Рабочая программа по физике 7-9 классы
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

материал содержип пояснительную записку, учебно-тематический и календарноотематический планы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_7-9_kassy.doc407 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общая часть

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.

Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики:

        - освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях. величинах. характеризующих эти явления, законах. которым они подчиняются. о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической  картине мира

        -овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости ; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

        -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, задач и выполнения экспериментальных исследований, способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

        -воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

        -применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

        На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются

Познавательная деятельность:

        -использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

        -формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

        -овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

        -приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно – коммуникативная деятельность:

        -владение монологической и диалогической  речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

        -использование различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

        -владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

        -организация учебной деятельности, постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Основное содержание (210 час)

Физика и физические методы изучения природы (6 час)

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.  Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.[1]

Измерение длины.

Измерение объема жидкости и твердого тела.

Измерение температуры.

Механические явления (57 час)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета.  Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение.  Мгновенная скорость. Ускорение.  Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. 

Сила упругости. Методы измерения силы.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. 

Сила трения.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.  

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.  Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.

Механические волны. Длина волны. Звук.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Равноускоренное движение.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Направление скорости при равномерном движении по окружности.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Невесомость.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Простые механизмы.

Механические колебания.

Механические волны.

Звуковые колебания.

Условия распространения звука.

Лабораторные работы и опыты

Измерение скорости равномерного движения.

Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении

Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

Измерение массы.

Измерение плотности твердого тела.

Измерение плотности жидкости.

Измерение силы динамометром.

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

Сложение сил, направленных под углом.

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

Исследование условий равновесия рычага.

Нахождение центра тяжести плоского тела.

Вычисление КПД наклонной плоскости.

Измерение кинетической энергии тела.

Измерение изменения  потенциальной энергии  тела.

Измерение мощности.

Измерение архимедовой силы.

Изучение условий плавания тел.

Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.

Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.

Тепловые явления (33 час)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.  Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.  Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении  формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Принцип действия термометра.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины

Лабораторные работы и опыты

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Изучение явления теплообмена.

Измерение удельной теплоемкости вещества.

Измерение влажности воздуха.

Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

Электрические и магнитные явления (30 час)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор.  Энергия электрического поля конденсатора. 

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.  Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит.  Действие магнитного поля на проводник с током.  Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда.

Устройство конденсатора.

Энергия заряженного конденсатора.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Электрический ток в электролитах. Электролиз.

Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

Электрический разряд в газах.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение электрического взаимодействия тел

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

Изучение последовательного соединения проводников

Изучение параллельного соединения проводников

Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Измерение работы и мощности электрического тока.

Изучение электрических свойств жидкостей.

Изготовление гальванического элемента.

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

Исследование явления намагничивания железа.

Изучение принципа действия электромагнитного реле.

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Изучение принципа действия электродвигателя.

Электромагнитные колебания и волны (40 час)

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция.  Электрогенератор. 

Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света.  Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 

Демонстрации

Электромагнитная индукция.

Правило Ленца.

Самоиндукция.

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

Устройство генератора постоянного тока.

Устройство генератора переменного тока.

Устройство трансформатора.

Передача электрической энергии.

Электромагнитные колебания.

Свойства электромагнитных волн.

Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Принципы радиосвязи.

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.

Дисперсия белого света.

Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты

Изучение явления электромагнитной индукции.

Изучение принципа действия трансформатора.

Изучение явления распространения света.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Наблюдение явления дисперсии света.

Квантовые явления (23 час)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Состав атомного ядра.  Зарядовое и массовое числа.  

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерные реакции.  Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.  Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Демонстрации

Модель опыта Резерфорда.

Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

Количество часов в год

7 класс

8 класс

9 класс

Физика и физические методы изучения природы

6

Механические явления

50

12

Тепловые явления

8

25

Электрические и магнитные явления

30

Квантовые явления

23

Итоговое повторение

4

3

3

Резерв

2

2

2

Всего

70

70

70

 Календарно-тематический план

7 класс

№ п/п

Наименование темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Введение (3 ч)

1

Вводный инструктаж по Т.Б. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты

1

04.09

2

Физические величины и их измерение

1

07.09

3

Лабораторная работа № 1 «Измерение объема с помощью измерительного цилиндра»

1

11.09

Движение и взаимодействие (18 ч )

4

Механическое движение

1

14.09

5

Скорость

1

18.09

6

Роль науки в познании природы

1

21.09

7

Инерция

1

25.09

8

Взаимодействие тел. Масса

1

28.09

9

Лабораторная работа №2 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

02.10

10

Плотность вещества

1

05.10

11

Лабораторная работа №3 «Измерение плотности твердого тела»

1

09.10

12

Расчет массы и объема тела

1

12.10

13

Инерция. Масса  тела. Плотность вещества

1

16.10

14

Решение задач по теме «Скорость. Плотность вещества»

1

19.10

15

Контрольная работа по теме «Скорость. Плотность вещества»

1

23.10

16

Сила. Сила тяжести.

