Учителям
материал (7 класс) по теме

Жихарева Ирина Сергеевна

Обучение в сотрудничестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_v_sotrudnichestve.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

« Обучение  в

сотрудничестве».

                                         

Технология  обучения в сотрудничестве или групповая технология.

   «Сотрудничать»- работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле (Толковый словарь) .

   В последние годы обучение в сотрудничестве , т.е. методика объединения учащихся в микрогруппы для совместного выполнения задания, стала одной из эффективных и популярных технологий в процессе обучение, в том числе и в высших учебных заведениях.  Эта технология вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.

    При реализации подхода обучения в сотрудничестве меняется и роль учителя,

который превращается из источника информации и контроля в советчика и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

   Что же такое обучение в сотрудничестве? Каковы основные «варианты» организации обучения в сотрудничестве? Как организовать обучение в малых группах? Что отличает обычное групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества?

    Из истории …Идея обучение в сотрудничестве появилась в 20-х гг ХХ в Технологии обучения в малых группах была разработана тремя группами американских педагогов Д. Хопкинса  – Р. Славин, Дж. Аронсона и группой Шломо Шаран. Смысл этой технологии лежит в ответе на вопрос что такое ошибка?Что мы понимаем под «ошибкой ученика»?«Ошибка» - неверное действие или суждение. «Ошибка» – нежелание ученика работать, его неспособность, такой ученик получит дополнительное разъяснение только в том случае, когда «научится себя хорошо вести».«Ошибка» - негативная эмоциональная окраска урока и самой деятельности учителя. «Ошибка» ученика показывает только на то, что он еще не овладел необходимыми умениями. «Ошибка» – факт. «Ошибка» - это всего лишь индикатор того, нуждается ли человек в помощи, в дополнительной практике, повышенном внимании ученика или сильного товарища. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе группах  Если Вы понимаете, что ошибки учеников показывают только то, что они еще не овладели необходимыми умениями, то Вы будете рассматривать их просто как факт. Следовательно, вам нужно предоставить вашим ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. Если же Вы рассматриваете ошибку как нежелание ученика работать, его неспособность, в этом случае Вы скорее всего откажете ему в дополнительной практике, в дополнительных разъяснениях, пока "он не научится хорошо вести себя" (?).Но, с другой стороны, совершенно очевидно, что если ученик не допускает ошибок в выполнении задания, это означает, что он научился его выполнять и таким учащимся дополнительная практика не нужна. Значит ошибки - это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике. Вы не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность Ваши ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. На педагогическом языке это означает, что необходимо использовать методы, адекватные данной задаче.Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение ко всеобщему успеху. Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы. Тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается, это его проблемы. А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Именно от осознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались. В процессе обучения ошибаются все. Только одним нужно больше времени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше. Как это сделать - дело методики!  Какие могут быть варианты? Рассмотрим наиболее интересные варианты этого метода.

Существует 3 варианта работы в команде: Обучение в команде на основе игры.: «Ажурная пила», «Учимся вместе».

Обучение в команде

Задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый, участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы.

Вкратце этот метод  сводится к трем основным принципам:

  • "награды" - команды (группы) получают одну на всех в виде балльной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы и других видов оценки их совместной деятельности. Для этого им необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную "планку" и время на ее достижение;
  • "индивидуальная" (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;
  • равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды, так как, стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и отстающий ученики приносят своей команде равное количество баллов, позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную "планку".

 Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать индивидуально-групповую работу и командно-игровую .В первом случае ученики разбиваются на группы в четыре человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявляется общая оценка группе. Таким образом, соревнуются не сильные со слабым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученик, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником. Разновидностью такой организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Учитель так же, как и в предыдущем случае объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются "турнирные столы" по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности  (слабые с слабыми, сильные с сильными). Это особенно рекомендуется для уроков естественнонаучных дисциплин. Задания даются опять же дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от "планки" стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют равные шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением. Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем в традиционных классах. Учитель должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

                                                                  Пила

Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части.

  1. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов".
  2. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
  3. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов  - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. В 1986 г. R.  Slavin разработал модификацию этого метода - "Пила -2" ,который предусматривал работу учащихся группами в 4-5 человек. Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работала над одним и тем же материалом (например, читала всю биографию). Но при этом каждый член группы получал тему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп оставались. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контрольный срез, который и оценивался. Результаты учащихся суммировались. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждалась.

Учимся вместе

Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

Основные принципы:

  • награды - всей команде
  • индивидуальный подход
  • равные возможности - работают и здесь.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.

Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы :

  • выполнения общего задания (у каждого таким образом своя часть, свое подзадание)
  • отслеживания
  • мониторинга
  • активности каждого члена группы в решении общей задачи
  • культуры общения внутри группы.

Таким образом, организация учебной деятельности в группе включает несколько ступеней:

  • усвоение учебной задачи;
  • распределение ролей;
  • процесс поиска лучшего решения;
  • суммирование мнений, подведение итогов.

