ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ 10 класс методичка
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Русакович Оксана Юрьевна

Дополнительное методическое пособие для выполнения экспериментальных работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentalnye_zadaniya_dlya_10_klassa_knizhka.doc414.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ А.Н. РАДИЩЕВА

Г. КУЗНЕЦК - 12

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

10 КЛАСС

2011

        1. Измерение модуля начальной скорости и времени  торможения тела, движущегося под действием силы трения

Приборы  и  материалы: 1) брусок от лабораторного трибометра,  2) динамометр учебный, 3) лента измерительная с сантиметровыми делениями.

Порядок выполнения работы:

1. Положите брусок на стол и заметьте его начальное положение.

2. Толкните слегка брусок рукой и заметьте его новое положение на столе (см. рис.).

3. Измерьте тормозной путь бруска относительно стола._________

4. Измерьте   модуль   веса   бруска   и   вычислите   его   массу.__

_________________________________________________________________.

5. Измерьте модуль силы трения скольжения бруска по столу.___________________________________________________________

6. Зная  массу,  тормозной  путь  и  модуль  силы трения  скольжения, вычислите модуль начальной скорости и время торможения бруска.______________________________________________

_________________________________________________________________.

7. Запишите результаты   измерений   и   вычислений.__________

__________________________________________________________________

2. Измерение модуля ускорения тела, движущегося под действием сил упругости и трения

Приборы   и   материалы:   1)  трибометр лабораторный,                2) динамометр учебный с фиксатором.

Порядок выполнения работы

1. Измерьте модуль веса бруска с помощью динамометра._______

_________________________________________________________________.

2. Зацепите динамометр за брусок и положите их на линейку трибометра.   Указатель  динамометра  установите  на   нулевое  деление шкалы, а фиксатор — около упора (см.рис.).

3. Приведите брусок в равномерное движение вдоль линейки трибометра  и  измерьте  модуль силы трения скольжения. ________

_________________________________________________________________.

4. Приведите брусок в ускоренное движение вдоль линейки трибометра, подействовав на него силой, большей  модуля  силы трения скольжения. Измерьте модуль этой силы. __________________

_________________________________________________________________.

5. По полученным данным вычислите модуль ускорения бруска._

_________________________________________________________________.

6. Запишите результаты   измерений   и   вычислений.__________

__________________________________________________________________

3.  Измерение механической работы

Приборы и материалы: 1) трибометр лабораторный, 2) динамометр учебный, 3) лента измерительная с сантиметровыми делениями, 4) грузы массой по 100 г с   двумя    крючками — 2 шт.   5) угольник ученический.

Порядок выполнения работы

Вариант 1.

1. Положите брусок на линейку трибометра, а на брусок — два груза массой по 100 г. За крючок  бруска  зацепите   динамометр   (см. рис.).

2.        Переместите брусок с грузами равномерно вдоль линейки трибометра и запишите показания динамометра   с   точностью до  0,1 Н.__________________________________________________________.

3.        Измерьте модуль перемещения бруска с точностью до 0,005 м

относительно стола. ___________________________________________.

4. Вычислите  работу  силы  тяги   по  перемещению   бруска относительно стола._______________________________________________

__________________________________________________________________

5. Вычислите абсолютную и относительную погрешности измерения работы._______________________________________________

__________________________________________________________________

6. Запишите результаты   измерений   и   вычислений.__________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Ответьте на вопросы:

1. Как направлен вектор силы тяги относительно вектора перемещения бруска?_____________________________________________

_________________________________________________________________.

2. Какой знак имеет работа,  совершенная силой тяги по перемещению бруска?____________________________________________

__________________________________________________________________

Вариант 2.

1. Положите брусок с двумя грузами на линейку трибометра. За крючок бруска зацепите динамометр, расположив его под углом 30° к линейке (см.рис.). Угол наклона динамометра проверьте с помощью угольника.

2. Переместите равномерно брусок с грузами по линейке, сохраняя  первоначальное  направление силы  тяги.  Запишите  показания динамометра с точностью до 0,1 Н.____________________

_________________________________________________________________.

3. Измерьте модуль перемещения бруска с точностью до 0,005 м относительно стола._______________________________________________

__________________________________________________________________.

4. Вычислите работу силы тяги по перемещению бруска относительно стола._______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

5. Запишите результаты   измерений   и   вычислений.__________

__________________________________________________________________

Ответьте на вопросы:

1. Как направлен вектор силы тяги относительно вектора перемещения бруска? ____________________________________________

_________________________________________________________________.

2. Какой знак имеет работа силы тяги по перемещению бруска?

