Наиболее эффективные методы и приемы при формировании орфографической зоркости у обучающихся в условиях коррекционной школы VIII вида
материал по русскому языку на тему

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

От того на сколько полно будут сформированы навыки правописания, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_predmetnikov.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наиболее эффективные методы и приемы при формировании орфографической зоркости у обучающихся в условиях коррекционной школы VIII вида

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Не умение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. 

Если говорить о детях с умственной отсталостью, то процент самостоятельного нахождения ошибок в собственной работе очень низкий. Эти дети с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний. 

Вопрос о работе над ошибками полностью не доработан и в современной методике, хотя педагогами сделано очень многое в этом направлении. Что касается специальной коррекционной школы VIII вида, то над данной проблемой потрудились Аксёнова А. К., Воронкова В. В., Галунчикова Н. Г. и др. 

Степень усвоения правил умственно отсталыми учащимися различных типов неодинакова. Она зависит от большей или меньшей определенности заложенной в правиле инструкции, от числа операций, которые должны выполнить учащиеся, исходя из нее, от соотнесенности произношения и написания, от подготовленности сенсомоторной сферы, в первую очередь речедвигательного анализатора и фонематического слуха.

Относительно легко умственно отсталые дети овладевают историческими написаниями, не определяемыми произношением и восприятием на слух. Для всех орфограмм данного типа в правиле дается конкретное указание, как их надо писать («жи и ши пиши через и»; «существительные женского рода с шипящей на конце пиши с мягким знаком»).

Более сложными для учащихся  специальной (коррекционной) школы оказываются фонетические написания, регулируемые правилом и определяемые произношением. Несмотря на то, что правило содержит точное указание, как писать те или иные орфограммы данной группы, неполноценный звуковой анализ и синтез, недостатки произношения не обеспечивают правильной передачи звуков на письме.  Так,  если учащиеся не слышат раздельного или слитного произнесения согласного и гласного звуков в слове, естественно, что правило правописания разделительного мягкого знака не может быть ими усвоено.

В статье «Формирование орфографических навыков» А. К. Аксёнова отмечает, что важными условиями в работе над ошибками является учёт ошибок, их предупреждение и преодоление. Цель работы над ошибками - объяснить орфограммы, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу. 

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:
         1. 
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учителю необходимо развивать фонематический слух.  

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

 4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. 

В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

К упражнениям предъявляются следующие требования:

1.     Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.     «Упражнения  должны быть систематическими», т.е.:

-  «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»

- «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»

-   «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3. «Упражнения должны быть логические. Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.  «Упражнения должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным». 

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.  

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость 

1.  Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

· Внимательно прочитай предложение.

· Повтори его не заглядывая в текст.

· Подчеркни в предложении все орфограммы.

· Прочитай предложение орфографически.

· Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

·  Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

· Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

2. Комментированное письмо.

   Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3. Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

4.   Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую

написать.

5.   Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний. 

6.  Скоростное письмо.

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2.Самостоятельное чтение хором.

3. Объяснение орфограмм (коллективно).

4. Считают количество предложений в тексте.

5.Чтение по предложениям.

6.Орфографическое чтение.

7. По команде учителя запись текста на время(1-2мин.).

8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9. Проверка написанного.

7.   Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

 1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

 2.Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

 3. Упражнение в запоминании.

 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

 5. Запись.

 6. Проверка.

8.     Диктант

· Предупредительный диктант

· Объяснительный диктант

· Выборочный диктант

· Свободный диктант

· Самодиктант

·Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивается зрительную память.

· Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
 · «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

·Словарный диктант.

9. Орфографические минутки

Процесс обучения орфографии, построенный на основе зрительно-познавательного подхода к формированию знаний, умений и навыков, позволяет максимально использовать потенциальные возможности визуального мышления.

Использование графической наглядности на урок письма обладает большими развивающими возможностями. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием; усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности ее применения, наличие начальных знаний, которые будут моделироваться в графическом и вербальном видах.

При переводе информации из вербальной в графическую систему (и наоборот) попеременное смещение активности из одного полушария в другое обеспечивает:

  • развитие мыслительных операций (кодирования, перекодирования, обобщения, переноса и др.);
  • обобщенность и систематизированность знаний за счет их многократной переработки.

Включение учащихся в заполнение, чтение и создание таблиц, опора на материал учебника, применение наглядности на всех этапах работы над орфограммами способствует эффективной орфографической деятельности  умственно отсталых школьников.

Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

Орфографическая зоркость приобретается теми учащимися, у которых создана первичная основа, и медленно формируется у тех детей, кто слабо различает и соотносит звуки речи, не умеет пользоваться ударностью слов, подбором слов по смыслу. Для развития орографической зоркости нужны, прежде всего, постоянные упражнения в выделении орфограмм, и тогда объяснения написаний станет намного эффективнее.

Целенаправленная, последовательная и систематическая работа на уроках русского языка к становлению у школьников умение обнаруживать прогнозировать орфограммы осуществляемые с позиции фонемной так и морфемной теории русского письма обеспечивает успешную работу по раннему (до изучения большей части правил) формированию орфографической зоркости у школьников, что создает предпосылки для повышения их орфографической грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида в условиях школы интерната

Предлагаемая программа групповой работы с обучающимися 1 класса поможет облегчить процесс адаптации детей к условиям школы-интерната, быстрее и успешнее войти в новую школьную жизнь.Игры и упражнения ...

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...

Формирование общей культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....

Доклад: «Организация Государственной итоговой аттестации по трудовому обучению в условиях коррекционной школы VIII вида.»

Доклад подготовлен для выступления  на методическом семинаре для специалистов коррекционных школ  и раскрывает нормативно-правовую базу  подготовки, организации и проведения государстве...

Статья педагога «Развитие речи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида».

В данной статье описано какими современными методами и приемами способствовать улучшению и развтию связнойречи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида....

Материалы из опыта работы по теме "Активные методы обучения на уроках письма и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида"

Представленный материал раскрывает использование методов проблемного изложения материала и частично - поискового метода на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида....