ФИЗИКА 8 класс «Изменение агрегатных состояний вещества»
план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему

Пучкова Светлана Александровна

Урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока

СЛАЙД 1

I. Организационный момент

СЛАЙД 2 Объявление целей и задач урока.

Образовательная цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»; продолжить формирование умений грамотно излагать свои мысли, добиваться обобщенности, системности, действенности знаний через учебную деятельность; стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом; создать условия для практического при­менения знаний, умений, навыков по изученным темам; развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики; формировать у учащихся приемы применения знаний в новых услови­ях, усиливать прикладную направленность знаний.

Развивающая цель: продолжить развивать познавательные интересы и умения учащихся наблюдать за изменением агрегатного состояния веществ и влиянием перехода вещества из одного состояния в другое.

Воспитательная цель: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя; воспитывать бережное отношение к живой природе.

 

СЛАЙД 3

Ребята, сегодняшнее занятие мы проведём в форме урока обобщения по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

О теплоте начнём рассказ,

Всё вспомним, обобщим сейчас.

Энергия! Работа до кипенья!

Чтоб лени наблюдалось испаренье!

Мозги не доведём мы до плавленья,

Их тренируем до изнеможенья!

В учении проявим мы старание,

Идей научных видя обаяние!

Но как же жизнь бывает непроста

С той дамой, что зовётся Теплота!

II. Основная часть урока.

СЛАЙД 4-5

1. Просмотр ЭОР «Изменения агрегатных состояний вещества» с элементами беседы и фронтальным опросом.

2. Проверка домашнего задания (физический смысл пословиц и поговорок)

3. Работа обучающихся:

СЛАЙД 6

а) работа с кроссвордом «Агрегатные состояния»

СЛАЙД 8

б) работа по фазовым переходам вещества

СЛАЙД 9

в) работа обучающихся по закреплению формул

 

  1. Учитель

СЛАЙД 10

Где мы с вами можем применить знание нашей темы?

Не только на уроках физики, но и в различных жизненных ситуациях.

 

Наша планета большая, мы переместимся в северную часть земного шара.

 

??? Какие термометры используют на севере: ртутные или спиртовые? Почему?

 

5. Составление синквейна.

 

СЛАЙД 11

Учитель предлагает ученикам составить синквейн с одним из ключевых слов (3-4 минуты). Примеры ключевых слов:

I синквейн - «пар»;

II синквейн - «вода»;

III синквейн - «лед».

 

6. Анализ синквейнов, озвучивание наиболее удачных работ.
Подведение итогов, выставление оценок наиболее актив­ным ученикам.

 

СЛАЙД 12

  1. Решение задачи из курса географии.

 

СЛАЙД 13

8.***Выполнение теста по теме.

III. Комментарий к домашнему заданию. Домашнее задание (тексты литературных произведений для определения физического смысла)

IV. Рефлексия.

Учитель: Нас захлестнуло море информации. Как выплыть в этом море? Видимо, необходимо научиться думать, сопоставлять, делать выводы. И даже самая маленькая находка на этом пути до­роже чужой премудрости. Поэтому необходимо научиться наблю­дать, анализировать, логически мыслить. И тогда вся школьная премудрость уже не навалится на вас беспорядочной лавиной, а легко разложится по полочкам в вашей памяти. Хочется надеяться, что сегодняшний урок активизирует у вас жажду новых познаний. Большое спасибо всем за совместную работу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ

По повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Когда темный от влаги паркет несколько подсох и все зеркала покрылись банным налетом и звонки
прекратились, Филипп Филиппович в сафьяновых красных туфлях стоял в передней.

Вопрос. Какие процессы описаны автором?

«Опять! - горестно воскликнул Филипп Филиппович, - ну, теперь, стало быть, пошло! Пропал калабуховский дом! Придется уезжать, но куда, спрашивается? Все будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении, и так далее...»

Вопрос: А при какой температуре замерзнут трубы? Почему котел отопления лопнет?

Из произведения Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

        - Что за дурни, прости господи, эти немцы! - сказал голова.

- Я бы батогом их, собачьих детей! Слыханное дело, чтобы паром можно кипятить!

