Метод проектов в преподавании физики
статья по физике на тему

В данной статье рассмотрены методы и подходы в преподавании физики для организации исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 36173_aprosinkina_georgievsk_mou_sosh_3.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в преподавании физики

Апросинкина Наталья Владимировна,  учитель физики и информатики  МОУ СОШ 3 города Георгиевска Ставропольского края

В данной статье рассмотрены методы и подходы в преподавании физики для организации исследовательской деятельности учащихся.

***

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

        Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать и развивать его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Сегодня мы часто видим, как учащиеся, переходя из класса в класс, утрачивают интерес к учению. Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и лучше познать то, что он уже знает, то есть сделать "живыми" уже имеющиеся у него основные научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применить их.

Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес  к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что  физика – это не страшно, физика – это интересно.

Большое внимание на своих уроках я уделяю тому, чтобы научить ребят самостоятельно работать с источниками информации. А чтобы на уроке видеть горящие от любознательности глаза учеников, их удивление, ожидание открытия, которое они сделают сами, применяю элементы занимательного изложения учебного материала, рассматриваю примеры, взятые из повседневной жизни.

Почему жужжит пчела?

Можно ли слышать полярные сияния?

Что нужно сделать, чтобы выправить автомобиль, если его «заносит» в гололед?

Почему отрезанный ломоть к хлебу не приставишь?

Отдельные вопросы это вопросы исследовательских работ.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям. Поиск ответов на такие вопросы заставит учащихся обратиться к дополнительной литературе, учебнику.

На уроках стараюсь решать больше экспериментальных  задач: 

Определение толщины нитки, тонкой медной проволоки, монеты, диаметра зернышка пшена (на выбор).

Определение плотности зубной пасты по данным на тюбике.

Даю задания для домашних исследований.

Определение пройденного пути из дома в школу.

Как впитывают влагу различные ткани?

Вычисление плотности куска мыла.

Тяжел ли воздух?

Одним из видов домашней работы является составление кроссвордов по изученной теме или разделу. Рисунки детей, кроссворды, подборка материалов из газет и журналов составляют папки “Космонавтика”, “Физика в картинках”, “Учёные-физики”, “Природа”. Этот материал является хорошим помощником при объяснении многих тем, используется при проведении вечеров, конкурсов, тематических выставок, КВН, конференций, декад физики, математики, географии, уроков-игр.

Многим из ребят  больше нравится что-то делать руками, чем читать книжки, решать задачи. Для таких ребят организую изготовление учащимися самодельных приборов и проведение с их помощью различных исследований. Например, раскрывающийся цветок из бумаги, демонстрирующий действие капиллярных сил, приспособление для определения емкости своих легких, электроскоп, приборы из пластиковых бутылок для демонстрации закона Архимеда, закона Паскаля.

Результаты своей работы ребята представляют конференциях различных уровней. В нашей школе действует научное общество старшеклассников «Тигель». Основной задачей создания общества в нашей школе было выявление и воспитание одаренных детей, и стимулирование развития творчества школьников. Вначале результаты своих исследований в рамках общества ребята докладывают на школьной конференции, обдумывают и обсуждают критические замечания и лишь, затем выходят на городской, краевой и Всероссийский уровни. Конференции являются мощным средством популяризации научных знаний, результативным способом привлечения в науку способной молодёжи; обучающий эффект их очевиден.

        Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Моя задача – ввести детей в мир науки и техники через простые занимательные научные опыты, пробудить интерес к исследовательской работе, развить самостоятельное мышление, творческие способности.

Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников — одна из основных форм творческой работы с молодежью.

Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов в преподавании информатики

В статье раскрывается методика применения метода проектов в процессе преподавания предмета «Информатика». Уделяется внимание этапам работы над проектом, раскрываются результаты деятельности. На конкре...

Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики

Метод проектов активно вводится в школьный курс «Информатика и информационно- коммуникационные технологии и  является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овла...

Использование метода проектов в преподавании физики

Проектная деятельность становится частью учебного процесса образовательных учреждений....

Применение метода проектов в преподавании физики

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных пробле...

Статья - Метод проектов в преподавании предмета "Технология" (Кулинария) "По школьным ступеням развития к самостоятельной деятельности"

Использование метода проектов в преподавании предмета "Технология" на примере раздела "Кулинария"....

" Использование метода проектов в преподавании физики"

В презентации рассказано о способах, методах работы учащихся над исследовательскими проектами. Показаны способы обработки результатов исследования, используя компьютерные технологии....

Методы формирования новых знаний и способов действий: метод проектов на уроках физики

В данной работе автор рассматривает проектную деятельность как один из наиболее популярных методов школьного обучения...