Рабочая программа -физика- 9 класс
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) на тему

Черепкова Яна Юрьевна

Представлена рабочая программа по прдемету физика для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9kl.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

                                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                      УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА №10

                                                   с углубленным изучением отдельных предметов                    

 Принято педагогическим советом                                                           Утверждаю

  Протокол  №           Директор МБОУ СОШ № 10

   от      августа 2014г.                                                                    __________  .                                                                                          

                                                                                                                                         Приказ № ____

                                                                                                            от     августа 2014г.

             

        

                     

Рабочая программа

по учебному предмету «Физика»

для обучающихся 9 а класса

                                                         Учитель: Черепкова Я.Ю.

                2014-2015 учебный год

                                       

                                            Пояснительная  записка     ( 9класс)

      Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества , ее влиянием на темпы развития научно- технического прогресса.

                          Цели изучения физики                                                                                                                                                   

Изучение  физики в образовательных учреждениях основного общего

 образования направлено на:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых

явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они

подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений ; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности   своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды

 Также целями изучения курса являются выработка компетенций:

    1. общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

-  умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  1. предметно-ориентированных:

-  понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности. 

                    В задачи обучения физике входят :

  • Развитие мышления уч-ся , формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания , наблюдать и объяснять физические явления
  • Овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методов физических наук; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии
  • Усвоение школьниками идеи единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлении и законов
  • Формирование познавательного интереса к физике и технике , развитие творческих способностей , осознанных мотивов учения, подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии

Цели

               Нормативно – правовая база рабочих программ:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ, 29.12.2012);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010  № 1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,  реализующих программы общего образования»

-     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального  перечня  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных

программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Учебный план  МБОУ СОШ№10 на 2014-2015 уч.год

Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин « Физика 7-9» ,2009г

   

       Примерная программа по физике для 7–9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина « Физика 7-9» , 2009г   в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения по 2 учебных часа в неделю ( 68 часов в году) 

         Обоснованностью выбора примерной программы для разработки рабочей программы является то, что эта программа содержит темы, содержание которых дидактически переработаны и адаптированы к возрасту и уровню математической подготовки учащихся,  их жизненному опыту и способности восприятия.

        В рабочей программе изменения : на тему «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»  выделила 13 часов , а в программе 14 ч.

 Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.

                   Общая характеристика учебного предмета

 Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

     Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.          Физика – экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

         Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план отводит 204 часов ( 2 часа в неделю) для обязательного изучения физики на ступени основного  общего образования . В том числе в 7, 8, 9 классах  по 68 учебных часов из расчета  2 часа в неделю.

         Общеучебные   умения, навыки и способы деятельности

 Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.             Приоритетами для школьного курса физики являются :

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно- научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины , следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно- коммуникативная деятельность :

  • владение монологической и диалоговой речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности : постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств

        Информация о количестве учебных часов.

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком  МБОУ СОШ №10,  согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 9 классе  на ступени основного общего образования отводится 68 ч из расчета  2 ч в неделю.

Из них:  

Лабораторных работ - 6

 Контрольных работ - 5

Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • индивидуально-групповые,
  • фронтальные.

Методы:

  • Проблемного обучения ( проблемное изложение, частично-поисковые или    эвристические, исследовательские)
  • Организации учебно-познавательной деятельности (словесные , наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).
  • Стимулирования и мотивации ( стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
  • Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
  • Самостоятельной познавательной деятельности ( подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

  • Урок – лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. 
  • Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
  • Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.         
  • Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
  • Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
  • Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
  • Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.
  • Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки  и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
  • Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Технологии обучения:

  • Развивающего обучения
  • Личностно- ориентированного  образования
  • Игровые
  • Информационные
  • Деятельностного метода

В основу обновлённого содержания общего образования положена ориентация на создание у учащихся компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. В связи с этим, можно выделить следующие группы компетенций, которые целесообразно развивать у учеников нашей школы и механизмы их формирования

  1. Информационные (владение информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка необходимой информации);

                        Вид деятельности

          1. Поиск информации в библиотеке.

          2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

          3. Поиск информации в школьной медиатеке.

          4. Использование информации из Интернета.

          5. Создание презентации.

