Развитие познавательного интереса на уроках физики через ИКТ
материал (физика) по теме

Нестерок Надежда Александровна

Выступление на районном МО учителей физики

приложение презентация 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИКТ

Информационно-компьютерные технологии могут эффективно применяться при организации творческой познавательной деятельности учащихся. Они позволяют организовывать проблемное обучение, способствуют интеграции знаний, дают возможность дифференцировать процесс обучения, учитывая личностные особенности и интересы учеников, формируют высокий уровень мотивации к процессу обучения.

Использование преподавателями ИКТ для активного вовлечения учащихся в учебный процесс является одним из самых многообещающих направлений развития образования. Постоянно возрастающие мощность и универсальность компьютеров открывают новые, отличающиеся от существовавших ранее возможности преподавания и обучения, позволяют преподавателям расширять набор применяемых методов обучения, а учащимся – вносить свой вклад в решение общих задач.

Образовательные технологии помогут повысить уровень обучения и улучшить успеваемость каждого ученика. В настоящее время существуют колоссальные возможности создания мощных ИКТ и сетевых ресурсов. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

Естественно, использование компьютера на уроках оправдано лишь в тех случаях, когда он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными фронтальными опытами или лабораторными работами. Для проведения уроков с использованием этих средств достаточно иметь проектор, экран и компьютер. Но конечно если в школе существует сетевое окружение, точка доступа к ИНТЕРНЕТ, интерактивная доска, то результаты будут гораздо эффективнее.

Уже имеющийся опыт показал, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися. Учащиеся считают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке.

Формы использования ИКТ.

  1. Использование готовых электронных продуктов
  2. Использование ресурсов сети Интернет
  3. Использование программного обеспечения SMART Board, Notebook Software (ПО, предназначенное для интерактивной доски)
  4. Создание дидактических материалов средствами Word, Excel, Publisher, PowerPoint, Zoner GIFAnimator 5
  5. Тестирование в PowerPoint, Excel, MyTest
  6. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов
  7. ИКТ в сочетании с модульным обучением (МО)

ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету; - ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету; - ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли; - ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; - ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика

1. Мультимедийные лекции 

– изложение учебного материала, в котором преподаватель передает компьютеру часть своих функций, что усиливает воздействие на учеников, т.к. усвоение учебного материала идет также путем зрительного восприятия. Но при этом преподаватель не заменяется компьютером, а остается главным действующим лицом, в полной мере реализуя свои индивидуальные творческие особенности. Использую электронные учебные материалы, применяю: - библиотеку электронных наглядных пособий (ООО «Кирилл и Мефодий»); - библиотеку электронных наглядных пособий «Физика» (ЗАО «1С»); «Открытая физика» и др. Видеофильмы, интерактивные модели, пошаговые анимации позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии (например, Броуновское движение, ядерные превращения, и т. п.). Есть возможность  демонстрировать опыты, микропроцессы, которые нельзя проделать в школе. Применение ИКТ не зачеркивает уже имеющиеся методы, а лишь успешно дополняет их, делая более эффективными. Например, при объяснении темы «Построение изображений получаемых линзой» при помощи программы Zoner GIF Animator 5 имеется возможность анимировать этапы построения изображений.

2. Лабораторный практикум 

- при данной форме организации учебной деятельности компьютер позволяет обработать результаты опыта в программе Exsell, кроме того, эта же программа демонстрирует свои великолепные возможности при построении графиков функций. Использование компьютерных программ на уроках физики оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых возникает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Одним из таких случаев является использование в учебном процессе компьютерных моделей (компьютерных программ, которые позволяют имитировать физические явления, эксперименты или идеализированные ситуации, встречающиеся в задачах).

Работа учащихся с компьютерными моделями чрезвычайно полезна, так как компьютерные модели позволяют в широких пределах изменять начальные условия физических экспериментов, что позволяет им выполнять многочисленные виртуальные опыты. Такая интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом экспериментов наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что повышает их наглядность. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся обычно испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.

Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. Тем не менее, выполнение компьютерных лабораторных работ требует определенных навыков, характерных и для реального эксперимента - выбор начальных условий, установка параметров опыта и т. д.

Большое число компьютерных моделей по всему школьному курсу физики содержится в мультимедийных курсах, разработанных компанией "Физикон": "Физика в картинках", "Открытая физика 1.1", "Открытая физика 2.0", "Открытая астрономия 2.0" и "Открытая химия 2.0". Главной отличительной особенностью этих компьютерных курсов являются многочисленные компьютерные модели - уникальные и оригинальные разработки, которые высоко оценили пользователи во многих странах.

