Урок по теме "Строение вещества. Молекулы и атомы"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Широкова Ирина Борисовна

       Одно из главных отличий современного урока от традиционного  состоит в том, что в основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход. В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока и т.д.   Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.   Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). 

Конспект урока физики в 7 классе «Строение вещества. Молекулы и атомы» на основе системно – деятельностного подхода с соблюдением требований ФГОС второго поколения при проведении каждого этапа урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_stroenie_veshchestva.doc779 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

город Казань Кировский район

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 135

с углубленным изучением отдельных предметов»

Разработка конспекта урока по физике  в 7 классе  по теме

« Строение вещества. Молекулы и атомы»

 на основе системно – деятельностного подхода, как методологической основы ФГОС  ООО,

с приложением технологической карты урока

Выполнила: Широкова Ирина Борисовна  –

  учитель  физики I квалификационной категории

МБОУ « СОШ № 135с углубленным изучением отдельных предметов»  города Казани РТ                                                              

                                             

Конспект урока по теме «Строение вещества. Молекулы и атомы»

7 класс

          Цель урока: Рассмотрение вопросов строения вещества, строения молекул, формирование объективной необходимости изучения нового материала.

 Задачи:

– образовательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

– развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

– воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности,

сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задачи физического содержания.                    

Техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.

Лабораторное оборудование для демонстрации опытов на столе учителя: яблоко, нож, резиновый мяч (воздушный надутый шарик), модель упругих пружин, две книги с вложенными друг в друга страницами, мензурка с водой, стакан с водой, стакан с окрашенной водой,  мензурка со спиртом, закрытая колба с дымом,

Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся: металлическая проволока, тетрадные листы, колба с водой, стакан, красящее вещество, пластилин, резина, капрон

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент (1 мин);
  2. Этап постановки цели и задачей урока (4 мин);
  3. Этап получения новых знания (8 мин);
  4. Этап исследовательской работы учащихся (15 мин);
  5. Этап обобщения и закрепления нового материала (13 мин);
  6. Заключительный этап: домашнее задание, итоги урока (2 мин);
  7.  Рефлексия (2 мин).

ХОД УРОКА

I. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)

        Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга . И я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать страницы в познании окружающего нас мира. Впереди нас ждут интересные открытия. Готовы? Да! Тогда приступим…

II. Целеполагание и мотивация

Человек издавна пытался объяснить явления, происходящие в природе, познать не только слышимое, но и неслышимое, не только видимое, но и не видимое.                              

Все мы знаем, что вода может быть и жидкой (это её естественное состояние), и твердой – лёд (при температуре ниже 0°С), и газообразной – водяной пар (слайд № 1). Отличаются ли свойства воды, льда и водяного пара? Может кто-то и затрудняется ответить. Поэтому, рассмотрим ещё один пример: алмаз и графит, два тела состоящие их углерода (слайд № 2). Отличаются ли их свойства? Конечно, графит легко расслаивается – грифель карандаша тому подтверждение, алмаз – один из самых твердых пород. Чем можно объяснить такую разницу?

Молодцы! Чтобы ответить на этот вопрос, и на многие другие, необходимо знать внутреннее «устройство» тел.

 Как вы думаете, какая тема урока «ожидает» нас сегодня?

Тема урока: Строение вещества. Молекулы и атомы.

Цель,  которую  мы  ставим  сегодня  перед  собой: получить  представление  о  внутреннем  строении  вещества, ответить на вопросы

1.      Как доказать, что все вещества состоят из частиц?

2.        Какими размерами и массами определяются частицы вещества?

3.        Почему не видны частицы, из которых состоит вещество?

4.        Почему твердые тела, состоящие из частиц, кажутся сплошными?

