Урок по теме "КПД механизма"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Гарибян Анаит Овиковна

Урок  по теме "КПД механизма" в соответсвии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_kpd_mekhanizma.doc77 КБ
Файл kpd_mekhanizma.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема: .КПД   механизма. 7класс

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений учащихся по теме.

  1. Методика урока: метод социального взаимодействия ,развивающее обучение, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии,  рефлексивная технология.
  2.  Цели урока:

Образовательные:

  1. Систематизация знаний обучающихся по теме «Простые механизмы. КПД простых механизмов»

1.2 Формировать умение находить КПД различных механизмов;
1.3 Повторить основные формулы темы с помощью теста и решения задач ;
1.4 Обеспечить усвоение формулы для расчёта КПД

1.5 Формировать у обучающихся умение осуществлять само- и взаимоконтроль с помощью использования дидактического материала.

Воспитательные:

2.1 развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач, развитие навыка работы в паре.

2.2 Развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности.

Развивающие:

3.1  Продолжать формирование умения анализировать условия задач;
3.2 Совершенствовать навыки самостоятельной работы

3.3  Активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы

3.4  Развивать умение правильно оформлять и решать задачи
3.5  Продолжать развивать монологическую речь к использованию физических терминов.

4. Учащиеся должны знать:

понятия:

4.1 сила;
4.2 плечо силы
4.3 работа полезная и затраченная
4.4 мощность

4.5 простые механизмы

4.6, условия равновесия рычага

4.7 выигрыш в силе, в расстоянии, «золотое правило механики»
4.8  КПД;

единицы физических величин:

4.9  силы;
4.10  плеча силы;
4.11 работы
4.12  мощности

4.13 КПД

формулы:

расчёта момента  силы,

4.14  M=Fl
расчёта работы

4.15  A=Fs

Расчёта КПД

4.16  η = А пол/Азатр

5. Учащиеся должны уметь:

5.1 использовать определение работы полезной и затраченной;
5.2  использовать определение плеча силы

5.3 использовать определение КПД

использовать формулы:

5.4 работы;
5.5 КПД  
Учитель: давайте решим задачу.

Морякам необходимо доставить на борт корабля бочки с пресной водой. Чтобы просто поднять их, надо приложить очень большую силу - силу, равную силе тяжести (весу) бочки. Такую силу моряки приложить не могут.

Что им необходимо сделать, чтобы решить проблему?

…. тогда они  кладут доски на край борта и землю и вкатывают бочки по образовавшейся наклонной плоскости, прикладывая силу, значительно меньшую, чем вес бочки!

Значит мы сегодня на уроке поговорим –

«Наклонная плоскость».

Учитель: цели - выяснить, что такое наклонная плоскость, вывести параметры и характеристики наклонной плоскости, найти примеры из жизни наклонных плоскостей.

Этап урока

Время

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности (Оргмомент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

(5 мин)

Приветствие: дорогие ребята, я рада вас видеть. Давайте поприветствуем наших гостей.

Подарим друг другу улыбки и начнём работать.

Прослушайте:  у нас немного необычный урок, необычный тем, что мы с вами к теме нашего урока подойдем через исследования, загадки и поэтому вы немного попозже узнаете тему нашего урока. У нас сегодня с вами урок полный загадок, давайте попробуем решить первую загадку.  

Морякам необходимо доставить на борт корабля бочки с пресной водой. Чтобы просто поднять их, надо приложить очень большую силу - силу, равную силе тяжести (весу) бочки. Такую силу моряки приложить не могут.

Что им необходимо сделать, чтобы решить проблему?

…. тогда они кладут доски на край борта и землю и вкатывают бочки по образовавшейся наклонной плоскости, прикладывая силу, значительно меньшую, чем вес бочки!

Значит мы сегодня на уроке поговорим о наклонной плоскости.

Без простых механизмов не возможна сегодняшняя жизнь и на заре человечества.

