Разработка урока "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс)

План-конспект урока по учебнику Физика: 7 класс: учебник / А.В. Перышкин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon plotnost_veshchestva.ppt456.5 КБ
Microsoft Office document icon plotnost_veshchestva.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Что является причиной изменения скорости тела? 2. Чем меньше меняется … тела при взаимодействии, тем оно … инертно, т.е. имеет … массу. 3. Чем больше меняется … тела при взаимодействии, тем оно … инертно, т.е. имеет … массу. 4. Мерой взаимодействия тела называют … .

Слайд 2

5. В каком случае скорости обоих тел после взаимодействия изменятся одинаково ? 6. Назовите основную единицу массы. Какие единицы массы используют на практике? 7. Где хранится эталон массы, из чего он изготовлен?

Слайд 3

Тема урока: плотность вещества

Слайд 4

Например, железо объемом 1 м 3 имеет массу 7800 кг, а лед такого же объема — 9 00 кг. Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1м 3 (или 1 см 3 ).

Слайд 5

Известно, что льдина объемом 2 м 3 имеет массу 1800 кг. Найдите плотность льдинки. 2 м 3

Слайд 7

Как вы думаете одинаковая ли плотность у льда , воды и пара? Почему?

Слайд 8

Плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии различна. Например, плотность воды равна 1000 кг/м 3 , льда — 900 кг/м 3 , а водяного пара (при 0°С и нормальном атмосферном давлении) —0,59 кг/м .

Слайд 9

2 Три кубика из мрамора, стали и меди имеют одинаковый объем. Какой из них имеет большую массу, какой – меньшую? 1 3

Слайд 10

1 2 Два кубика имеют одинаковую массу. Какой из них имеет большую плотность, какой – меньшую?

Слайд 11

1 2 В один из одинаковых сосудов налили воду, в другой – подсолнечное масло равной массы. Определить в каком сосуде вода, в каком масло?

Слайд 12

1 2 На чашках весов находятся одинаковые по объему бруски из золота и меди. На какой чашке весов находится золото?

Слайд 13

1 2 На одной чашке весов стоит стеклянный брусок, в другой серебряный. Определить , в какой серебряный.



Предварительный просмотр:

Урок: Плотность вещества

Тип урока: освоение новых знаний

Необходимое оборудование:

1. Весы 2. Цилиндры разного объема и из разных веществ

Цели урока: изучить понятие  плотности как физической величины

Задачи:

Образовательные: повторить пройденный материал по теме «Взаимодействие тел», выяснить физический смысл плотности.

Воспитательные: приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради,  формировать познавательный интерес к физике.

Развивающие: учить овладению навыками самостоятельного приобретения новых знаний, учить анализировать условия заданий, развивать грамотную речь с использованием физических терминов.

Этапы уроков:

Повторение

1. Что является причиной изменения скорости тела?

2. Чем меньше меняется … тела при взаимодействии, тем оно … инертно, т.е. имеет … массу.

3. Чем больше меняется … тела при взаимодействии, тем оно … инертно, т.е. имеет … массу.

4. Мерой взаимодействия тела называют … .

5. В каком случае скорости обоих тел после взаимодействия изменятся одинаково?

6. Назовите основную единицу массы. Какие единицы массы используют на практике?

7. Где хранится эталон массы, из чего он изготовлен?

Мотивация

Нас окружат огромное количество  различный тел, имеющие разные массы.  Как можно определить массу тел? Какими способами? (объявление темы)

Изучение новой темы

Опыт 1. При помощи весов сравним массы цилиндров разных объемов, но изготовленные из одного вещества. Масса цилиндра, имеющего больший объем, имеет большую массу.

Вывод: масса тела зависит от объёма.

Опыт 2.  Сравним массы цилиндров, имеющие разные объемы,   изготовленные из разных веществ. Масса одинакова. Хотя нам известно, что   тяжелее  

Вывод: тела, из разных веществ ,  имеющие разные объемы, могут иметь равные объемы.

Чтобы  сравнивать массы различных веществ, нужно, чтобы они имели одинаковые объемы.