1

26.10

17

Сила упругости. Закон Гука.

1

06.11

18

Динамометр. Вес тела.

1

09.11

19

Сила трения. Трение в природе и технике.

1

13.11

20

Сила как мера взаимодействия тел

1

16.11

21

Лабораторная работа №4 «Измерение силы с помощью динамометра»

1

20.11

22

Решение задач по теме «Сила упругости. Закон Гука».

1

23.11

Работа и мощность (10 ч)

1

23

Механическая работа

1

27.11

24

Мощность

1

30.11

25

Рычаг. Правило моментов.

1

04.12

26

Лабораторная работа №5 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

07.12

27

Блок. Другие механизмы

1

11.12

28

Коэффициент полезного действия

1

14.12

29

Решение задач по теме «Коэффициент полезного действия»

1

18.12

30

Лабораторная работа №6 «Определение КПД наклонной плоскости»

1

21.12

31

Повторение по теме «Работа и мощность»

1

25.12

32

Контрольная работа по теме «Работа и мощность»

1

28.12

Строение вещества (6 ч)

33

Строение вещества. Молекулы и атомы

1

15.01

34

Диффузия

1

18.01

35

Взаимодействие молекул. Смачивание и капиллярность

1

22.01

36

Агрегатные состояния вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел.

1

25.01

37

Лабораторная работа №7 «Определение размеров малых тел»

1

29.01

38

Повторение темы «Строение вещества»

1

01.02

Давление твердых тел, жидкостей и газов (30 ч)

39

Давление и сила давления

1

05.02

40

Давление в природе и технике

1

08.02

41

Давления газа. Применение сжатого воздуха

1

12.02

42

Закон Паскаля

1

15.02

43

Гидростатическое давление

1

19.02

44

Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин.

1

22.02

45

Сообщающиеся сосуды

1

26.02

46

Решение задач на расчет давления

1

01.03

47

Атмосфера и атмосферное давление

1

05.03

48

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

12.03

49

Измерительные приборы и система водоснабжения

1

15.03

50

Гидравлический пресс

1

19.03

51

Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

22.03

52

Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

02.04

53

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

1

05.04

54

Закон Архимеда

1

09.04

55

Плавание тел

1

12.04

56

Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

16.04

57

Плавание тел

1

19.04

58

Лабораторная работа №8 «Измерение выталкивающей (архимедовой) силы

1

23.04

59

Плавание животных и человека

1

26.04

60

Плавание судов

1

30.04

61

Воздухоплавание

1

03.05

62

Экологические проблемы водного и воздушного транспорта

1

07.05

63

Решение задач по теме «Закон Архимеда»

1

10.05

64

Контрольная работа по теме «Архимедова сила. Плавание судов»

1

14.05

65

Повторение. Плотность вещества.

1

17.05

66

Повторение. Сила тяжести, упругости, трения.

1

21.05

67

Итоговая контрольная работа

1

24.05

68

Резервный урок

1

28.05

8 класс

№ п/п

Наименование темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Кинематика (10 ч)

1

Вводный инструктаж по Т.Б. Наука о движении тел. Ускорение.

1

04.09

2

Скорость при равноускоренном движении

1

06.09

3

Путь при равноускоренном движении

1

11.09

4

Решение задач по теме « Неравномерное движение»

1

13.09

5

Лабораторная работа № 1  «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

1

18.09

6

Равномерное движение по окружности

1

20.09

7

Период и частота обращения

1

25.09

8

Лабораторная работа № 2 «Изучение движения конического маятника»

1

27.09

9

Решение задач по теме «Движение по окружности»

1

02.10

10

Повторение темы «Движение по окружности»

1

04.10

Динамика (11 ч)

11

Первый закон Ньютона

1

09.10

12

Второй закон Ньютона

1

11.10

13

Третий закон Ньютона

1

16.10

14

Лабораторная работа № 3 «Измерение силы трения скольжения»

1

18.10

15

Повторение законов Ньютона

1

23.10

16

Контрольная работа по теме «Кинематика. Законы Ньютона»

1

25.10

17

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

06.11

18

Реактивное движение. Развитие ракетной техники

1

08.11

19

Энергия.