Откройте  свои  рабочие  тетради  и  запишите  тему  сегодняшнего  урока  «Строение  вещества. Молекулы и атомы» (слайд № 3)

         III. Первичное усвоение новых знаний

Вы не поверите, но вопросами внутреннего «устройства» тел задавалось человечество ещё в древние времена. Легенда гласит, что в Древней Греции в IV-V веках до н.э. ученый Демокрит (слайд № 4), держа в руке яблоко, задумался: сколько раз можно яблоко разрезать на части? (Действенные генеративные вопросы)

Правильно, деление яблока можно выполнять до какой-то малой части. Эту малую и неделимую часть Демокрит назвал атом, что в переводе с древнегреческого языка так и переводится «неделимый». Продолжили изучать строение вещества уже ученые XVIII века. Но с древних времен и до наших дней утверждение о строении вещества является одним из самых верных и значимых для изучения тепловых, электрических и квантовых явлений. Как же мы с вами можем сформулировать это утверждение.

Правильно. Все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул.    

Ребята, возьмите, пожалуйста, лист №1 «Строение вещества». Ваша цель: в ходе урока заполнить данную таблицу. Записываем первое утверждение. Теперь подумаем, как это утверждение можно доказать. Есть два способа: прямое (слайд № 5) и экспериментальное (слайд № 6). Микроскопов не было в Древней Греции, нет и у нас с вами, да и не в каждой физической лаборатории есть такое оборудование, поэтому воспользуемся вторым способом доказательства существования молекул.

Я могу продемонстрировать следующий опыт: опыт с мензурками с небольшим объемом воды и стаканом с окрашенной водой. При переливании воды из стакана в мензурку № 1, из мензурки № 1 в мензурку  2, из мензурки № 2 в мензурку № 3. Наблюдаем, что в мензурках вода окрашивалась, хоть и не так ярко как в стакане.                                                                            

А теперь посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства первого утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу.(Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что ему сообщил его партнер по плечу)

Молодцы! Мир молекул уникален и удивителен. Вот еще один опыт (слайд № 7). В одну мензурку нальём 100 мл воды, а в другую – 100 мл подкрашенного спирта. Перельём жидкости из этих мензурок в третью (см. рисунок). Удивительно, но объём смеси получится не 200 мл, а меньше: 190 мл. Однако при этом масса смеси в точности равна сумме масс воды и спирта. /В опыте спирт можно заменить сахаром-рафинадом/ 

Почему же так происходит?  (Действенные конструктивные вопросы)

Или воздушный шарик можно сжать без особого труда. Почему?

Между молекулами есть промежутки. Запишите в таблицу второе утверждение. Посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства второго утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу.(Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что ему сообщил его партнер по плечу)

Вывод: все вещества состоят из молекул и между молекулами есть промежутки! Но, все тела мы видим сплошными. (слайд № 8) Дело в том, что молекулы настолько малы, что оптической силы глаза не достаточно для видения молекул. Поможет в определении размера молекул эксперимент. (слайд № 9) Размер молекулы масла d=1,6·10¯⁹м=1,6 нм (нанометр).

Не смотря на свои столь малые размеры, молекулы состоят ещё из более мелких частиц – атомов. Например, наименьшая частица воды – молекула воды. (слайд № 10) Она состоит их трех атомов: двух атомов Н – водорода и одного атома О – кислорода. Знания об атомах сегодня в науке позволяют создавать не только автомобили или электромобили, но и наномобили.  (слайд № 11)

Ученые доказали, что молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а молекулы одного вещества  - одинаковы. Молекулы воды одинаковы (слайд № 12), молекулы углерода в графите и алмазе одинаковы (слайд № 13). На вопрос: почему отличаются свойства этих тел, мы ответим с вами на следующих наших уроках…

IV. Первичная проверка понимания

У нас осталась последняя колонка таблицы не заполненная. Подумайте, что было бы, если бы не было молекул? Что было бы, если бы не было промежутков между молекулами?  (Действенные фасильтирующие вопросы)

Подумали, обсудили в парах, записали в таблицу.(Сингал Релли Робин)

Ребята, встаньте, пожалуйста, кто полностью справились с этим заданием. (Тэйк – Оф – Тач Даун). Спасибо!