Ребята какими простыми механизмами мы пользуемся?

Я вам давала задание подготовить материал об использовании простых механизмов в прошлом.

С незапамятных времен люди используют для совершения механической работы различные приспособления. С помощью рычагов 3тыс. лет назад при строительстве пирамиды Хеопса в Древнем Египте передвигали и поднимали плиты массой 2.5 тонн на высоту до 147 метров. 
Простыми механизмами называют приспособления, служащие для преобразования силы. 
К простым механизмам относятся: рычаг и его разновидности- блок, ворот; наклонная плоскость и ее разновидности-клин, винт. 
В большинстве случаев простые механизмы применяют для того чтобы получить выигрыш в силе, т. е. увеличить силу действующую на тело, в несколько раз. 
- Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на нег, обратно пропорциональны плечам этих сил. Правило рычага было установлено Архимедом около 287-212 г. г. до н. э. Из этого правила следует, что меньшей силой можно уравновешивать при помощи рычага большую силу. При этом плечо меньшей силы должно быть длиннее плеча большей силы. 

Очень остроумно использована наклонная плоскость на Красноярской ГЭС, где вместо шлюзов действует судовозная камера, движущаяся по наклонной эстакаде.

Для ее передвижения необходимо тяговое усилие в 4000 кН.

Учитель: цели - выяснить, что такое наклонная плоскость, вывести параметры и характеристики наклонной плоскости, найти примеры из жизни наклонных плоскостей.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы

Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы

Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

Регулятивные  осознание  учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

Коммуникативные вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать

2

Актуализация опорных знаний

Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала

(5мин)

Давайте  продемонстрируем свой багаж знаний, отвечая на следующие вопросы теста:  

Вопросы  - Слайд 3:

  1. «Золотое правило» механики, применимое ко всем механизмам: Во сколько раз мы выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в …

А)мощности

Б)времени

В)работе

Г)силе

Д)расстоянии

  1. Какой из простых механизмов – неподвижный или подвижный блок дает выигрыш в силе

А)только неподвижный блок

Б)ни один не дает

В)все простые механизмы

Г)и подвижный блок, и рычаг

Д)и подвижный, и неподвижный

  1. Какой из простых механизмов может дать больший выигрыш в работе

А)подвижный блок

Б)наклонная плоскость

В)ни один не дает

Г)подвижный блок

Д)рычаг

  1. Какой из представленных рычагов будет находиться в равновесии
  2. Подвижный блок дает выигрыш в силе в ….

А) в 2 раза

Б) в 5 раз

В) в 4 раза

Г) в 3 раза

Д) в 6 раз

А что у нас за картинка получилась?

Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. Показывает слайд

 Выстраивает ответы на вопросы

Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос)  на основе соотнесения того, что известно

Коммуникативные умение выражать свои мысли, строить высказывания

3

Новые знания

Цель:

обеспечить восприятия, осмысление я первичного запоминания  знаний и способов действий, связей и отношений в объекте  изучения

(20 мин)

Работа в парах:

Ребята у вас у каждого на парте есть оборудование, давайте мы с вами назовем их.

1.А как вы думаете зачем нам нужна наклонная плоскость?

2.Что мы можем измерить динамометром?

(силу тяжести или вес)

Измерьте, пожалуйста, вес вашего бруска и запишите его значение в тетрадь.

3.А можем мы измерить силу, которую необходимо приложить для того, чтобы протащить груз вдоль наклонной плоскости?

Измерьте эту силу и запишите ее значение в тетрадь.

4.Как можно рассчитать работу силы тяжести при поднятии вашего бруска на вершину наклонной плоскости?

Измерьте высоту наклонной плоскости и запишите в тетрадь. Рассчитайте значение работы силы тяжести.

5.Как можно рассчитать работу силы тяги?

Измерьте длину наклонной плоскости и запишите в тетрадь. Рассчитайте значение работы силы тяги.

6.Сравните значения работ. Как вы думаете, почему у вас получились разные значения.

