Тест на IQ как эффективный метод самоконтроля обучающегося по физике
статья по физике на тему

Сулейманова Альфия Сайфулловна

Как педагогический тест, тест на IQ, позволяет надежно оценить знания обучающегося в предметной области, степень развитости образно-логического мышления, способность в уме сложные действия и операции; погружает обучающегося в предметную область, мотивируя его к дальнейшему изучению дисциплины, а также позволяет получить самооценку и наметить шаги либо для коррекции, либо самосовершенствования личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕСТ НА IQ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД САМОКОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

А.С.Сулейманова, учитель физики,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 144 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г.Казани

        Поиск путей развития личности обучающегося, его интеллекта, развитие его творческих способностей, мышления, являясь главной задачей педагога, приводит к поиску новых форм, методов и способов достижения данной цели. Не секрет, что развитие творческих способностей, интеллекта обучающихся, в условиях дефицита учебного времени, а иногда и наличия пробелов в базовых знаниях (о чем красноречиво свидетельствуют результаты входного контроля),  является непростой задачей.

        Интеллект не сводится к умственным способностям человека, а характеризует некоторую совокупность его возможностей, в том числе к творческой деятельности, и рассматривается как способность человека к восприятию информации, к адекватной интерпретации текстов, схем, рисунков, знаков, отношений и.т.д. Именно интеллект определяет культурный уровень человека. Интеллект переориентирует «репродуктивные» умения на «исследовательские», подготавливает не «воспроизводителей» полученного знания, а «решателей задач».

         Тест на IQ (intelligence quantity – «коэффициент интеллекта») предназначен для оценки интеллектуальных способностей обучающихся, определения в какой мере они обладают нестандартным мышлением. По характеру тест на IQ можно отнести к педагогической игре по следующим признакам:

        - по области деятельности: интеллектуальные;

        - по характеру педагогического процесса: развивающие, творческие;

        - по игровой методике: предметные.

        Тест на IQ, создавая предметный контекст, обуславливает погружение в понятийный аппарат предметной области. В данной работе предлагается, спроецированный автором на предметную область «Физика», словесный тест Х.Айзенка, применяемый в психолого-педагогической практике при оценке мышления подростков и старших школьников. Тестирование рекомендуется проводить   на этапе рубежного контроля в виде самоконтроля. В виде домашнего задания можно предложить обучающимся самим составить тест по отдельной теме.

        Этапы проведения тестирования:

        1.Подготовительный этап. Подготовка методического обеспечения. Составляется инструкция, компонуются задания.

        2. Описание задания. Тест состоит из 50 заданий различной сложности и рассчитан на выполнение в течение 30 минут.        

        3.Инструктаж. В течение отведенного времени необходимо выполнить как можно больше заданий. не задерживаться слишком долго на каждом из них. Иногда лучше перейти к решению следующей задачи. Проявляйте настойчивость при выполнении заданий. Продолжать размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к решению следующей задачи, Вам подскажет здравый смысл. Помните, что к концу серии задания становятся труднее. Каждый человек в состоянии решить часть заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса.

        4. Выполнение. Примерные типы заданий и эталоны ответов приведены в приложении.

        5. Оценивание. Данный этап включает в себя обработку результатов. Отложите на горизонтальной линии графика количество правильно решенных задач. Проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси покажет коэффициент интеллекта испытуемого.

        6. Выводы и обобщения. Наиболее достоверные результаты получаются в диапазоне 100-130 баллов (среднестатистический показатель); более 130 баллов – высокий уровень развития интеллекта, менее 100 баллов – низкий. При оценивании результатов по пятибалльной шкале можно отнести показатели IQ по следующему принципу: «5» - 123-130 баллов (95-100% от 130 баллов); «4» - 98-123 балла (75-95%); «3» - 78-98 баллов (60-70%).

        Как педагогический тест, тест на IQ, позволяет надежно оценить знания обучающегося в предметной области, степень развитости образно-логического мышления, способность в уме сложные действия и операции; погружает обучающегося в предметную область, мотивируя его к дальнейшему изучению дисциплины, а также позволяет получить самооценку и наметить шаги либо для коррекции, либо самосовершенствования личности.

Приложение

1. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слово, стоящее вне скобок:

Правило (…..) формула.

