Развитие экономического мышления на уроках физики.
статья по физике (10 класс) по теме

Мкртычян Елена Георгиевна

Чтобы выпускники школы  могли  сознательно  и активно участвовать в ускорении  НТП , в экономии всех ресурсов, с которыми они будут иметь дело на своих рабочих местах,  им должны быть сообщены элементарные экономические сведения, и – главное у них должно быть развито экономическое мышление, которое позволяет понимать научные основы экономической политики государства, подходить к оценке любого научно - технического факта с точки зрения его экономической эффективности, применять имеющиеся знания для решения конкретных технико-экономических  задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_ekonomicheskogo_myshleniya_na_urokakh_fiziki.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель физики высшей категории

 ЧОУ-СОШ «Новый путь» г. Армавира

Мкртычян Елена  Георгиевна.

                                                                                                                                                                         

            Развитие экономического мышления  на уроках физики.

     Одной из главных особенностей  современного этапа НТП является повсеместное ресурсосбережение, ориентация на экономически выгодные образцы техники, технологии, способы производства.

     Чтобы выпускники школы  могли  сознательно  и активно участвовать в ускорении  НТП , в экономии всех ресурсов, с которыми они будут иметь дело на своих рабочих местах,  им должны быть сообщены элементарные экономические сведения, и – главное у них должно быть развито экономическое мышление, которое позволяет понимать научные основы экономической политики государства, подходить к оценке любого научно - технического факта с точки зрения его экономической эффективности, применять имеющиеся знания для решения конкретных технико-экономических  задач.

     Немалый  вклад в  развитие  экономического  мышления учащихся может внести обучение физике. При изучении данного предмета можно на конкретных примерах показать, что новейшие физические исследования играют решающую роль в научно-техническом и социальном прогрессе, что между процессом познания и НТП существует связь: материальные потребности общества обусловливают возникновение и развитие новых направлений физики, порождают стимулы совершенствования техники.

Человечество постоянно находится в поисках экономических и надежных машин и агрегатов, генераторов и двигателей, источников света, линий электропередач, высокотемпературных сверхпроводников и т. д. Решающую роль в их совершенствовании  играют экономические стимулы - борьба за повышение КПД, за уменьшение потерь энергии, за экономию природных богатств  страны.

     На уроках физики  в кратком историческом обзоре  целесообразно напомнить  учащимся что,  например, термодинамика возникла в ХІХ  в. в связи с необходимостью  повысить  КПД и найти оптимальные условия эксплуатации изобретенного к тому времени парового двигателя; физика плазмы особенно быстро начала развиваться лишь в середине нашего века благодаря необходимости  решения проблемы управляемого термоядерного синтеза, неудовлетворенность  потребностей интенсивно развивающейся в конце ХІХ в. промышленности паровыми двигателями стимулировала развитие учения об электричестве и создание первых электрических машин, а на этой основе - бурное развитие электротехники.

     С целью развития экономического  мышления учащихся, их навыков экономического анализа технических проблем, решения задач на производственные темы  можно предложить специальные вопросы, например:

-почему инженерная мысль не остановилась на изобретении парового двигателя, а продолжала и продолжает поиски других типов тепловых двигателей?

-случайно ли то, что каждая отрасль теплотехники использует двигатели одного вида?

-чем обусловлено использование в теплоэнергетике дешевых видов топлива?

-как объяснить решение специалистов «транспортировать» электроэнергию из мест залегания дешевых топлив Сибири в европейскую часть России?

-прочему сейчас отдано преимущество строительству тепловых  и атомных электростанций, хотя ГЭС дают самую дешевую электроэнергию?

     В результате обсуждения такого типа вопросов школьники подводятся к  выводу, что при решении какой-либо технико-экономической задачи из всех возможных вариантов  целесообразно выбрать тот, который дает наибольший экономический эффект.

