания  крыльев)

Качаясь,  движется  завеса

Колебания,  движение.

Что  такое  механическое  движение?

Две  капли  брызнули в стекло, (слайд падение капель.)

Падение  капель под  действием силы  тяжести.

Как образовались  на небе капли?   Испарение жидкости из  морей  и океанов  и  конденсация  в  капли.

От  лип  душистых мёдом  тянет,

Какое  явление  так  красиво  описывает  Фет?  

Диффузия

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям  барабанит

Падение  капель  под действием  силы  тяжести.

Не  правда ли   Фет  описал  в своём поэтическом произведении  сразу множество  физических  явлений?

Можно ли  утверждать,  что  литература  и  физика   взаимосвязаны?

Поэты  черпают  вдохновение  в  окружающем  мире,  описывают  физические  явления  и  достижения  науки.  В  этом мы  сегодня  ещё  не  раз  убедимся.

Подобные  описания  можно найти  и у  других  авторов.

Например,  Константин  Бальмонт  так писал  о  ветре:

Я-  вольный  ветер,  я  вечно  вею,

Волную  волны,  ласкаю  ивы.

В  ветвях вздыхаю.  Вздохнув,  немею,

Лелею  травы,   лелею  нивы.

Весною  светлой,  как  вестник  мая,

Целую  ландыш,  в  мечту  влюблённый,

И внемлет  ветру  лазурь  немая.

Красивый  отрывок .    А что же  такое   ветер  с  точки  зрения  физики?

Конвекционные потоки  в  атмосфере.  Воздух,   нагреваясь,  поднимается  над  землёй,  образуется  движение воздушных  масс ,  называемое  ветром.  Слайд  Морской  бриз.

  Огромные  конвекционные  потоки  движутся    в  прибрежной  зоне    океанов  и  морей.  В  летние дни суша нагревается  быстрее,  чем  вода,  поэтому  и воздух  над  сушей  прогревается  быстрее.  Тёплый  воздух  поднимается  вверх,  его  место  занимает  холодный  воздух  с  моря,   возникает  ветер.  Ночью  наблюдается  обратное  явление:  ветер  дует с берега  к  морю.  Это и есть  бриз.

Такие  конвекционные  потоки  формируются  в  огромных  масштабах  в атмосфере  и   определяют погоду,  климат  в  каждой   зоне на  земле.  Слайд  Циклон

Какая наука  изучает  климат,  моря и  океаны?    География

Правда ли,  что  география   изучает физические  явления?  Какие  ещё  физические  явления  вы  изучаете на уроках  географии?  Слайд (Водопад,  движение  рек,   смена  дня и ночи).  

А  теперь решим задачу:

Кто  движется  быстрее:  заяц  у  которого  скорость  72  км/ч  или   дельфин, у которого  скорость  20  м/с?

На  каких  уроках  вам приходилось  получать сведения о леопардах,   крокодилах,  членистоногих,  млекопитающих  и  прочих  живых  существах?

Правильно,  на  уроках  биологии.  Использует  ли биология  и связанные  с ней  науки  сведения    и знания  физики?

Конечно,   использует.  Попробуем  объяснить  некоторые  биологические    факты,   с  точки  зрения  физики.  

В  одном  пособии по  биологии  написано,  что  рост  человека  к  вечеру  уменьшается.  Почему?

Под действием силы  тяжести  за день сплющиваются  межпозвоночные  хрящи  и рост  человека  уменьшается.

Другой  интересный  пример:

Великий  немецкий  композитор  Людвиг  Ван  Бетховен,  будучи  глухим,  «слушал»  игру  на  рояле с помощью трости,  один конец  которой  упирал  в  рояль,  а  другой  держал  в  зубах.  Мог ли   Бетховен  слышать музыку ?  

(Да  колебания    рояля  передаются  через  трость и  достигая  зубов,  передают  им   своё движение.  Бетховен  чувствовал  вибрацию,  т.о.    «слушал»  музыку.)  Слайд  портрет  Бетховена,  музыка.

Физика  и музыка.

Что же  такое  музыка?  Как  возникают  чудесные мелодии?  Как  передаются  они  от   музыканта  к  слушателю?

Причина  - распространение  колебаний  в среде.   (демонстрация  камертон,  биение  лёгкого  шарика.).

Не любые  колебания  мы  слышим,  а  только те  частота  которых    лежит  в  диапазоне  от  20  до  20000 Гц.

Звуки бывают  громкие  и  тихие,   Высокие  и низкие,   приятные  и  не  очень.  Чем они  отличаются  друг  от  друга?  Осциллограмма  звука  или    демонстрация    виртуальной  л.р.

(  звучат различные  мелодии)

Слушаем  разную  музыку.  

«Священная  война»

История  и физика _        

Музыка (  Священная  война) становится  тише.

Прочтите  эти  строки.

Слайд

Что в наше время быть учёным?

Он должен быть достаточно умён…

Постойте  это очень отвлечённо.

Начнём сначала с фактов и имён.