2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

Авто(…….)атор

3. Решите анаграммы  и исключите лишнее слово:

Озатегип

Окназ

Яроите

Фотулб

4. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слово, состоящее вне скобок:

Попутчик (…….)  космический объект

5. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

Ста (…) педа

6. Решите анаграммы  и исключите лишнее слово:

Терсэд

Отьюн

Марпе

Латьва

Охтебнев

7. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слово, состоящее вне скобок:

Отражатель (…….) рефрактор

8. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

От (….) чик

9. Решите анаграммы  и исключите лишнее слово:

Тупь

Роквет

Тросьско

Верям

Колобя

10. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слово, состоящее вне скобок:

Неделимая порция (….) энергия

11. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

За (…) овой

12. Решите анаграммы  и исключите лишнее слово:

Сокит

Ритмгола

Чадаза

Виласеу

Пухес

13. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слово, состоящее вне скобок:

Ученый (……. )  единица дозы излучения

14. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

Фо (…) альность

15. Решите анаграммы  и исключите лишнее слово:

Алис

Сульпим

Нерокусие

Ассам

Ашр

16. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слово, состоящее вне скобок:

Геометрическая фигура (….) окружность

17. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

Рент (…) отип

18. Решите анаграммы  и исключите лишнее слово:

Мобъе

Рапеметрута

Неливеда

Сотьнотопл

Номед

19. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слово, состоящее вне скобок:

Манекенщица (……) копия, эамещающий оригинал

20. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

Ну (….)ирование

21. Решите анаграммы  и исключите лишнее слово:

Мота

Окулалем

Тронкелэ

Нотроп

Рейнтон

22. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слово, состоящее вне скобок:

Элемент двигателя (…..) механизм остановки судов

23. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

Им(…..) ар

24. Решите анаграммы  и исключите лишнее слово:

Тудаампли

Диореп

Сточата

Банилекое

Казыму

25. Найдите общее окончание для следующих слов:

Потен

Дифферен                        (….)

26. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

Корп(..)тойчивость

27. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слово, состоящее вне скобок:

Стереометрический объект (…..) небосвод

28. Решите анаграммы  и исключите лишнее слово:

Норезанс

Анвол

Чиктонси

Линда

Ментом

29. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

Инфра(….) оряд

30. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слово, состоящее вне скобок:

Подъемный механизм (….) запорный механизм

31. Найдите общее окончание для следующих слов:

Фо

Про                                (…)

Леп

32. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

При(…)щ

33. Решите анаграммы  и исключите лишнее слово:

Сотыва

Нот

Бремт

Кузв

Куст

34. Найдите общее окончание для следующих слов:

Функ

Флуктуа

Инер                                (…)

Рефрак

Фикса

35. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

Зак (..) тогенез

36. Решите анаграммы  и исключите лишнее слово:

Гамтин

Яникудци

Кот

Опле

Айжору

37. Найдите общее окончание для следующих слов:

Гальвано

Ампер

Вольт                        (….)

Ом

Динамо

38. Решите анаграммы  и исключите лишнее слово:

Низал

Олрезак

Мизпра

Пельскаль

39. Найдите общее окончание для следующих слов:

Ат

Т

Мега                        (..)

Бр

Хр

40. Решите анаграммы  и исключите лишнее слово:

Акцияфрид

Циянерфетерин

Млениеоперл

Жениетаро

Гараду

41. Найдите общее окончание для следующих слов:

Плотн

Скор

Поверхн                        (….)        

Емк

Разн

42. Найдите общее слово для следующих слов:

Фундаментальное

Гравитационное

Слабое                                 (…………..)

Сильное

Электромагнитное

43. Найдите общее окончание для следующих слов:

Кило

Милли                (…..)

Микро

44. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слово, состоящее вне скобок:

Ткань  (…)  состояние вещества

45. Найдите общее окончание для следующих слов:

Санти

Милли                (….)

Нано

46. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

Вак(..)ник

47. Найдите общее окончание для следующих слов:

Диссо

Резо                        (….)

48. Найдите общее начало для последующих слов

                        трино

(…)                        трон

                        тральный

49. Найдите общее начало для последующих слов

(….)                        метр

                        докс

50. Найдите общее окончание для следующих слов:

Движ

Ускор                (….)

Вращ

Перемещ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по математике за курс основной школы.

Из собственного опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА...

Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ.

В данной статье представлена моя методика подготовки учащихся к сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ....

Наиболее эффективные методы и приемы при формировании орфографической зоркости у обучающихся в условиях коррекционной школы VIII вида

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.От того на сколько полно будут сформир...

Методы формирования самоконтроля на уроках физики

Это мое сообщение на школьном методическом совещании о том, какие методы я использую для формирования у учащихся навыков самоконтроля....