Вопрос: Можно ли водяным паром вскипятить воду?

По произведению М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган. В том самом месте, где около полудня, близ мраморной скамьи в саду, беседовали прокуратор и первосвященник, с ударом, похожим на пушечный, как трость, переломило кипарис. Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло   сорванные розы, листья и песок.

                Вопрос: Так Булгаков описывает дождь, ливень, ураган, град. Расскажите об этих природных явлениях с точки зрения физики. Какие тепловые процессы описываются в данном фрагменте? Можно ли по описанной погоде предсказать температуру воздуха?

Затем он (Бегемот) плеснул вниз бензином, и этот бензин сам собою вспыхнул, выбросив волну пламени до самого потолка. Загорелось как-то необыкновенно, быстро и сильно, как не бывает даже при бензине. Сейчас же задымились обои, загорелась сорванная  гардина  на  полу,  и начали тлеть рамы в разбитых окнах.

Вопрос: Как можно объяснить с точки зрения  физики, почему так здорово все  загорелось? Расскажите, какие превращения энергии происходят при процессе горения?

Гостиная уже была полна огнем и дымом. Кто-то на ходу успел набрать телефонный номер пожарной  части, коротко крикнуть   в  трубку: «Садовая, триста два - бис!». Больше задерживаться было нельзя. Пламя выхлестнуло в переднюю, дышать стало трудно.

Вопрос: Почему при горении становится трудно дышать? Какие вещества выделяются при горении?

Из произведения А.И. Куприна «Молох»

...Каждую минуту громадные, пылающие один за другими двадцатипудовые «пакеты» раскаленной до бела стали, только что вышедшие из пламенных печей. Через четверть часа они, протянувшись с страшным грохотом через десятки станков, уже складывались на другом конце мастерской длинными, гладкими, блестящими рельсами.

Вопрос: Для чего стальные детали для обработки нагревают? Сколько энергии выделяет сталь при обработке, если температура выхода «пакетов» из печи 1300 °С , рельсы в «конце мастерской» складывались , имея температуру 50 °С? 1 пуд равен 16 кг.

По произведению А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

...На месте славного побега
Весной растопленного снега
Потоки мутные текли

И рыли влажну грудь земли...

Вопрос: О каком тепловом процессе идет речь в данном отрывке? При какой температуре тает снег? Как называется эта температура?

По произведению И.С. Тургенева «Записки охотника»

Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное.

Вопрос: Для чего необходимо потогонное средство?

По произведению М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

...Слышит - «костер», говорят. А на « костре» на этом черное что-то положено, и в нем вода, точно в озере во время бури, ходуном ходит.

Вопрос: Какое явление наблюдал пескарь в котле? Правильно ли сравнение этого явления с бурей в озере?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (физика+литература) "Изменения агрегатного состояния вещества"

Представленный материал содержит разработку урока  "Изменения агрегатного состояния вещества" для учащихся 8 класса; приложение "Задания учащимся" и презентацию к уроку. Данный урок позволит ваши...

Контрольная работа № 3 по физике 8 класс. «Агрегатные состояния вещества»

Контрольная  работа  №  3  по  физике   8 класс. «Агрегатные состояния  вещества»...

Разработка урока по физике на тему «Агрегатные состояния вещества» для 7 класса

Цель урока:·         Рассмотреть физические свойства разных состояний вещества.·         Сформировать познавательный инт...

Презентация к уроку по физике на тему «Агрегатные состояния вещества» для 7 класса

Презентация создана с цель обеспечения наглядности изученного материала. На слайдах размещены загадки и картинки-отгадки на соответствующую тему. Кроме того содержится сетка кроссворда. Урок можно про...

урок физики 8 класс"Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация"

Тема урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических телТип урока: изучение нового материала.Цели урока:Образовательные:  продолжить формирование представлений о ст...

контрольная работа по физике. Базовый уровень "Агрегатные состояния вещества"

Разноуровневая контрольная работа по физике , 8 кл. по теме " Изменение агрегатных состояний вещества" Базовый уровень....

Разработка урока физики по теме "Агрегатное состояние вещества" 8 класс

Разработка урока физики по теме "Агрегатное состояние вещества" 8 класс...