Слайд портрет

Игорь Васильевич  Курчатов – выдающийся советский  физик, академик, мягкий и добрый  человек.  Под  его  руководством в 1949  году   в СССР  была  создана  атомная,  а  в 1953 году  водородная  бомба.  Это  был  вынужденный  шаг  учёного – этого требовала безопасность  Родины.  После испытания  термоядерной бомбы Курчатов  взволнованно  сказал:  «Это было такое  ужасное,  такое  чудовищное  зрелище!  Нельзя  допустить,  чтобы  это оружие  стали применять.»

Связь  каких  наук мы  видим ,   рассматривая это  отрывок  биографии учёного?

Какие  события   послужили  толчком для  развития  атомной  физики  и привели  к  созданию  в СССР  атомной  промышленности,?

Слайд. Текст.

6 августа 1945 года  над японским городом Хиросимой появились  три американских  бомбардировщика Б-29.  Было  8 часов 15 мин.От  самолёта отделилась и начала  падать вниз  бомба.

Через  43 секунды  на шестиметровой  высоте  бомба  взорвалась. Слайд  взрыв.  На фоне цифры

Во  время  взрыва в Хиросиме  погибло  200 тыс.  человек.   Свыше  375 тыс.  погибло от  последствий  ядерной  бомбардировки.

Пока  друг  с  другом  воюют  народы,

Пока народ и правитель – враги,

До тех пор познанье  законов природы

Полезно  одним  и  опасно другим.

Развитие  науки  идёт  семимильными  шагами.  Сейчас  человечество  знает  много  о  происхождении и  жизни  огромных  мегаобъектов  (Галактики,  звёзды, планеты)  и  много  о  самых  мельчайших    частицах  материи.  Атомах, элементарных частицах,  фотонах.  Развитие  науки  ведёт  к созданию  всё  новых и новых  технических  новинок.

Слайд физика и техника.

  Но и развитие  техники  в свою   очередь  ведёт  к  более  быстрому  развитию  науки.  Так  например,    современные  компьютерные  технологии позволяют    описать  математически  просчитать  очень  сложные  процессы,   созданы  электронные  телескопы  и  микроскопы- инструменты,  которые  позволяют  человеку  получить новую  важную,  доселе неизвестную  информацию.  Так  развивается  наука.

Итак,  рассмотрев  связь  физики  с  другими   науками и  разными областями  деятельности  человека  мы  убеждаемся,  что  физика – действительно  важная  наука,  так как она описывает   все  явления,  происходящие  вокруг  нас.  Даже  такие  лирические и духовные  области дятельности человека  как  литература и музыка  тоже  связаны  с законами  физики.

Поэты  описывают  явления, а музыканты  используют   звуки различных  параметров и радуют  нас  своим искусством.


Закрепление изученного материала

Для закрепления предлагаю сыграть в игру «Верно–неверно». Я зачитываю ситуацию, а вы поднимаете табличку с соответствующей надписью и поясняете свой ответ.

– Верно ли, что источником звука является любое колеблющееся тело? (Верно.)

– Верно ли, что в зале, заполненном публикой, музыка звучит громче, чем в пустом? (Неверно, пустой зал является резонатором.)

– Верно ли, что комар быстрее машет крыльями, чем шмель? (Верно, звук, производимый комаром, выше, следовательно, выше и частота колебаний крыльев.)

– Верно ли, что колебания звучащего камертона быстрее затухают, если его ножку поставить на стол? (Верно, колебания камертона передаются столу.)

– Верно ли, что летучие мыши видят с помощью звука? (Верно, летучие мыши излучают ультразвуковой импульс, а затем слушают отражённый сигнал.)

– Верно ли, что некоторые животные «предсказывают» землетрясение, ощущая инфразвук? (Верно, слоны чувствуют землетрясение за несколько часов и при этом крайне возбуждаются.)

– Верно ли, что инфразвук вызывает психические расстройства у людей? (Верно.)

В заключение предлагаю вам, переставив карточки с буквами, получить ключевые слова урока:

КВЗУ – ЗВУК;

РАМТНОКЕ – КАМЕРТОН;

ТРЬАКЗУВЛУ – УЛЬТРАЗВУК;

ФРАКВЗУНИ – ИНФРАЗВУК;

ОКЛАБЕИНЯ – КОЛЕБАНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Физика за чашкой чая"

Наука – дочь удивления и любопытства. Так сказал один мудрец, поэтому иногда парадоксальные вопросы вызывают наше удивление, заставляют нас думать, а самое главное – привлекают внимание, способствуют ...

Программа кружка по физике в 8 классе " физика для всех"

Программа кружка по физике для 7-8 классов "Физика для всех", расчитанна на 1 учебный год, обединяет учащихся 7 и 8 класса. Содержит подробное планирование учебного материала....

Факультативный курс по физике для 10 класса "Физика в задачах и тестах"

Пояснительная записка          Данный факультативный курс для 10 класса «Физика в задачах и тестах» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю....

Тематическое и поурочное планирование по физике 8 класс "Физика 8 " Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская

Рабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы « Физика 7-9» авторов Н.С. Пурышевой и Важеевской Н.Е. ...

Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля

Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в  форме ЕГЭ...

Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля

Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в  форме ЕГЭ...