1

13.11

20

Закон сохранения  энергии.

1

15.11

21

Использование энергии движущейся воды и ветра

1

20.11

Колебания и волны (12 ч)

22

Механические колебания

1

22.11

23

Превращение энергии при колебаниях. Виды колебаний.

1

27.11

24

Лабораторная работа № 4 «Изучение колебаний нитяного маятника»

1

29.11

25

Резонанс

1

04.12

26

Механические волны. Скорость и длина волны

1

06.12

27

Решение задач по теме «Механические волны».

1

11.12

28

Сейсмические волны

1

13.12

29

Звуковые волны. Звук в различных средах. Инфра- и ультразвук

1

18.12

30

Решение задач по теме «Звуковые волны».

1

20.12

31

Громкость и высота звука. Эхо.

1

25.12

32

Повторение. Решение задач по темам «Законы сохранения. Колебания и волны»

1

27.12

33

Контрольная работа по темам «Законы сохранения. Колебания и волны»

1

15.01

Внутренняя энергия (12 ч)

34

Температура

1

17.01

35

Внутренняя энергия

1

22.01

36

Способы изменения внутренней энергии

1

24.01

37

Виды теплообмена

1

29.01

38

Примеры теплообмена в природе и технике

1

31.01

39

Расчет изменения внутренней энергии

1

05.02

40

Удельная теплоемкость

1

07.02

41

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении

1

12.02

42

Решение задач по теме «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела»

1

14.02

43

Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса

1

19.02

44

Решение задач по теме: «Закон сохранения внутренней энергии»

1

21.02

45

Лабораторная работа № 5 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

26.02

Изменение агрегатных состояний вещества (19 ч)

46

Агрегатные состояния вещества

1

28.02

47

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

1

05.03

48

Количество теплоты, необходимое для плавления тела и выделяемое при  его кристаллизации

1

07.03

49

Решение задач по теме «Плавление и кристаллизация»

1

12.03

50

Решение задач по теме «Внутренняя энергия»

1

14.03

51

Контрольная работа по темам «Внутренняя энергия. Плавление и кристаллизация»

1

19.03

52

Испарение и кристаллизация

1

21.03

53

Лабораторная работа № 6 «Наблюдение за охлаждением воды при ее испарении и определение влажности воздуха»

1

02.04

54

Кипение

1

04.04

55

Количество теплоты, необходимое для парообразования и выделяемое при конденсации.

1

09.04

56

Решение задач по теме «Парообразование и конденсация»

1

11.04

57

Количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива

1

16.04

58

Тепловые двигатели

1

18.04

59

Решение задач по теме «Тепловые двигатели»

1

23.04

60

Изобретение автомобиля и паровоза

1

25.04

61

Двигатель внутреннего сгорания

1

30.04

62

Решение задач по теме «Парообразование и конденсация»

1

02.05

63

Решение задач по теме ««Законы сохранения внутренней энергии».

1

07.05

64

Контрольная работа по темам «Парообразование и конденсация. Тепловые двигатели»

1

14.05

65

Повторение.  Кинематика.

1

16.05

66

Повторение. Динамика

1

21.05

67

Итоговая контрольная работа

1

23.05

68

Резервный урок

1

28.05

9 класс

№ п/п

Наименование темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Электрические явления (24 ч)

1

Вводный инструктаж по ТБ Электризация тел

1

03.09

2

Электроскоп. Делимость электрического заряда.

1

07.09

3

Строение атома

1

10.09

4

Атомное ядро

1

14.09

5

Объяснение электризации тел. Закон сохранения заряда.

1

17.09

6

Электрическое поле

1

21.09

7

Громоотвод

1

24.09

8

Электрический ток

1

28.09

9

Источники тока. Электрическая цепь.

1

01.10

10

Сила тока.

1

05.10

11

Лабораторная работа № 1 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1

08.10

12

Электрическое напряжение

1

12.10

13

Лабораторная работа № 2 «Измерение напряжения на различных участках»

1

15.10

14

Электрическое сопротивление. Резисторы.

1

19.10

15

Решение задач по теме «Электрическое сопротивление»

1

22.10

16

Решение задач по теме «Электрическое сопротивление»

1

26.10

17

Контрольная работа по теме «Электрические явления»

1

09.11

18

Закон Ома

1

12.11

19

Лабораторная работа № 3 «Регулирование силы тока реостатом и измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра»

1

16.11

20

Действие электрического тока на человека

1

19.11

21

Последовательное соединение проводников

1

23.11

22

Параллельное соединение проводников

1

26.11

23

Работа и мощность тока

1

30.11

24

Тепловое действие тока. Лампа накаливания.