_________________________________________________________________.

_________________________________________________________________

4. Измерение КПД подвижного блока

Приборы и материалы: 1) блок, 2) динамометр учебный,  3) лента измерительная с сантиметровыми делениями, 4) грузы массой по 100 г с двумя крючками – 3 шт., 5) штатив с лапкой, 6) нить длиной 50 см с петлями  на концах.

Порядок выполнения работы

1. Соберите установку с подвижным блоком, как показано на рисунке. Через блок перебросьте нить. Один конец нити зацепите за лапку штатива, второй — за крючок динамометра. К обойме блока подвесьте три груза массой по 100 г.

2.Возьмите динамометр в руку, расположите его вертикально так, чтобы блок с грузами повис на нитях, и измерьте модуль силы натяжения нити._____________

___________________________________________

3.Поднимите равномерно грузы на некоторую высоту и измерьте модули перемещений грузов и динамометра относительно стола. ___________________________________________________________

_________________________________________________________________.

4.Вычислите полезную и  совершенную  работы относительно стола. ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

5.Вычислите КПД подвижного блока. ________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответьте на вопросы:

1.Какой выигрыш в силе дает подвижный блок?______________

___________________________________________________________________________________________________________________________________.

2.Можно ли  при  помощи  подвижного блока  получить  выигрыш в работе? _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как повысить КПД подвижного блока?_____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5. Измерение момента силы

Приборы и материалы: 1) желоб лабораторный, 2) динамометр учебный,  3) лента измерительная  с  сантиметровыми делениями,  4) петля из прочной нити.

Порядок выполнения работы

1.Наденьте петлю на конец желоба и зацепите ее динамометром, как показано на рисунке. Поднимая динамометр, поворачивайте желоб вокруг горизонтальной оси, проходящей через другой его конец.

2.Измерьте модуль силы, необходимой для вращения желоба._

____________________________________________________________.      3.Измерьте плечо этой силы. ________________________________.

4.Вычислите момент этой силы.______________________________

__________________________________________________________________.

5.Передвиньте петлю в середину желоба, и снова измерьте модуль силы, необходимой  для вращения желоба, и ее плечо.______

___________________________________________________________________________________________________________________________________.

6.Вычислите момент второй силы. ___________________________

_________________________________________________________________.

7.Сравните вычисленные моменты сил. Сделайте  вывод. _____

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6. «Измерение жесткости пружины.

Цель работы: найти жесткость пружины.

Материалы: 1) штатив с муфтами и лапкой; 2) спиральная пружина.

Порядок выполнения работы:

Закрепите на штативе конец спиральной пружины (другой конец пружины снабжен стрелкой - указателем и крючком).

Рядом с пружиной или за ней установите и закрепите линейку с миллиметровыми делениями.

Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины. __________________________

Подвесьте к пружине груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.________________________________

___________________________________________________________________

К первому грузу добавьте второй, третий и т. д. грузы, записывая каждый раз удлинение /х/ пружины. По результатам измерений заполните таблицу _____________________________________

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

:

6.        По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и, пользуясь им, определите среднее значение жесткости пружины k.  ________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

7. Измерение коэффициента трения скольжения.

Цель работы: определить коэффициент трения.

Материалы: 1) деревянный брусок; 2) деревянная линейка; 3) набор грузов.

Порядок выполнения работы

  1. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.
  2. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Заметьте при этом показание динамометра.  ______________________________________

_______________________________________________________________.

  1. Взвесьте брусок и груз.______________________________________

________________________________________________________________.

  1. К первому грузу добавьте второй, третий грузы, каждый раз взвешивая брусок и грузы и измеряя силу трения. _______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

По результатам измерений заполните таблицу:

5. По результатам измерений постройте график зависимости силы трения от силы давления и, пользуясь им, определите среднее значение коэффициента трения μ ср. ______________________________-

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Лабораторная работа

Измерение жесткости пружины

Цель работы: найти жесткость пружины с помощью измерения удлинения пружины при уравновешивании силы тяжести груза силой упругости пружины и построить график зависимости силы упругости данной пружины от ее удлинения.

Оборудование:  набор грузов;  линейка с миллиметровыми делениями; штатив с муфтой и лапкой; спиральная пружина (динамометр).

Вопросы  для  самоподготовки

1. Как определить силу тяжести груза?_________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Как рассчитать силу упругости пружины? ____________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Как рассчитать жесткость пружины? _________________________

__________________________________________________________________

4. Груз неподвижно висит на пружине. Что можно сказать в этом случае о силе тяжести груза и о силе упругости пружины? _________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Как с помощью указанного оборудования можно измерить жесткость пружины? _____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Как, зная жесткость, построить график зависимости силы упругости от удлинения пружины?________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Примечание. Примите ускорение свободного падения равным (10 ±0,2) м/с2, массу одного груза (0,100 ± 0,002) кг, массу двух грузов — (0,200±0,004) кг и т. д. Достаточно сделать три опыта.

