Плавает или тонет
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Раздел: « Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Учебник: А.В. Перышкин, Физика 7 класс, М.»Дрофа», 2010
Класс: 7 класс
Урок - мастерская: «Плавает или тонет»
Цель урока: выяснить условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает, плавает.
Задачи:
- выяснить, почему одни тела при погружении в жидкость плавают, а другие тонут,
- установить соотношение между плотностью тела и плотностью жидкости и соотношение между объёмом погруженной в жидкость части тела и объёмом всего тела,
- развивать умение анализировать и систематизировать знания;
- воспитывать аккуратность и точность при решении задач.
– Предметные результаты:
Знать:
- условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает, плавает,
- как зависит глубина погружения в жидкость плавающего тела от его плотности.
Уметь:
- приводить примеры применения условий плавания тел на практике,
- решать тестовые задачи по данной теме,
Метапредметные результаты
- анализировать, устанавливать соотношение,
- сравнивать объекты по выделенным признакам,
- расширение кругозора.
Личностные результаты:
- развитие познавательного интереса,
- развитие мыслительной деятельности средствами ИКТ.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная.
Необходимое оборудование: сосуды с водой, динамометры, наборы тел.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Учитель: «Почему Айсберг весом 5000 тонн плавает, а маленький стальной шарик тонет?
Ответ: «сталь тяжелее льда».
Учитель: 10 грамм гораздо меньшая масса чем 5000 тонн».
Ответ: «Нет, дело в плотности».
Ученики перечисляют вещества, которые могут плавать в воде, можно использовать таблицу плотностей.
Ученик: «Так как плотность воды 1 г/, то все что имеет плотность меньше плавает, а остальное тонет»
Учитель опускает лед в сосуд с водой, а другой в сосуд с маслом. Первый кусок плавает, а второй – тонет.
Учитель: «Итак, потонет предмет или нет, зависит от соотношения плотностей вещества и жидкости, куда погружается предмет. Но есть и другие параметры. Человек тоже может плавать, достаточно растянуться на воде,2
Дети разбиваются на группы, каждая получает сосуд с водой и кусочек пластилина. Им нужно напомнить, что плотность пластилина 1,5 г/. еще немного он поплывет. Возникают предположения как этого добиться. Наконец, получается удовлетворительный результат с предметом похожим на скорлупку ореха.
Ребята начинают перечислять все предметы похожей формы: салатник, кожица апельсина, шляпа, лодка. корабль..
Учитель: «Почему же они плавают, если их плотности больше плотности воды?»
После обсуждения в группе возникает мысль :»что бы пластилин плавал к нему нужно добавить что-то чтобы уменьшить плотность системы, например, пробку или воздух. Нужно поработать над соотношением масса - объем. всей системы.
В корабль добавили воздух: малая масса с большим объемом. Тогда начинается поиск наименьшей высоты бортов.
Последняя часть работы- нужно показать как жидкость действует на погруженное в нее тело. Ученика раздаются динамометры и тела, которые тонут или плавают. Нужно найти соотношение сил. действующих на эти тела, отчеты выполнить на листах, которые нужно вывесить на доску для обсуждения.
Пример отчета
Сила тяжести | Архимедова сила | результат |
Вывод: для плавающих тел растяжение пружины равно нулю, сила тяжести равна Архимедовой силе, а для тонущих - сила тяжести больше
Учитель: «Вернемся к судам, они плавают, т.к. к основному материалу добавляют воздух. Но всем известно , что суда не тонут если на них погрузить груз, хотя воздух уменьшится ( можно показать)Видно, что при нагружении увеличивается погружение. Поэтому возрастает Архимедова сила и компенсирует перегрузку. Можно дать понятие «осадка». Но существует порог, который нельзя превосходить, иначе Архимедова сила не сможет компенсировать вес груза ( понятие «ватерлиния»), Этот порог можно рассчитать , ведь вес вытесненной воды равен Архимедовой силе ( понятие «водоизмещение)
Рефлексия: В беседе с ребятами выясняем, что нового они узнали на уроке и где эти знания могут им пригодиться в жизни.
Домашнее задание §50, упр.35(3,4,5), задание 15 (для желающих).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Умение плавать- это умение правильно дышать!"
Проект был подготовлен мною с учениками 8 класса. Мы с ним приняли участие в школьной научно-практической конференции. С ним я также участвовала к городском семинаре "Проектная деятельность на у...
Методика проведения исследовательской работы по физике для 7 класса «Почему и как человек может плавать»
Архимедова сила и условия плавания тел изучаются в школьном курсе физики только в 7-м классе. Однако учебного времени, отводимого различными имеющимися программами по физике на изучение данного учебно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-550254-1418493179.jpg)
"Как научиться быстро плавать"
Данная презентация поможет наглядно помочь детям праильно выполнять упражнения....
Спорт, который плавит лёд.
•Шорт-трек сформировался в начале XX века в США и Канаде.•Полностью принят в олимпийскую семью он был в 1992 г. и с тех пор является неотъемлемой частью Белых Олимпиад.•Первый чемпионат СССР был прове...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/17/picture-852419-1479392672.jpg)
Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего возраста "Тонет-не тонет"
Занимательное дело со старшими дошкольниками по оределению свойств плавучести предметов....
Проект "Учусь плавать"
Проект по плавагнию, способстующий формированию у обучающихся навыков свободного плавания на воде и повышению мотивации к занятиям плаванием....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-1010181-1518280032.jpg)
Интегрированный урок-лекция "О водородных связях, тепловых свойствах воды, или Почему лед не тонет?" 10-й класс
Интегрированный урок-лекция "О водородных связях, тепловых свойствах воды, или Почему лед не тонет?" 10-й класс ...