В своей практике использую методы технологии групповой деятельности. Групповую форму работы применяю при проведении практических и лабораторных работ. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации. Провожу групповой опрос для повторения и закрепления материала после изученного раздела программы. Во время этой работы лидер группы в соответствии с перечнем вопросов (вопросы я составляю заранее) ведет опрос каждого члена своей группы (лидер до проведения такого урока мною опрашивается). Ответ ученика могут дополнять и совместно оценивать все члены группы. Такая форма работы позволяет в течение урока выявить знание всех учащихся.

Кроме групп использую учебные пары как тренинг для закрепления, взаимопроверки проделанной работы. Учащимся предлагаю задания на уроке:

  • индивидуальная работа по поиску в тексте новых слов, терминов;
  • парная работа по чтению текста с целью понимания его содержания;
  • фронтальная работа по составлению заголовков к абзацам текста;
  • парная работа по составлению содержания одной из страниц устного журнала (один пункт плана).

Как пример варианта обучения в команде, можно назвать организацию совместной учебной деятельности при выполнении домашних заданий. Из своего опыта работы предлагаю такую методику совместного выполнения домашнего задания:

  • выполнение домашнего задания в группах, которые формируются по интересам (учитель - участник, а не руководитель);
  • совместная деятельность школьников под руководством ученика ведущего, т.е. лидера (это учащийся с высоким уровнем обученности, проявляющий интерес к предмету, готовый оказать помощь одноклассникам).

Выше перечисленные технологии могут использовать учителя всех учебных предметов, соблюдая основные принципы технологии обучения в сотрудничестве. Мною разработана памятка для учителя.

Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» на уроках физики.

    «Пары сменного состава».

Цели:  

         - формирование умений решать задачи;

         - обучение умению говорить, используя изучаемый материал;

         -  обучение умению общаться (объяснять, задавать вопросы, возражать, используя знания);

Технология:

  1. Формируются дифференцированные группы ( 4-8 человек).
  2. Выбирается руководитель группы.
  3. Выполнение заданий всеми учащимися, возможна помощь учителя или учеников друг другу.
  4. Работа в парах:

а) решение задачи №1 соседа с объяснением, если потребуется можно задавать вопросы;

б) проверка; повторное объяснение, если потребуется;

                 в) меняются ролями;

                 г) уже без объяснения решается задача №2;

                д) обмен тетрадями; проверка; объяснение (если потребуется);

                    отметка учащегося и его подпись.

  1. Формируются пары из разных групп.

       «Цепочка».

   Цели:

            - отработка умения решать задачи;

            - обучение сотрудничеству;

            - формирование сплоченности.

   Технология:

           1) Каждый решает свою задачу, учитель проверяет.

           2) Работа в парах:

                 а) первая колонка ряда сидит, а вторая пересаживается;

                 б) решаются задачи друг друга;

                 в) взаимопроверка и взаимные консультации.

      «Атака мыслей».

   Цели:

            - обучение умению говорить, используя изученный материал;

            - обучение общению (объяснять, задавать вопросы, возражать, аргументировать и т. п.);

            - воспитание сотрудничества.

   Технология:

  1. Сообщение темы. Правила. Критерии оценки.
  2. Выбираются эксперты, секретари.
  3. Формируются две группы: одна предлагает идеи (решения задачи), другая их критикует.
  4. Анализ идей.
  5. Подведение результатов.

Подготовка к выполнению группового задания.

  1. Подготовка познавательной задачи (проблемной ситуации).
  2. Инструктаж по последовательности работы.
  3. Раздача дидактического материала по группам.

Групповая работа.

  1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
  2. Распределение заданий внутри группы.
  3. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
  4. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
  5. Подведение итогов группового задания.

Заключительная часть.

1)Сообщение о результатах работы в группах.

2)Анализ познавательной задачи, рефлексия.

3)Общий вывод о групповой работе и достижений поставленной задачи.

    Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

    Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Разновидности групповых технологий.

  1. Групповой опрос.
  2. Общественный смотр знаний.
  3. Учебная встреча.
  4. Диспут.

Памятка для ученика.

  1. В совместной работе нет "актеров" и "зрителей", все участники.
  2. Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая.
  3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации.
  4. Критикуются идеи, а не личности.
  5. Цель совместной деятельности заключается не "в победе" какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
  6. Рефлексия прошедшего занятия, осмысление своих собственных действий.

Памятка для учителя.

  1. Группу учащихся сформировать до урока с учетом психологической совместимости детей и уровня ЗУН. Группы могут быть постоянными или состав группы можно менять от урока к уроку.
  2. Четко обозначить цели урока.
  3. Проинструктировать учеников о том, каким должно быть взаимодействие членов группы, чтобы поставленная перед ними цель была достигнута.
  4. Группе дается одно задание, распределяются роли между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях может дать рекомендацию учитель).
  5. Наблюдать за работой учеников, помогать им, когда у них возникают вопросы по существу задания или чтобы усилить взаимосвязь между членами группы.
  6. Оценить результат работы группы (содержание и организацию взаимодействия членов). Оценка ставится всей группе. В ряде случаев, можно предоставить ребятам самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда.

Примечание: учитель сам назначает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...