1

03.12

Электромагнитные явления (11ч)

25

Постоянные магниты

1

07.12

26

Магнитное поле тока

1

10.12

27

Электромагниты. Телеграф. Лабораторная работа №5 «Изучение электромагнита»

1

14.12

28

Решение задач по теме «Магнитное поле тока»

1

17.12

29

Контрольная работа по темам «Закон Ома, последовательное и параллельное соединение проводников»

1

21.12

30

Действие магнитного поля на движущийся заряд.

1

24.12

31

Действие магнитного поля на проводник с током

1

28.12

32

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

1

14.01

33

Действие магнитного поля на ток

1

18.01

34

Лабораторная работа № 6 «Изучение модели электродвигателя»

1

21.01

35

Электромагнитное поле

1

25.01

Оптические явления (12 ч)

36

Свет

1

28.01

37

Распространение света в однородной среде

1

01.02

38

Отражение света. Построение изображения в плоском зеркале

1

04.02

39

Преломление света

1

08.02

40

Линзы

1

11.02

41

Построение изображений, даваемых линзой

1

15.02

42

Лабораторная работа № 7 «Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы»

1

18.02

43

Фотоаппарат. Лабораторная работа № 8 «Получение изображений с помощью линзы»

1

22.02

44

Глаз и зрение

1

25.02

45

Близорукость и дальнозоркость. Очки.

1

01.03

46

Решение задач по теме «Построение изображений, даваемых линзой»

1

04.03

47

Решение задач по теме «Построение изображений, даваемых линзой»

1

11.03

48

Контрольная работа по теме «Оптические явления»

1

15.03

Гравитационные явления (17 ч)

49

Гравитационное взаимодействие и гравитационное поле

1

18.03

50

Закон всемирного тяготения

1

22.03

51

Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения»

1

25.03

52

Гравитационная постоянная

1

29.03

53

Сила тяжести

1

01.04

54

Решение задач по теме «Сила тяжести»

1

05.04

55

Лабораторная работа № 9 «Нахождение центра тяжести плоской пластины»

1

08.04

56

Свободное падение

1

12.04

57

Лабораторная работа № 10 «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника»

1

15.04

58

О движении бросаемых тел

1

19.04

59

Движение искусственных спутников

1

22.04

60

Перегрузки и невесомость

1

26.04

61

Сила тяжести на других планетах

1

29.04

62

Гравитация и вселенная

1

03.05

63

Решение задач по теме «Движение искусственных спутников»

1

06.05

64

Контрольная работа по теме  « Гравитационные явления»

1

10.05

65

Повторение. Электрические явления

1

13.05

66

Повторение. Оптические явления

1

17.05

67

Итоговая контрольная работа.

1

20.05

68

Резервный урок

1

24.05

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца , прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;
  • оценки безопасности радиационного фона.

Система оценивания.

1. Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2. Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

3. Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

4. Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показания измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5.  Орфографические и пунктуационные ошибки


Список литературы

  1. Положение о рабочей программе педагога МОУ «СОШ с.Сокур».
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» М., 1992.-57 с. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. «УГ» № 10, 1998.
  3. Обязательный минимум содержания основного общего образования. // Вестник образования, № 10, 1998.
  4. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. // Вестник образования, №  9, 1999.
  5. Требования к уровню подготовки выпускников.
  • Примерные программы по физике. М.: Дрофа, 1999-2005.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» М.,1992 – 57 с.
  • Базисный Учебный План общеобразовательных учреждений РФ «УГ» №10, 1998-2005 г.
  • Обязательный минимум содержания основного общего образования. Вестник образования, №10, 2003 г.
  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, ИД «Дрофа» 2004 г.
  1. Программы для общеобразовательных учреждений. ИД «Дрофа» 2004 г.
  2. М.В.Рыжаков. Государственный стандарт основного общего образования (теория и практика). М., Педагогическое общество России, 1999, - 328 с.
  3. 1. С.В. Громов, Н.А. Родина, «Физика 7 класс».- М.: Просвещение, 2008г.- 159с.
  4. 2. С.В. Громов, Н.А. Родина, «Физика 8 класс».- М.: Просвещение, 2009г.- 174с.
  5. 3. С.В. Громов, Н.А. Родина, «Физика 9 класс».- М.: Просвещение, 2008г.- 160с.


Лист внесенных изменений

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10

Рабочая программа по физике  для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...