Используя  публикуемые в периодической печати сведения о ходе выполнения народнохозяйственных планов, экономии сырья и энергии на основе достижений физики, полезно составлять задачи, иллюстрирующие актуальность экономических проблем, стоящих перед государством, например:

-сколько должно быть сэкономлено условного  топлива за счет использования гидроресурсов, если ГЭС выработают 230 млрд. кВт·ч электроэнергии? Сколько могла бы работать на этом топливе Конаковская  ГРЭС,  потребляющая ежесуточно 18 тыс.т. угля?

     Вопросы экономического характера  полезно  предлагать и к лабораторным работам:

-что вы знаете об экономичности электрического двигателя?

-из каких экономических соображений  для изготовления  соединительных проводов используют обычно алюминий и медь?

     При проведении производственных экскурсий  необходимо акцентировать внимание учащихся на влиянии научно- технического прогресса на производительность труда и себестоимость продукции, показывать внедрение передовой технологии, оборудования и сравнивать их с предшествующими поколениями техники по эффективности, материалоемкости продукции т.д.

     С целью  развития экономического мышления учеников, показывая неуклонный рост выработки электроэнергии, полезно выделить  тенденцию планомерного увеличения единичной мощности энергоблоков, устанавливаемых на электростанциях, и пояснить её экономическую целесообразность примером.

     С точки зрения  экономического воспитания  полезно  рассказать учащимся и о принципе централизованного снабжения потребителей от общей энергосети. В стране создаются замкнутые региональные системы, охватывающие крупные экономические районы и входящие в состав Единой энергетической системы страны, что позволяет сбалансировать потребление электроэнергии. Известно, что  когда на Дальнем  Востоке начинается день - повышается потребление электроэнергии, на территории европейской части оно снижается, так как здесь день на исходе; вырабатываемая в этом регионе электроэнергия может быть « переброшена» туда, где  в этот момент  ней особенная нужда. В связи  с рассмотрением этого вопроса  надо пояснить  экономический смысл введения «летнего» времени: экономический выигрыш получается в результате сдвига рабочего времени в сторону «светлой» части дня, что позволяет разгрузить энергетические системы в пиковые часы, уменьшить длительность искусственного  освещения помещений. (Ежегодная экономия электроэнергии благодаря введению «летнего»  времени  ~2 млрд. кВт·ч; это почти столько же, сколько вырабатывает Братская ГЭС за месяц.)

Интересным  материалом для экономического воспитания школьников является рассмотрение таких физических понятий и вопросов, как КПД механизмов и устройств, экономическая целесообразность передачи электроэнергии  под высоким   напряжением, сооружение ЛЭП переменного тока и постоянного тока, строительство атомных и гидроэлектростанций, применение МГД - генераторов, использование криогенной техники и.т.д.

Полезны подготовка и обсуждение рефератов, на экономическую тематику. Например: «Что дает автомобильному транспорту эксплуатация сверхмощных машин?», «Экономический эффект от использования крупных электростанций »

Эффективны уроки-семинары, лекции, конференции по темам  физико -технического характера: «Успехи  страны в освоении космического  пространства», «Механика и механизация производства» и т.д.

     Развитию экономического мышления учащихся в значительной степени способствует воспитание у них бережного отношения к  школьному оборудованию, и в частности к физическим приборам, которыми они пользуются при выполнении лабораторных работ и работ физического практикума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание обучающей среды как важнейший фактор развития УУД на уроках физики.

Пезентация создана к выступлению на межрайонной конференции. Раскрывает содержание данной тематики....

Развитие самостоятельности на уроках физики через икт

Современные подходы в образовании требуют не поднесения готовых знаний и последующее их заучивание учащимися, а обучение методам самостоятельной работы, что позволит ученикам самим пополнять свои знан...

Развивающее обучение, как основа творческого развития учащихся на уроках физики

Цепи и задачи:1. Изучить:    а. теорию развивающего обучения    б. виды самостоятельной деятельности учащихся при изучении физики    в. опыт учителей, успешно решивших эт...

Статья "Развитие самостоятельности на уроках физики"

Статья "Развитие самостоятельности на уроках физики"...

Эссе: «Развитие самостоятельности на уроках физики».

Эссе: «Развитие самостоятельности на уроках физики»....

Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"

Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...