Физминутка.

Величина показывающая какая часть от всей совершенной работы перейдет в полезную, выраженная в процентах, называется коэффициентом полезного действия.

КПД обозначается буквой η.

η=Апз*100%

Апз

η<100%

Работа в группах: ребята получают карточки с экспериментальным заданием

Цель работы в группах: определить факторы от которых зависит КПД наклонной плоскости

1 группа:  зависимость КПД наклонной плоскости от угла наклона

2 группа:  зависимость КПД наклонной плоскости от веса тела

3 группа: зависимость КПД наклонной плоскости от поверхности

Экспериментальное задание 1

Оборудование: штатив, наклонная плоскость, грузы, динамометр, линейка, рабочий лист.

Ход работы: с помощью динамометра определить вес тела, на наклонную плоскость положить тела и определить силу тяги. Рассчитать полезную, затраченную работу и КПД плоскости.

Сделать вывод о зависимости КПД от угла наклона.

Экспериментальное задание 2

Оборудование: штатив, наклонная плоскость, грузы, динамометр, линейка, рабочий лист.

Ход работы: с помощью динамометра определить вес тела, на наклонную плоскость положить тела и определить силу тяги. Рассчитать полезную, затраченную работу и КПД плоскости.

Сделать вывод о зависимости КПД от веса тела.

Экспериментальное задание 3

Оборудование: штатив, наклонная плоскость, грузы, динамометр, линейка, рабочий лист.

Ход работы: с помощью динамометра определить вес тела, на наклонную плоскость положить тела и определить силу тяги. Рассчитать полезную, затраченную работу и КПД плоскости.

Сделать вывод о зависимости КПД от поверхности.

Запишем выводы в тетрадь.

Подводит обучающихся к формулировке определения зависимости КПД наклонной плоскости от различных факторов.

Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, предлагает экспериментальные задания, организует работу учащихся в группах,  формулирует экспериментальные задания, подводит к выводу.

Выдвигает проблему. Организует беседу . Следит за вовлечённостью     учащихся в работу на уроке. Уточняет понимание учащимися  данного явления

На основании схемы участвуют в создании определения зависимости КПД наклонной плоскости от различных факторов,  производят мысленный эксперимент,  выполняют записи в тетради, озвучивают определение, отвечают на вопросы выполняют экспериментальные задания по карточкам,  высказывают своё мнение и предположение в группах, выявляют закономерности, формулируют выводы наблюдений,  записывают выводы в тетрадь.

Высказывают своё  мнение. Озвучивают понятие. Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают обратные процессы.

Познавательные умение строить логическую цепь размышлений, умение  устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск,  умение  выделять  необходимую информацию

Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами

Регулятивные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий, способен к волевому усилию

Личностные: осознаёт личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон

Познавательные: умение строить логическую цепь размышления, умение формировать анализ и синтез.

Личностные:умение внести необходимые дополнения и коррективы

Коммуникативные: умение вступать в диалог,  умение создавать устные высказывания

4

Первичная проверка знаний

Цель: фиксация полученных знаний  при решении качественных задач

( 8 мин)

 Решение задачи (про моряков).

Задача:

Для подъема бочки массой 200 кг на борт корабля высотой  5 м, необходимо приложить вдоль доски длиной 10 м силу равную 1400Н. Определите КПД.

Контролирует выполнение качественных задач,  обеспечивает мотивацию выполнения,  осуществляет индивидуальный контроль.

Выполняют  по очереди  задания, высказывают своё мнение,  слушают ответы, анализируют.

Личностные: умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации

Регулятивные: умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Познавательные: умение применять знания в новой ситуации

5

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Домашнее задание

Цель:  зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности, согласовать домашнее задание.

(2мин)

Всю жизнь идет спор между физиками и лириками, говорят, что физика наука сухая. А давайте мы на минуточку из физиков превратимся в лириков.