Опыт 3.  Сравним массы цилиндров, имеющие равные объемы, но  изготовленные из разных веществ.

Вывод:  тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы.

Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ при помощи весов сравните массы цилиндров.  Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы или разные плотности. Тела, изготовленные из разных веществ, при одинаковых объемах имеют разные массы.

Физическую величину, показывающую, чему равна масса вещества в единице объема (т. е., например, в одном кубическом метре или в одном кубическом сантиметре), называют плотностью вещества.

Например, железо объемом 1 м3 имеет массу 7800 кг, а свинец того же объема — 13000 кг.

Чтобы выяснить, как найти плотность данного вещества, рассмотрим следующий пример. Известно, что льдина объемом 2 м3 имеет массу 1800 кг. Тогда 1 м3 льда будет иметь массу, в 2 раза меньшую. Разделив 1800 кг на 2 м3, получим 900 кг/м3. Это и есть плотность льда.

Итак, чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем:

Обозначим величины, входящие в это выражение, буквами:

Тогда формулу для вычисления плотности можно записать в следующем виде:

Единицей плотности в СИ является килограмм на кубический метр (1 кг/м3). На практике плотность вещества выражают также в граммах на кубический сантиметр (г/см3). Для установления связи между этими единицами учтем, что 1кг=1000 г, 1 м3= 1000000 см3.

Поэтому

1 кг/м3=1000  г/см3

Как вы думаете одинаковая ли плотность у льда , воды и пара? Почему?

Плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии различна. Например, плотность воды равна 1000 кг/м3, льда — 900 кг/м3, а водяного пара (при 0°С и нормальном атмосферном давлении) —0,59 кг/м . Плотности других веществ можно узнать из таблиц 3—

Закрепление

Плотность кирпича 1800 кг/м3. Что это означает?

(это означает, что масса кирпича в объеме 1 м3 равна 1800 кг)

Плотность  меди 8,9 кг/м3. Что это означает?

Пользуясь таблицей, определите, плотность какого вещества больше? Бетон и цинк,  ртуть и мед,   кислород и азот,  дуб и сосна.

Плотность машинного масла 900 кг/м3. Выразить эту массу в г/см3.

Плотность железа 7,8 кг/м3. Выразить эту массу в г/см3.

Три кубика из  мрамора, стали и меди имеют  одинаковый объем. Какой из них имеет большую массу, какой – меньшую?

Два кубика имеют одинаковую массу. Какой из них имеет большую плотность, какой – меньшую? слайд

В один из одинаковых сосудов налили воду, в другой – подсолнечное масло равной массы. Определить в каком сосуде вода, в каком масло?  слайд

На чашках весов находятся одинаковые по объему бруски из золота и меди. На какой чашке весов находится золото? На чашках весов находятся одинаковые по объему бруски из олова и меди. В каком находится оловяный брусок?  слайд

На одной чашке весов стоит стеклянный брусок, в другой серебряный. Определить в какой серебряный. Определить в какой чашке весов стоит латунный брусок, в какой – мраморный? слайд

Итоги урока:

Тело, имеющего больший объем, имеет большую массу.

Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы.

Физическую величину, показывающую, чему равна масса вещества в единице объема (т. е., например, в одном кубическом метре или в одном кубическом сантиметре), называют плотностью вещества.

Итак, чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем

Единицей плотности в СИ является килограмм на кубический метр (1 кг/м3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока тема "Плотность вещества"7 класс

Данный урок построен на деятельностной основе....

Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"

Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...

Разработка урока "Закон сохранения массы веществ"

Разработка содержит презентацию урока и технологическую карту...

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

Методическая разработка на тему Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ

Методическая разработкаТема:«Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ»Составил педагог-организатор ОБЖТесленко Иван Василь...

Разработка урока по химии 8 класс "Решение задач на вычисление массовой доли вещества в растворе, массы растворенного вещества и массы воды"

Открытый урок-практикум в 8д классе, представленный на заседании городского методического объединения учителей химии г. Кызыл Республики Тыва по теме "Решение задач на вычисление массовой доли ве...