Методическая разработка урока в 9 классе "Законы Ньютона"
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Федотова Зинаида Ивановна

Обобщающий урок "Законы Ньютона" в игровой форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Законы Ньютона»

Учитель:  Федотова Зинаида Ивановна , учитель физики высшей категории

        ГБОУ СОШ 420 Колпинский район Санкт-Петербург

Предмет – физика 9 класс

Тип урока – Обобщающий в игровой форме

                                                 2о14 год Санкт-Петербург

Методическая разработка

урока по физике в 9 классе

« Законы Ньютона » - 2 урока по времени

  • Обобщающий урок основных законов динамики – законов Ньютона
  •  Обобщение в игровой форме, закрепление знаний, полученных по теме, видение проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствование навыков решения качественных и расчётных задач, расширение кругозора учащихся, развитие коммуникативных возможностей.

На доске эпиграфы:                    

Сделал, что мог, пусть

 другие сделают лучше.

Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.

 Исаак Ньютон (1643-1727гг)

Сопровождение урока.  

Плакат с эпиграфом, портрет Ньютона, выставка литературы для дополнительной чтения, плакат:

Мы, играя, проверяем,

что умеем и что знаем!

Пред подготовка:

  1. Класс делится на три равные команды, равные по силам.
  2. Выбирается капитан
  3. Получают задания – подготовит рекламный ролик I, II,  III  законов Ньютона.
  4. Команды изучают литературу по истории жизни и деятельности Ньютона, приносят книги на урок или выдержки на цифровых носителях.  

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Конкурсы и игры.

«Доверяй, но проверяй!»

- 2 человека из команды получают экспериментальные задания и через несколько минут представляют классу опыт и анализ результата.

Задания примерные следующие :

  1.  Проведите опыт: положите на стакан почтовую открытку, а на открытку – монету. Ударьте по открытке резким щелчком.

Почему открытка отлетает, а монета падает в стакан? Почему монета не падает, если медленно тянуть открытку к себе?

  1. С помощью динамометра определите разрывное усилие для швейных ниток №40.

Возможен ли обрыв нити при подъеме гирьки массой 200 г вертикально вверх? При каких условиях? С каким ускорением можно поднимать гирьку?

  1. Сравните интенсивность двух цилиндров (железного и алюминиевого).

Оборудование: нить длиной 500 мм с петлями на концах, штатив.

Соедините цилиндры нитью и подвесьте их на штативе. Отклоните оба цилиндра в противоположные стороны на одинаковые расстояния от положения равновесия и одновременно отпустите их. Наблюдайте за отклонениями цилиндров после взаимодействия.

Какой из цилиндров обладает большей инертностью: железный или алюминиевый?

  1.  «Колесо истории»

Участвуют все учащиеся класса. На экране вопросы – викторина из истории и деятельности Ньютона. Верный ответ – балл в «копилку» команды. Примерные вопросы:

  1. Назовите дату рождения Исаака Ньютона.

(25 декабря 1642 г. по старому стилю, 4 января 1643 г. по новому стилю).

  1. В каком университете (и колледже) учился Ньютон с 1661 г.? (Кембриджский университет, колледж святой Троицы (Тринити-колледж.)
  2. Студенты колледжа по происхождению и имущественному положению делились на группы. Высшую группу составляли «коммонеры», платившие наиболее высокую плату и получавшие право обедать вместе с членами колледжа. Основную массу студентов составляли «пенсионеры», платившие полную плату, но не имевшие особых привилегий; за ними следовали «сайзеры», платившие меньше, «пенсионеров» и обязанные за это прислуживать членам колледжа, и, наконец, беднейшие «субсайзеры», освобожденные от платы, но зато обязанные обслуживать бакалавров, магистров и более обеспеченных студентов. К какой группе принадлежал Ньютон?

(Ньютон был принят в Тринити-колледж субсайзером, и его самолюбие очень страдало от унизительного положения слуги, в которое он был поставлен вследствие скромного имущественного положения своей семьи.)

  1. Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета?

(27 лет. С тех пор Кембридж стал славиться не богословием, а физикой и математикой, получение же кафедры, на которой работал Ньютон, стало делом чести для английских ученых.)

  1. В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности?

(Оптика. Он усовершенствовал модель нового типа телескопа-рефлектора, открыл явление дисперсии.)

  1. В 1696 г. министр финансов Англии Монтегю вспомнил о своем великом друге Ньютоне и решил привлечь его к делу оздоровления финансов страны. Какое предложение получил от него Ньютон?

(15 марта 1696 г. он получил официальное извещение от Монтегю о назначении его, Ньютона, хранителем Монетного двора. Кембриджский период жизни Ньютона закончился, начался последний, лондонский период - период общественного признания заслуг Ньютона и его прижизненной славы.)

  1. В какой работе Ньютона изложены его знаменитые законы?

(1687 г., «Математические начала натуральной философии». Эта книга оказала огромное влияние на развитие науки и научного мышления. В ней Ньютон дает образец научного подхода к явлениям природы и техники, вооружает науку точным методом, определяет развитие физики на целых два столетия вперед.)

