Доклад: «Организация Государственной итоговой аттестации по трудовому обучению в условиях коррекционной школы VIII вида.»
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме
Доклад подготовлен для выступления на методическом семинаре для специалистов коррекционных школ и раскрывает нормативно-правовую базу подготовки, организации и проведения государственной итоговой аттестации в школе VIII ида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_gia_.docx | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: «Организация Государственной итоговой аттестации
по трудовому обучению в условиях коррекционной
школы VIII вида.»
- Актуальность проблемы социализации выпускников
коррекционной школы VIII вида.
Обеспечение равных возможностей - системная задача, успешное решение которой требует социальной сплоченности. Государственным учреждениям, общественным институтам, коммерческим организациям, работодателям и всем отзывчивым гражданам по силам внести свой вклад в это большое дело. В нашем обществе не должно быть дефицита добра, любви, сострадания и душевной щедрости. Территория равных возможностей и открытых дверей обустраивается заботливым участием всех и каждого в трудных человеческих судьбах.
Губернатор – Председатель Правительства Ульяновской области Сергей Морозов дал старт подготовки к Году равных возможностей, который будет в 2013 году, всем муниципалитетам Ульяновской области, руководителям предприятий различного уровня, общественным организациям, и, в целом, населению Ульяновской области.
Одним из основных мероприятий, которые будут проводиться в Год равных возможностей это: доступность в сфере образования и доступность в сфере занятости.
По статистическим данным в Ульяновской области проживают около 10 % от общего населения людей с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста. Постоянную работу имеют только 13-15 % из них.
24 ноября 1995 года принят Федеральный Закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который закрепил право инвалидов на получение профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
4 октября 2000 года вышло Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» на период до 2025 года, которое является основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике и для коррекционных школ в том числе.
Опираясь на документы специальная (коррекционная) школа систематически занимается обучением, профильной подготовкой, коррекционной и профориентационной работой, педагоги объясняют ученикам и их родителям преимущества получения профессионального образования, создают условия для общения с представителями предприятий региона и педагогами профтехучилищ, организуют ознакомительные экскурсии на предприятия города.
При этом в 50 % случаев мнение родителей и педагогов при выборе профессии в профессионально-ориентационной работе не совпадают. Поэтому задача школы состоит в том, чтобы помочь не только учащимся, но и их родителям в формировании устойчивой профессиональной ориентации на трудовой, активный образ жизнедеятельности с учётом психофизиологических и физических качеств личности.
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Но перед выпускниками коррекционных школ, в силу их психофизиологических и физических особенностей, спектр выбора профессии намного меньше обычного. Для того чтобы успешно интегрироваться в общество, нужна уверенность в своих силах. Первый рубеж – это Государственная итоговая аттестация. Успешная сдача выпускных экзаменов придаст уверенности в своих силах и желании учиться дальше.
2. Нормативно-правовой базой, регламентирующей организацию и проведение Государственной итоговой аттестации, являются :
- Договор о взаимодействии Государственной психолого-медико-педагогической комиссии и Психолого-медико-педагогической комиссии ;
- Положение о приёме учащихся в 10 класс;
- Положение о промежуточной аттестации 1 – 11;
- Положение об итоговой аттестации 1 – 11 классов;
- Положение о конфликтной комиссии по вопросам государственной (итоговой ) аттестации выпускников 9, 11, 12 классов;
- Положение о Методических объединениях учителей – предметников школы;
- Положение о предметных олимпиадах в специальной (коррекционной) школе;
- Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. (Письмо Министерства образования РФ от 14 марта 2011 года №29/1448 – 6 заместителя министра Е.Е.Чепурных).
- закон Российской Федерации «Об образовании»,
- письмо Министерства образования РФ от 30.11.99 №27/777-6 «Об особенностях организации начального профессионального образования для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,
- письмо Министерства образования РФ от 19.06.2003 №27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности X-XII классов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида с углублённой трудовой подготовкой».
- Федеральная программа психосоматической коррекции и реабилитации
( журнал «Коррекционная педагогика» №3, 2005г.).
Цель программы:
- обеспечение качественной подготовки учащихся коррекционной
школы VIII вида к Государственной итоговой аттестации по производственному обучению (слесарное дело).
Задачи программы :
-своевременное информирование участников учебно-воспитательного процесса (учителей, учащихся, родителей) об изменениях в нормативной базе Государственной итоговой аттестации;
- усиление практической направленности преподавания,
- системное использование в учебном процессе тестового контроля знаний и тренировочных упражнений;
- координация, контроль и анализ работы по организации и проведению повторения учебного материала, как составной части процесса формирования системы глубоких и прочных знаний, умений и навыков;
- работы по организации и проведению мероприятий по охране и укреплению здоровья детей в период подготовки к экзаменам.
Ресурсы:
- педагогические кадры ;
- материально-техническая база школы;
- методическое обеспечение.