Сочинить стихотворение, используя слова:

Наклонная, и, без, рычаг, не, вашей,  никак, плоскость, можем, блок, и, помощи.

А у меня получилось так:

Наклонная плоскость, блок и рычаг-

Без них обойтись мы не можем никак.

И в делах, и в жизни вы очень нужны,

В общем, для всех вы очень важны.

Ваш КПД сегодня на уроке

  1. 100%
  2. больше 100%
  3. меньше 100%
  4. 0%

Подводим итоги урока. Вопрос: Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  Домашнее задание будет следующим:

1)§ 61,Л.786

2)Подготовить доклады:  

  • Простые механизмы у меня дома и на даче
  • Устройство мясорубки
  • Простые механизмы в школе
  • Простые механизмы в строительстве
  • Простые механизмы и тело человека

Даёт задание, организует проверку и самопроверку, акцентирует внимание на конечных результатах, организует рефлексию, даёт комментарии к домашнему заданию

Отвечают на вопросы,  формируют конечный результат,  рассказывают что узнали,  чему научились,  какие трудности испытали, записывают домашнее задание, получают консультацию

Личностные: умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи , умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость

Регулятивные: умение осуществлять  итоговый контроль

Познавательные: умение познавать цель и результат

Коммуникативные: умение проявлять активность  в деятельности



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морякам необходимо доставить на борт корабля бочки с пресной водой. Чтобы просто поднять их, надо приложить очень большую силу - силу, равную силе тяжести (весу) бочки. Такую силу моряки приложить не могут. Что им необходимо сделать, чтобы решить проблему?

Слайд 2

Примеры наклонной плоскости Горные дороги вьются пологим "серпантином"

Слайд 3

Лестница

Слайд 4

Очень остроумно использована наклонная плоскость на Красноярской ГЭС, где вместо шлюзов действует судовозная камера, движущаяся по наклонной эстакаде. Для ее передвижения необходимо тяговое усилие в 4000 кН.

Слайд 7

Тест Ответьте на вопросы мудрой совы и закрасьте соответсвующие прямоугольники

Слайд 8

Тест №1 №2 №3 №4 №5 А Б В Г Д

Слайд 9

Тест «Золотое правило» механики, применимое ко всем механизмам: Во сколько раз мы выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в … А)мощности Б)времени В)работе Г)силе Д)расстоянии

Слайд 10

Тест 2.Какой из простых механизмов – неподвижный или подвижный блок дает выигрыш в силе А)только неподвижный блок Б)ни один не дает В)все простые механизмы Г) и подвижный блок, и рычаг Д)и подвижный, и неподвижный

Слайд 11

Тест 4.Какой из представленных рычагов будет находиться в равновесии F 1 F 2 F 1 F 1 F 1 F 2 F 2 F 2 А ) Б ) В ) Г )

Слайд 12

Тест 5.Подвижный блок дает выигрыш в силе в …. А) в 2 раза Б) в 5 раз В) в 4 раза Г) в 3 раза Д) в 6 раз

Слайд 13

Работа в парах Оборудование Штатив Доска Брусок Динамометр Мерная лента (линейка)

Слайд 14

Оформление результатов работы Таблица Вес тела Р, Н Высота h, м А пол , Дж Сила F , Н Длина s , м А затр , Дж Вывод:

Слайд 15

Зарядка для глаз

Слайд 54

Спасибо зарядке!

Слайд 55

Какую работу называют полезной? Задание: Бочку массой 200 кг надо поднять на борт корабля на высоту 5 м. Работу, которую необходимо совершить непосредственно для выполнения конкретного задания, называют ПОЛЕЗНОЙ.

Слайд 56

Какую работу называют полной (затраченной)? Задание: Бочку массой 200 кг надо поднять на борт корабля на высоту 5 м.