Лабораторная работа

«Измерение коэффициента трения скольжения»

Цель работы: определить коэффициент трения.

Материалы: 1) деревянный брусок; 2) деревянная линейка; 3) набор грузов.

Порядок выполнения работы

Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.

Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Заметьте при этом показание динамометра. ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Взвесьте брусок и груз._________________________________________

К первому грузу добавьте второй, третий грузы, каждый раз взвешивая брусок и грузы и измеряя силу трения._________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

По результатам измерений заполните таблицу:

5. По результатам измерений постройте график зависимости силы трения от силы давления и, пользуясь им, определите среднее значение коэффициента трения μ. ________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Сделайте вывод.

Лабораторная работа

Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости.

Цель работы: измерить средний диаметр капилляров.

Оборудование: сосуд с подкрашенной водой, полоска фильтровальной бумаги размером 120 х 10 мм, полоска хлопчатобумажной ткани размером 120 х 10 мм, линейка измерительная.

Содержание работы.

        Смачивающая жидкость втягивается внутрь капилляра. Подъём жидкости в капилляре происходит до тех пор, пока результирующая сила, действующая на жидкость вверх, Fв не уравновесится силой тяжести mg столба жидкости высотой h:

Fв = mg.

        По третьему закону Ньютона сила Fв, действующая на жидкость, равна силе поверхностного натяжения Fпов, действующей на стенку капилляра по линии соприкосновения её с жидкостью:

Fв = Fпов.

        Таким образом, при равновесии жидкости в капилляре (рисунок 1)

Fпов = mg. (1)

        Будем считать, что мениск имеет форму полусферы, радиус которой r равен радиусу капилляра. Длина контура, ограничивающего поверхность жидкости, равна длине окружности:

l = 2πr.

        Тогда сила поверхностного натяжения равна:

Fпов = σ2πr, (2)

где σ – поверхностное натяжение жидкости.

     

        Масса столба жидкости объёмом V = πr2h равна:

m = ρV = ρ πr2h. (3)

        Подставляя выражение (2) для Fпов и массы (3) в условие равновесия жидкости в капилляре, получим

σ2πr = ρ πr2hg,

откуда диаметр капилляра

D = 2r = 4σ/ ρgh. (4)

Порядок выполнения работы.

Полосками фильтровальной бумаги и хлопчатобумажной ткани одновременно прикоснитесь к поверхности подкрашенной воды в стакане (рисунок 2), наблюдая поднятие воды в полосках.

Как только прекратится подъём воды, полоски выньте и измерьте линейкой высоты h1 и h2 поднятия в них воды.

Абсолютные погрешности измерения Δ h1 и Δ h2 принимают равными удвоенной цене деления линейки.

        Δ h1 = 2 мм;        Δ h2 = 2 мм.

Рассчитайте диаметр капилляров по формуле (4).

D1 = 4σ/ ρgh1

D2 = 4σ/ ρgh2.

Для воды σ ± Δσ = (7, 3 ± 0, 05)х10-2 Н/ м.

Рассчитайте абсолютные погрешности Δ D1 и Δ D2 при косвенном измерении диаметра капилляров.

Δ D1 = D1(Δσ/ σ + Δ h1/ h1);

Δ D2 = D2(Δσ/ σ + Δ h2/ h2).

Погрешностями Δ g и Δ ρ можно пренебречь.

Окончательный результат измерения диаметра капилляров представьте в виде

D1 ± Δ D1 =

D2 ± Δ D2 =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальное задание

Экспериментальное задание «Сделай шарикомобиль» Если отверстия в крышечках получились слишком большие, у машины могут отвалиться колеса. Скотчем или пластилином прикрепи их к шпажкам. Делай это...

Система домашних экспериментальных заданий 7-9 класс

Физику называют экспериментальной наукой. Многие законы физики открыты благодаря наблюдениям за явлениями природы или специально поставленным опытам. Опыт либо подтверждает, либо опровергает физ...

Микропрезентация как способ оформления домашнего экспериментального задания

Одной из форм представления результатов домашнего эксперимента учащихся может стать микропрезентация. Отчет в виде микропрезентаций позволяет повысить интерес учащихся к физическому эксперименту, дает...

Экспериментальные задания

Методика решения экспериментальных заданий, типы заданий...

экспериментальные задания по физике

экспериментальные задания по физике для учащихся по физике...

Выполнение экспериментальных заданий ГИА в новой форме

Презентация семинара "Использование комплекта "ГИА-лаборатория" при выполнении экспериментальных заданий ГИА в новой форме" ...