Сроки реализации программы:
- 2011-2012 учебный год.
Ожидаемые результаты:
- участие выпускников 2012 года в итоговой аттестации- 100%;
- полное прохождение аттестации всеми выпускниками 2012 года;
- ожидаемое качество итоговой аттестации – не менее 45%.
Психологическое сопровождение подготовки к ГИА
Учащиеся | Учителя | Родители |
диагностика | психологическое просвещение | индивидуальные консультации |
психологические консультации | индивидуальные консультации | выступления на родительских собраниях |
индивидуальные консультации |
Письмо Минобразования РФ от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6
Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению
выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида
1. Организационная часть
2. Подготовка к проведению экзамена
3. Порядок проведения экзамена
4. Оценка результатов экзаменов
В последнее время трудовая подготовка умственно отсталых обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида вышла на качественно новый уровень. Однако в связи с изменившейся экономической ситуацией в стране большинство образовательных учреждений данного вида не имеют возможности проведения производственной практики с выходом на предприятия, что не позволяет считать трудовое обучение в них профессиональным. В субъектах Российской Федерации открываются новые профили трудового обучения, учитывающие местные природные условия и производственное окружение. Разрабатываются новые учебные программы и дидактическое сопровождение к ним. Вместе с тем учителям трудового обучения этих учреждений необходимо обучать детей и подростков технико-технологическим сведениям, приемам работы и отработки практических умений и навыков по общему курсу выбранной специальности.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с девятилетним сроком обучения в V-IX классах предусмотрена трудовая подготовка по одному из профилей. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях с десяти-одиннадцати-двенадцатилетним сроком обучения трудовая подготовка в X, XI (XII) классах, при наличии производственной базы, носит углубленный характер и может быть организована как в коррекционном учреждении, так и на базе учреждения начального профессионального образования или заинтересованного предприятия. Программа углубленной трудовой подготовки составляется учителем трудового обучения с учетом специфики производства, требований квалификационной характеристики к рабочим данной профессии и охраны труда на производстве.
Необходимо четко определить, что должны знать и уметь обучающиеся после окончания углубленной трудовой подготовки. Программа углубленной трудовой подготовки обсуждается на методическом объединении учителей трудового обучения, а затем утверждается администрацией образовательного учреждения и того предприятия, на котором организована производственная практика. Администрация образовательного учреждения отвечает за создание безопасных условий труда подростков в школьных мастерских и на производстве.
По окончании обучающимися IX, X-XI (XII) классов проводится экзамен по трудовому обучению.
1. Организационная часть
1.1. На экзамене по трудовому обучению проверяются соответствие знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных знаний, умение их применять в практической деятельности.
1.2. Экзамен по трудовому обучению выпускников IX класса проводится в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.
Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта и важность оценки подготовленности выпускников к самостоятельной трудовой деятельности, можно рекомендовать оценку знаний не по экзаменационным билетам, а в форме собеседования членов комиссии отдельно с каждым учеником. Задача собеседования заключается в том, чтобы выявить не только уровень теоретических знаний, умений и навыков выпускников, их дальнейшие планы, но и определить их способность общаться со взрослыми.
Собеседование проводится на основе выполненной практической работы. В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов, станков, оборудования и приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы.
Отдельные экзаменуемые из IX классов, показавшие отличные теоретические знания и практические навыки на производственной практике, а также выпускники X-XI (XII) классов, наряду с выпускными экзаменами по трудовому обучению могут сдавать квалификационный экзамен на тарифный разряд на производстве или в учреждении начального профессионального образования, на базе которых проводилась производственная практика.
1.3. Экзаменационный билет по трудовому обучению состоит из двух теоретических вопросов, которые направлены на выявление знаний экзаменуемых по материаловедению, специальной технологии, а также из практической экзаменационной работы.
1.4. Образовательное учреждение имеет право самостоятельно готовить экзаменационный материал с учетом профилей трудового обучения, организованных в учреждении (материал практической экзаменационной работы и экзаменационные билеты). Экзаменационный материал должен быть утвержден органом управления образования.
1.5. К экзамену по трудовому обучению допускаются экзаменуемые, обучавшиеся по данному профилю труда не менее двух последних лет.
1.6. Экзамен по трудовому обучению проводит экзаменационная комиссия в составе: председателя (руководитель образовательного учреждения), заместителя председателя (заместитель директора по учебной работе), членов комиссии (учитель трудового обучения экзаменуемой группы, учителя трудового обучения и учителя общеобразовательных дисциплин данного учреждения), могут быть приглашены преподаватели учреждения начального профессионального образования и представители производства).
Квалификационный экзамен принимает комиссия, составленная из представителей предприятия или учреждения начального профессионального образования, но с обязательным включением в нее учителя трудового обучения и одного из членов администрации специального (коррекционного) образовательного учреждения (директора или его заместителя).
1.7. Состав экзаменационной комиссии и дата проведения экзамена утверждаются приказом по учреждению.