3. Тестирование 

– может проходить в форме, близкой к традиционной: сначала на слайдах появляются вопросы и варианты ответов, затем появляются правильные ответы. Этот прием позволяет существенно экономить учебное время.

-но особенно полезной является программа MyTest, которая имеет сетевую версию, и различные режимы тестирования: обучающий, штрафной, свободный, монопольный.

Мною ведется работа по разработке средств для осуществления тестирования учащихся с учетом того, что тестирование является важным элементом не только контроля знаний, но и обучения.

4. На уроках и при подготовке к их проведению я использую Интернет-ресурсы, содержащие новейшую информацию по некоторым разделам учебников: 

  1. В сочетании с интерактивной доской очень полезна "Единая коллекция ЦОР" http://school-collection.edu.ru/ . Интересное к уроку в7-9 классах систематизировано на сайте Класс!ная физика http://class-fizika.narod.ru/
  2. Значительное число компьютерных моделей расположено на сайте "Открытый колледж" по адресу: http://www.college.ru/
  3. Теория относительности: интернет-учебник по физике http://www.relativity.ru 
  4. Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt/ 
  5. Физика в анимациях http://physics.nad.ru 
  6. Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru 
  7. Эрудит: биографии учёных и изобретателей http://erudite.nm.ru и др.

Для поддержания интереса и развития познавательной активности учащихся необходимо  расширить количество творческих и исследовательских работ, выполняемых с использованием ИКТ;  использовать материал с физическим содержанием при проведении практических работ на уроках информатики;  проводить неделю физики и информатики, на которой учащиеся смогут выставить на конкурс и защитить свои творческие и исследовательские работы, выполненные с использованием ИКТ.


Мною определены следующие формы работы:

  • при изучении нового материала – просмотр презентаций с включёнными в них видеофрагментами, интерактивными моделями явлений и устройств, задачами и вопросами, а также самостоятельная работа с материалами сайтов Интернета;
  • при контроле знаний – решение задач с интерактивным выбором ответа и разбором решения, выполнение занимательных тестов в картинках; тестирование
  • выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ с применением мультимедиа-диска компании «Физикон» - «Физика 7-11 классы»;
  • при подготовке домашнего задания – поиск дополнительного материала к уроку, в том числе и иллюстративного, в Интернете.

Кроме того, учащимся можно предложить ряд индивидуальных творческих заданий с использованием компьютера:

  • Придумать и красиво оформить (с рисунками или фотографиями) несколько качественных задач  или вопросов-тестов по различным темам
  • Найти в Интернете или сделать самому фотографию физического прибора (термометра, весов т.д.), устройства, явления, опыты и описать его по обобщённому плану.
  • Разработать инструкцию к физическому прибору (весам, термометру, динамометру и т.д.).
  • Подготовить рекламный листок к бытовому электроприбору: фотография, описание, достоинства (крупным шрифтом), недостатки (мелким шрифтом).
  • Подготовить занимательную компьютерную мини презентацию («Физика в поэзии», «Физические загадки» и т.д.).
  • Подготовить сообщение (1/2 печатного листа) по темам: «Вред и польза силы трения», «Открытие и объяснение броуновского движения», «Открытие закона всемирного тяготения» и т. д.

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям сделать образовательный процесс более насыщенным, ярким, результативным

Анализируя свой опыт использования ИКТ на уроках физики, я убедилась, что это позволяет с высокой степенью эффективности достигать следующие цели:  Развитие познавательной активности  Повышение интереса к изучаемому предмету  Развитие аналитического мышления  Формирование навыков работы с компьютером  Формирование навыков коллективной работы  Формирование навыков самостоятельного исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках физики

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса на уроках физики, определённое место занимает идея формирования познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отыскани...

Роль экскурсий в развитии познавательного интереса на уроках физики(сборник творческих работ учащихся)

Цель проекта: показать, что процесс формирования познавательного интереса на экскурсии будет более эффективным, если содержание учебного материала будет разносторонним, выстроенным на основе эмпиричес...

Системно-деятельностный подход как основа развития познавательного интереса на уроках физики

Данная статья рассматривает проблему познавательного интереса в контексте новых образовательных стандартов...

Некоторые средства развития познавательного интереса на уроках физики 7-8 классов.

Отчет стажировки по физике содержит подготовка уроков-игр для учащихся 7-8 классов на основе современных подходов к развитию интеллекта учащихся....

Повышение качества знаний учащихся через развитие познавательного интереса на уроках математики.

в данной презентации я рассматриваю два основных вопроса:- что такое познавательный интерес- и приемы с помощью которых можно развивать позновательный интерес на уроках математики...

опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»

Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...

опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»

Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...