Разработка урока физики "Строение вещества. Атомы и молекулы"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Колеганова Светлана Николаевна

Урок построен на основе технологии критического мышления по учебнику Гендейнштейн. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fiziki_po_krit.mysh_._7_kl_stroenie_veshchestva.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по физике в 7 классе

Тема: Строение вещества. Атомы и  молекулы.

Цели урока:

Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы»

Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Учебник: Физика 7. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б. М., Мнемозина, 2012 г.

Форма проведения: с использование технологии критического мышления.

Оборудование: пипетка, стекло, стакан с водой, стакан с растительным маслом, компьютер, мультимедийная установка.

Демонстрации:

1.Увеличение объема воды при нагревании.

2. Увеличение объема тела при нагревании.

3. Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.

План занятия:

  1. Организационный этап. 1 мин.
  2. Этап постановки целей и задач урока. 3 мин.
  3. Этап получения новых знаний. 32 мин.
  4. Рефлексия. 5 мин.
  5. «Затравка». 2 мин.
  6. Подведение итогов урока. 1 мин.
  7. Д/з. 1 мин.

Ход урока:

Эпиграф:

В одном мгновенье видеть вечность

Огромный мир – в зерне песка,

В едином миге – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

У. Блейк.

I. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте. Девочки, сели. Мальчики, сели. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.

II. Этап постановки целей и задач урока.

Стадия 1. Вызов.

Проблемная ситуация

Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила.

…И на морском берегу, разбивающем волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце вися, высыхает;

Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,

Да и не видно того, как она исчезает от зноя.

Значит, дробиться вода на мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего глаза.

Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:

*если капнуть каплю краски в стакан с водой, то …;

*если открыть флакон с духами, то …;

*если нагреть лед, то …;

*если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;

*если капнуть каплю масла на воду, то …;

*если опустить термометр в горячую воду, то … и т.д.

III. Этап получения новых знаний.

Стадия 2. Смысловая.

а) На доске написаны слова в разброс:

Атом,  Демокрит, неделимый, молекула, маленькая масса, притягиваются, электрон, протон, нейтрон, Солнечная система, 100 атомов, 1000000 типов молекул, вещества, тела.

Обучающиеся составляют, не используя учебник рассказ с данными терминами. Работа ведется в группах по 5 человек.

Затем они докладывают о своей работе.

б) Работа с учебником.

Читают пункты § 5 п.1,2,4,5и карандашом на полях отмечают то, что они уже знали.

Рассматривают рисунки рис. 5.1., 5.2.

в) работа с презентацией (слайды 1, 2, 3, 5, 6, 7) и составление конспекта урока.

По ходу просмотра презентации обучающиеся составляют конспект по теме:

1. Демокрит впервые сказал о существовании атомов. Слово атом в переводе с греческого означает «неделимый».

2. Атом – мельчайшая химически неделимая частица вещества.

3. Доказательство существования атомов – электронный микроскоп.

4. Из атомов состоят все окружающие тела.

5. Известно 100 различных типов атомов.

6. Атомы притягиваются к друг другу, объединяются в молекулы.

7. Свойства вещества определяются типом молекулы.

8. Известно несколько миллионов типов молекул.

9. Молекула в переводе означает «Маленькая масса». В точке на доске 100000000 молекул.

10. Молекулы одного и того же вещества одинаковы.

11. Атом состоит из ядра и электронов, вращающихся вокруг него по орбитам (рис.), а ядро состоит из протонов и нейтронов.

12. Строение атома напоминает строение Солнечной Системы.

13. Самые распространенные атомы во Вселенной водород и гелий.

г) Экспериментальное доказательство существования атомов и молекул.

Работа с опытами по интернету по ссылке http://physics-svi.ucoz.ru/load/uroki_fiziki_8_klass/1-1-0-3

Обучающиеся просматривают опыт и пытаются его объяснить:

1. Изменение объема тела при нагревании.

2. Изменение объема жидкости при  нагревании.

3. Растворение марганцовки в воде.

Запись в конспект.

14. Все тела и жидкости расширяются при нагревании.

IV. Рефлексия.

Стадия 3. Рефлексия.

1. Составление кластера (презентация сл. 1).

2. Найти ошибки в тексте. (презентация (сл. 2).

V. «Затравка» на следующий урок.

Практическая работа. Растекание капли воды и растительного масла по стеклу.

Оборудование: пипетка, стекло, стаканчик с водой и растительным маслом.

Инструктаж по ТБ.

VI. Подведение итогов урока.

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

VII. Д/р: § 5, составить синквейн, опыт с окрашиванием воды краской, доклад «Демокрит» - Комова О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему "Определение скоростей молекул газа"

Цель данной разработки- описать методику проблемного обучения на основе изучения новой темы "Определение скоростей молекул газа".Методика использования сводится к следующему: педагог ставит перед учащ...

Методическая разработка урока "Плотность вещества"

Методическая разработка урока "Плотность вещества" включает в себя план-конспект и презентацию к уроку....

Разработка урока "Простые вещества -металлы" 8 класс

Это урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий. и элементами системно-деятельностного подхода. .Цели урока: Обучающие - Повторить особенности строения металлов. О...

Разработка урока "Плотность вещества" физика 7 класс

Разработка урока  "Плотность вещества" для учащихся 7 класса...

Методическая разработка урока "Плотность вещества"

Урок физики в 7 классе по теме "Плотность вещества"...

Разработка урока "Плотность вещества"

План-конспект урока по учебнику Физика: 7 класс: учебник / А.В. Перышкин....

Презентация Ловцовой А.Ф. по теме. "Первоначальные сведения о строении вещества (Строение вещества. Атомы и молекулы)"- для 5 класса по естествознанию.

Презентацию Ловцовой А.Ф. по теме. "Первоначальные сведения о строении вещества (Строение вещества. Атомы и молекулы)". Для 5 класса по естествознанию - можно найти по ссылке-  https://...