1.8. Результаты экзамена по трудовому обучению оформляются протоколом. Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом
1.9. Изделие, выполненное обучающимся в ходе практической экзаменационной работы, хранится 3 года, а протокол оценки учебно-трудовой деятельности за период обучения - 5 лет.
1.10. Выпускникам Х-XI (XII) классов, которым не присваивается квалификационный разряд, выдается производственная характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.
2. Подготовка к проведению экзамена
2.1. Экзаменуемые выполняют практические контрольные работы (за четверть и учебный год) согласно программным требованиям по данному профилю трудового обучения. Работы хранятся у педагога и предъявляются членам комиссии на экзаменах.
2.2. Учителя трудового обучения знакомят экзаменуемых с содержанием билетов и помогают им составить конспекты ответов. При составлении конспектов необходимо использовать имеющиеся пособия, учебники.
2.3. Занятия по трудовому обучению в выпускном классе должны предусматривать систематическое повторение ранее пройденного теоретического материала.
2.4. Учителем трудового обучения должны быть подготовлены материалы, инструменты, детали, заготовки, необходимые для выполнения практической экзаменационной работы.
3. Порядок проведения экзамена
3.1. На выполнение практической экзаменационной работы отводится 2-3 часа (с учетом особенностей психофизического развития обучающихся может быть допущен перерыв).
3.2. Задания, включаемые в практическую экзаменационную работу, должны соответствовать программным требованиям.
3.3. Для выполнения практической экзаменационной работы каждый экзаменуемый получает чертеж, рисунок или фотографию объекта, знакомится с образцом-эталоном и техническими требованиями к изделию.
3.4. Заготовки для выполнения данного изделия, инструменты и все приспособления, необходимые для выполнения практической экзаменационной работы, экзаменуемый выбирает самостоятельно.
3.5. Члены комиссии анализируют и оценивают процесс выполнения экзаменуемым изделия в ходе практической экзаменационной работы и (или) качество изделия. Оцениваются также другие изделия (не менее 5), выполненные экзаменуемым за период обучения в выпускном классе.
3.6. По окончании выполнения практической экзаменационной работы проводится устный экзамен (собеседование) по профилю (по решению педагогического совета учреждения). На опрос каждого экзаменуемого отводится не менее 30 минут. Между практической экзаменационной работой и устным экзаменом (собеседованием) рекомендуется устанавливать 20-30-минутный перерыв.
4. Оценка результатов экзаменов
4.1. Итоговая оценка за экзамен по трудовому обучению выставляется на основании оценок, занесенных в протокол (приложение 1): за год, практическую экзаменационную работу и устный ответ. Решающее значение имеет оценка за практическую экзаменационную работу
4.2. Итоговая оценка "5" выставляется, если на "5" выполнена практическая экзаменационная работа, на "5" или "4" оценен устный экзаменационный ответ и в оценках за учебные четверти выпускного класса нет "З".
4.3. Итоговая оценка "4" выставляется, если на "4" выполнена практическая экзаменационная работа, на "5" или "4" оценен устный экзаменационный ответ и в оценках, занесенных в протокол, нет "З".
4.4. Итоговая оценка "4" выставляется, если на "5" выполнена практическая экзаменационная работа, на "З" оценен устный ответ или по итогам учебных четвертей в выпускном классе было не более двух "З".
4.5. Итоговая оценка "З" выставляется, если на "З" выполнена практическая экзаменационная работа, на "4" или "З" оценен устный экзаменационный ответ и в оценках, занесенных в протокол, нет "2".
4.6. Итоговая оценка "З" выставляется, если на "4" выполнена практическая экзаменационная работа, на "З" оценен устный ответ и по итогам учебных четвертей в выпускном классе было более двух "З".
4.7. Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом
Выпускникам X-XI (XII) классов, которым не присваивается квалификационный разряд, выдается производственная характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационные билеты по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Коррекционная школа VIII вида.
Билет №1 1. Блузка. Анализ модели. Контурные срезы, детали. Ткани для блузки.2. Виды закрепок и их применение.3. Подобрать ...
Ответы на билеты по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Коррекционная школа VIII вида
Билет №11.Блузка. Анализ модели. Контурные срезы, детали. Ткани для блузки.Ответ:Блузка для повседневной носки шьётся из хлопчатобумажных, льняных или шёлковых тканей. Имеет детали: перед, спинку, два...
Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...
«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»
«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс Коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс Коррекционная школа VIII вида...
«Развитие связной речи на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида».
учитель-логопед Зубарева И.А. выступление на МО учителей трудового обучения. Методические рекомендации по развитию связной речи у обучающихся специальной (корекционной) школы VIII вида на уроках...
Практические рекомендации по индивидуальному сопровождению обучающихся на уроках трудового обучения в специальной коррекционной школе VIII вида
Диагностика на уроках технологии в коррекционной школе...