  1. От единичного факта - падения яблока - Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому? (В 1667 г. Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащий в основе небесной механики.)
  2. Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни? (В 1705 г. королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В Королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом, был богат и окружен вниманием своей племянницы.)
  3. Где похоронен Ньютон?

(Ньютон скончался в ночь с 20 на 21 марта 1727 г. Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве, английском национальном пантеоне. Надпись на памятнике над его могилой заканчивается словами: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение человеческого рода». На статуе Ньютона в Кембридже высечен стих из Лукреция: «Разумом он превосходит род человеческий».)        

  1.  «Цепочки»

Каждая команда получает структурно-логическую схему с пробелами. Схемы на отдельных листах. Каждую строчку заполняет следующая парта. Быстрота и правильность – победа команде, а каждому верно ответившему ученику – баллы в личный зачёт. Учёт ведет капитан.

Составить структурно-логическую схему по I закону Ньютона.

                                       

Какое состояние наблюдается у тела?            

Почему?

    Какой закон объясняет?

Так как сил несколько, то можно найти их …, по правилу…

Что будет с телом? а? V?

Почему?

Составь структурно-логическую схему по II закону Ньютона.

Какой одной силой можно заменить эти 2 силы, приложенные к телу? Как она называется?

Какое ускорение появится у тела?

Как его рассчитать? Какой закон

используется?

Куда будет направленно ускорение?

Если бы , то…

Составить структурно-логическую схему по III закону Ньютона.

Какое соотношение необходимо использовать, чтобы определить ?

Как рассчитать силы, действующие на тела? Какой закон применить?

Что можно сказать о направлении этих сил? Какой закон об этом говорит?

Каковы эти силы по природе? Компенсируют ли они друг друга?

  1.  «Кто кого»

Участвуют  все, работая в рабочих тетрадях. Предлагаю для решения однотипные задачи. Первый донимает руку и называет ответ. Если правильно, фиксирует ответ на доске. Победителю – балл, который идёт в личный и командный зачёт.

1).Построить вектор равнодействующей сил и найти ее модуль.

                                                                         

                                                        

Рис.2

                                       

                                       

Рис.3

                                       

                                                               

Рис. 4

                                           

2). К телу приложены две силы  и . Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения.

                                                       

Рис.5

Ответ:

К телу приложены две силы  и . При этом тело движется с ускорением . Показать направление вектора ускорения. Найти массу тела.

                                                       

Рис.6

Ответ:

К телу приложены две силы  и .. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения.

                                                       

Рис.7

Ответ:

  1. Реклама

Творческий конкурс – домашнее задание. Представление командами номеров, в которых рекламируют законы Ньютона.

  1. Игра «Интересный вопрос»

Команды задают друг - другу интересные вопросы, подготовленные заранее.

Время обсуждения 1,5 минуты. Правильный ответ 1 балл, баллы в личном зачёте фиксирует капитан.

  1. Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега, и лошадь движутся вперед?

О т в е т: Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.

  1. Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету . Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?

Ответ: Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с(2), а земному шару - во столько же раз меньше, во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю.

  1. История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения

механики результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?

Напоминаем: ...Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад,

А щука тянет в воду.

Лебедь

Рак

Вода

Щука                                       F

Ответ : Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю.

Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем самым вес воза.

Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.        

Подведение итогов, награждение участников

Заключительное слово учителя;

- Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика - отнять у нег место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.

Разбуженного джинна познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.

Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит и у вас, девятиклассников, жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» попрежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.

Литература.

  1. Блинов В. Н. Тесты по физике. 9 кл. - Саратов: Лицей, 1997.
  2. Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике. 8 кл. (Дидактический материал): Пособие для учителя / В. А. Буров,

А. И. Иванов, В. И. Свиридов / Под ред. В. А. Бурова. М.: Просвещение, 1985.-64 с.: ил.

  1. Вологодская 3. А., Усова А. В. Дидактический материал по физике.

8 кл.: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1988.-80 с.: ил.

  1. Дягилев Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов: Кн. Для учащихся.-М.: Просвещение, 1986.-255 с.: ил.
  2. Колтун М. Мир физики-М.: Детская литература, 1984.-271 с.: ил.
  3. Кудрявцев П. С. Исаак Ньютон-М.:Учпедгиз, 1963- 141 с.
  4. Перельман Я. И. Занимательная физика: В 2 кн. Кн. 2-я. - М.: Наука, 1976.-272 с.: ил.
  5. Саенко П. Г. Физика: Учеб. для 9 кл. сред, шк- М.: Просвещение, 1992,-175 с.: ил.
  6. Слово о науке: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Кн.2-я/Сост., авт. предисловия и введений к главам Б. С. Лихтенштейи- М.: Знание, 1986,-288 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока Законы Ньютона в 10 классе

Урок  по теме "Законы Ньютона" базовый курс. 10 - й классПродолжительность урока 45 минутТип урока: комбинированный, урок обобщающего повторения, коррекции и контроля знаний.Форма организации раб...

Методическая разработка урока: Решение задач на применение законов Ньютона

Данный урок позволяет применить законы Ньютона для решения задач на примере снегохода. Методическая разработка сопровождается презентацией....

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методологическая разработка урока физики «Законы Ньютона» 9 класс

для подготовки выпускников основной школы к ГИА...