V. Физкультминутка: упражнения на снятие мышечного напряжения.

VI. Первичное закрепление новых знаний: Видео вопрос «Тепловое расширение твердого тела» http://class-fizika.narod.ru/vid.htm (слайд № 14)

Просмотр видео с отключением звука. Ребятам предлагается ответить на вопросы: Что будет дальше? (видео останавливается на моменте нагревания шара); Прокомментируйте видеоролик. (Зум Ин)

Подумали, обсудили в парах.(Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что он сам думает, как он сам ответил)

VII. Подведение итогов урока

«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей». Эти слова принадлежат русскому ученому М.В.Ломоносову.

Подведем итоги урока. Для этого выполним следующие задания: рефлексия учебных знаний.(слайд № 15-16)

Сегодня знания о молекулах вещества заложены в основу атомной и ядерной физики, давшие возможность развиваться нано технологиям.(слайд № 17) На следующих уроках мы продолжим изучать характеристики молекул и сможем ответить на вопросы: почему вода, водяной пар и лед (алмаз и графит) состоят из одинаковых молекул, но свойства имеют различные, почему распространяются запахи и окрашиваются жидкости. И сможем заполнить таблицу № 1 полностью.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание на дом:

– §§ 7-8; вопросы;

– кроссворд - наоборот;

– сообщение по теме «Интересные факты о молекулах».

IX. Рефлексия

В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?». Рефлексия учебных действий.

Спасибо, ребята, за совместную работу. Я была рада встретиться с вами. До встречи!

Используемая литература:

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /(А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.)  под ред. А.Г. Асмолова. – 2 е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2.  Технология подготовки урока в современной образовательной среде: пособие для учителей         общеобразоват. учреждений /  Е.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012. – (Работаем по новым стандартам).

3.   Разумовский В.Г., Майер В.В. Проблемы ФГОС и научной грамотности школьников или новый стандарт образования в действии: обучение и воспитание творчески мыслящей личности на уроках физики. // Физика в школе. – 2012. - №5.  

4. Найденов А.М. Новые образовательные стандарты как средство развития учащихся. // Физика в школе. – 2012. - №5

5. Фещенко Т.С., Чурилов В.И. Учимся работать по новым стандартам. Новое качество работы учителя – новые успехи ученика. // Физика. Все для учителя. – 2012. - №6.

6. Я. И. Перельман. Занимательная физика: книга 1. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

 7.  А.В. Перышкин. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. – М.: «Дрофа», 2008.

 8. Классная физика для любознательных:   http://class-fizika.narod.ru/.

 9. Единая коллекция ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5251-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_9.swf 

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (химия-физика) по теме: «Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества».

Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно меняется. Каждую секунду в нем происходит неисчислимое множество химических реакций, в результате ко...

Урок Строение вещества.Молекулы и атомы.

Урок открытия новых знаний. Рассматриваются основы молекулярно-кинетической теории....

Технологическая карта урока по физике в 7 классе «Строение вещества. Молекулы и атомы»

Технологическая карта урока физики по ФГОСУчебный предмет: физикаУчитель физики первой квалификационной категории Лупик Алла МихайловнаКласс:   7  классУМК:     «Физ...

Разработка урока физики "Строение вещества. Атомы и молекулы"

Урок построен на основе технологии критического мышления по учебнику Гендейнштейн....

Технологическая карта урока «Строение вещества. Молекулы и атомы»

Технологическая карта по теме " Строение вещества .Молекулы и атомы"  по ФГОС 7класс...

Анализ урока физики "Строение вещества. Молекулы" (7 класс).

Познакомить учащихся с различными приёмами физического мышления, способами и методами постижения истины. Сформировать представление о строении вещества на основе самостоятельной  эксперимен...

Дидактические материалы "Химические элементы. Простые и сложные вещества. Молекулы. Атомы"

Дидактические материалы  "Химические элементы. Простые и сложные вещества. Молекулы. Атомы"...