Слайд 57

КПД простых механизмов Тема урока:

Слайд 58

Коэффициент полезного действия (КПД) Отношение полезной работы к полной работе, выраженное в процентах называется коэффициентом полезного действия механизма КПД = Ап Аз η = Ап Аз ∙ 100 % « этта » Коэффициент полезного действия не может быть больше 1 (или 100 %), т.к. на практике всегда действуют силы сопротивления.

Слайд 59

Как увеличить КПД? Рычаг Наклонная плоскость Блок Учитывали ли мы при расчёте работы: Вес рычага? Вес крючков? Трение? Трение между телом и плоскостью? Вес блока? Вес верёвок? Трение? Для увеличения КПД необходимо уменьшить трение и использовать лёгкие, но прочные материалы

Слайд 60

Проблема От чего может зависеть КПД наклонной плоскости?

Слайд 61

Исследовательская работа Как зависит КПД при подъеме тела по наклонной плоскости от высоты наклонной плоскости ? Как зависит КПД при подъеме тела по наклонной плоскости от веса тела ? Как зависит КПД при подъеме тела по наклонной плоскости от поверхности наклонной плоскости ?

Слайд 62

Гипотеза Если увеличить (уменьшить) высоту наклонной плоскости, то КПД при подъеме тела по наклонной плоскости не изменится (увеличится, уменьшится). Если увеличить (уменьшить) вес тела, то КПД при подъеме тела по наклонной плоскости не изменится (увеличится, уменьшится). Если уменьшить (увеличить) трение, то КПД при подъеме тела по наклонной плоскости не изменится (увеличится, уменьшится).

Слайд 63

Исследовательская работа Как зависит КПД при подъеме тела по наклонной плоскости от высоты наклонной плоскости ? Как зависит КПД при подъеме тела по наклонной плоскости от веса тела ? Как зависит КПД при подъеме тела по наклонной плоскости от поверхности наклонной плоскости ?

Слайд 64

Оформление результатов исследования Таблица Вес тела Р, Н Высота h, м А пол , Дж Сила F , Н Длина s , м А затр , Дж КПД, % Вывод:

Слайд 65

Задача: Для подъема бочки массой 200 кг на борт корабля высотой 5 м, необходимо приложить вдоль доски длиной 10 м силу равную 1400Н. Определите КПД.

Слайд 66

Из предложенных слов составьте стихотворение Наклонная, и, без, рычаг, не, вашей, никак, плоскость, можем, блок, и, помощи

Слайд 67

Наклонная плоскость, блок и рычаг- Без них обойтись мы не можем никак. И в делах, и в жизни вы очень нужны, В общем для всех вы очень важны.

Слайд 68

Домашнее задание § 61 , читать, отвечать на вопросы;подготовиться к лабораторной работе №14, Л.№786

Слайд 69

Творческое домашнее задание Простые механизмы у меня дома Устройство мясорубки Простые механизмы на даче Простые механизмы в строительстве Простые механизмы и тело человека

Слайд 70

Ваш КПД сегодня на уроке 0% 100% больше 100% меньше 100%

Слайд 71

Спасибо за работу на уроке! Правильный ответ: меньше 100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Использование простых механизмов"

презентация к уроку по физике 7 кл. "Использование простых механизмов", прогр. А.А.Пинского...

Урок физики "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге"

Урок физики с использованием ЭОР в 7 классе по теме: "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге"...

Конспект урока по теме "Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания"

Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникативных технологий (кабинет 3D)...

Разработка урока на тему: «Механизмы вдоха и выдоха».

Разработка урока на тему: «Механизмы вдоха и выдоха»....

Конспект урока "Понятие о механизме и машине"

Конспект урока "Понятие о механизме и машине"...

урок-игра "Простые механизмы"

представлен план-конспект урока "Простые механизмы". Этот урок подойдет для обобщения-повторения в 7 классах. так же его можно использовать как открытый урок во время предметной недели....

методическая разработка урока по обществознанию "Механизмы рыночного саморегулирования. Законы спроса и предложения"

методическая разработка урока по обществознанию "Механизмы рыночного саморегулирования. Законы спроса и предложения"...