Конспект урока физики по теме: "Величины, характеризующие колебательное движение".
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Урок физики с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velichiny_kharakterizuyushchie_kolebatelnoe_dvizhenie.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по физике 9 класс
Величины, характеризующие колебательное движение
Цели:
- познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение, выяснить от чего зависит период колебаний;
- развить умения применять знания на практике, включать в разрешение учебных проблемных ситуаций, развивать логическое мышление;
- воспитать познавательный интерес, активность, интерес к познанию нового учебного материала.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: штативы, секундомеры, линейка, циркуль, шарик с нитью.
- Организационный момент.
Добрый день! Я рада всех вас видеть и желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.
Когда мы улыбаемся,
Мы самоисцеляемся
И с силой наполняется,
Дарующей успех.
Поработаем, ребята, сегодня для ума и души.
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос: продолжите фразу:
- Движение, при котором тело откланяется то в одну то в другую сторону, называется …
- Основной признак …
- Колеблется тело на нити или тело на пружине …
- Математическим маятником называется …
- Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии, называются …
- Свободно колеблющиеся тела взаимодействуют с другими телами и вместе с ними образуют систему тел, которая называется …
- Одно из основных общих свойств колебательных систем заключается …
II. Основная часть. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником.
- Колебательное движение характеризуют такие величины как амплитуда. Период и частота.
(Класс разделен на группы. Учащиеся работают в группах 1 группа – изучает амплитуду, 2 – период, 3 – частоту). Заполняя таблицу
Название величины | Обозначение | СИ | Формула |
Амплитуда | А | м | - |
Частота | ν | Гц | ν=1/Т ,ν=N/t |
период | Т | С | Т = 1/ ν, T=t/N |
Вывод делает каждая группа, остальные сверяют
- Решение задач. Закрепление.
- Определите период и частоту материальной точки, совершающей 50 полных колебаний за 20 с.
- Сколько колебаний совершит материальная точка за 5 с при частоте колебаний 440 Гц.
- Практическая работа.
- Как вы думаете от чего зависит период колебаний?
- Итак, ставим задачу: выяснить, от чего зависит период колебаний математического маятника. Разбивается класс на 3 группы «экспериментаторов». Каждая группа получает задание:
Задание для группы 1. Определить опытным путем зависит ли период колебаний математического маятника от его массы.
Оборудование: штатив с муфтой, нить, набор грузов, секундомер.
Задание для группы 2. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от амплитуды колебаний.
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.
Задание для группы 3. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от его длины.
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, сантиметровая лента, секундомер.
Далее, один из учащихся каждой группы рассказывает о проведенных опытах и записывает результаты опытов на доске в таблицу:
№ опыта | длина, м | масса, кг | период, с |
1 | 1 |
|
|
2 | 1 |
|
|
№ опыта | длина, м | амплитуда, м | период, с |
1 | 1 |
|
|
2 | 1 |
|
|
№ опыта | длина, м | масса, кг | период, с |
1 |
| 0,1 |
|
2 |
| 0,1 |
|
Вывод: период колебаний математического маятника
не зависит от массы тела, не зависит от амплитуды колебаний, а зависит от длины математического маятника.
- Обобщение
- Назовите величины, характеризующие колебательное движение.
- Как обозначается период колебаний и как его найти период колебаний.
- Как обозначается частота и как ее найти.
- От чего зависит период колебаний математического маятника.
VI. Итог урока. Выставление оценок за работу в классе.
Всюду в нашей жизни мы встречаемся с колебательными движениями: периодически движение участков сердца и легких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблется атомы в узлах кристаллической решетки. Ученый Л.И. Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики, то можно увидеть, что главные открытия были связаны по существу с колебаниями.
“ Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет”
Фирдоуси (персидский поэт).
V. Домашнее задание.
Задание для группы 1. Определить опытным путем зависит ли период колебаний математического маятника от его массы.
Оборудование: штатив с муфтой, нить, набор грузов, секундомер.
Задание для группы 2. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от амплитуды колебаний.
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.
Задание для группы 3. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от его длины.
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, сантиметровая лента, секундомер.
№ опыта | длина, м | масса, кг | период, с |
1 | 1 |
|
|
2 | 1 |
|
|
№ опыта | длина, м | амплитуда, м | период, с |
1 | 1 |
|
|
2 | 1 |
|
|
№ опыта | длина, м | масса, кг | период, с |
1 |
| 0,1 |
|
2 |
| 0,1 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок физики в 9 классе по теме "Величины,характеризующие колебательное движение"
урок изучения нового материала. При объяснении используются проблемный и исследовательский методы обучения...
Тема: Величины, характеризующие колебательное движение.
Научить определять величины, характеризующие колебательное движение. ...
Колебательное движение.Величины характеризующие колебательное движение.
Урок разработан с использованием ЭОР, даны ссылки видео и интерактивных моделей ,...
Сценарий урока в 9 классе "Величина, характеризующие колебательное движение"
Урок соответсвует всем требованиям ФГОС. Урок изучения нового материала полностью построен на совместной деятельности учителя и учащихся, выводы делаются детьми на основе самостоятельно проделан...
План урока по теме: "Величины, характеризующие колебательное движение"
9 класс (урок №___) ПЛАН УРОКА Тема: Величины, характеризующие колебательное движ...
Технологическая карта урока по физике в 9 классе. Тема: "Величины, характеризующие колебательное движение"
Изучение нового материала....
Технологическая карта урока физики в 9 классе "Величины, характеризующие колебательное движение"
Даннная методическая рарзаботка урока физики в 9 классе направлена на фрормирование функциональной грамотности на уроках физики....