     6. Создание буклета

2.  Личностное самосовершенствование (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни);

  1. Учебно-познавательные (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка);
  2. Коммуникативные (умение общаться, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий);

                              Вид деятельности

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

3. Выступление с сообщением.

4. Взаимоконтроль

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

7. Собеседование.

5.  Ценностно-смысловые компетенции

                          Вид деятельности

               1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

               2. Участие в проектах.

          3.Проведение социологического опроса, интервьюирование

  1. Социально-трудовые (профессиональное самоопределение);
  2. Общекультурные (знание духовно-нравственных основ жизни человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций).

Механизмы формирование учебно-познавательной  компетенции на уроках физики. Формирование ключевых компетенций обучающихся в области  предполагает создание в процессе обучения  необходимых условий для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана:

  • следование составленной рабочей программе;
  • соблюдение объема учебной нагрузки обучающихся;
  • расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной нагрузкой обучающихся;
  • конкретизация и детализация дидактических единиц;
  •  определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала;
  • административный, взаимо - ,самоконтроль за выполнением обязательного минимума содержания образования;
  • составление КИМов в ориентацией на последующую сдачу ГИА  в выпускных  классах.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые основываются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

  1. Основная школа.
  1. Обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе экспериментальной деятельности. Ученикам даётся возможность самостоятельно получать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока. Например:
  • все вещества состоят из частиц;
  • в жидкости и газе существует выталкивающая сила;
  • кристаллическое тело имеет постоянную температуру плавления;
  • ускорение тела зависит от его массы и величины силы, приложенной к нему.

В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, организовывать анализ, делать публичное сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяет развивать необходимые качества личности.

  1. Составление кроссвордов, сообщений, сочинений к изученной теме. Данная форма обучения предполагает нестандартное использование полученных знаний, позволяет ученикам проявить свои творческие способности.
  2. Создание электронных презентаций. Формирование умения использовать информационные технологии в процессе обучения.
  3. Вывод учащихся на новое понятие. Данная форма обучения представляет некое подобие мозгового штурма. Ученики получают задание практического характера. Например, учащимся 8 класса можно предложить перечислить материалы,  используемые при строительстве дома перед началом изучения понятия теплопроводность. Такой подход к изучению физики делает её наиболее приближенной к реальной жизни, а  значит более интересной и понятной для детей.
  1. Старшая школа.
  1. Работа на второй ступени изучения школьного курса физики строится на использовании базовых знаний, полученных в основной школе при максимальной самостоятельности учащихся. Основной формой организации занятий является групповая работа, в ходе которой каждая группа движется в своем направлении согласно индивидуальной теме. Такой подход даёт возможность активизировать интерес учащихся к предмету, рассмотреть роль физики в построении картины мира и в развитии технической цивилизации. Направления работы групп:
  • история становления представлений по данной проблеме, поиск и систематизация информации;
  • экспериментальное исследование проблемы;
  • решение задач, моделирование процессов;
  • объяснение природных явлений, исследование применения физических принципов для создания технических устройств.
  1. Формами контроля при такой организации занятий являются:
  • результаты перекрёстных дискуссий
  • отчёт группы в ходе итогового занятия
  • тестовая работа по теме
  • оценка работы каждого члена группы её руководителем
  • лучшие в номинациях: «За лучшую находку в Интернете», «За лучшее исследование», «За лучшую презентацию к докладу» и т.д.

Организация перекрёстных дискуссий осуществляется в виде мозгового штурма. Опираясь на материал, собранный группой, учащиеся дают ответы на ряд нестандартных вопросов, выдвигая свои идеи, размышляя над проблемой.

              Формы контроля:

  • устный опрос;
  • письменные задания;
  • лабораторная работа фронтальная и домашняя ;
  • контрольная работа;
  • тесты действия;
  • составление структурно-семантических схем учебного текста;
  • метод проектов;
  • самостоятельная работа;
  • тестирование с помощью технических средств;
  • домашнее задание

             Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Учебник: Перышкин А.В., Е.М.Гутник   Физика . 9кл, 18-е изд. М : Дрофа, 2013


                                                                                        СОДЕРЖАНИЕ          ПРОГРАММЫ

№ п/п

            Раздел

Кол-во часов

            Дидактическая единица

Требования к уровню подготовки

Перечень контрольных мероприятий

1.

Законы взаимодействия и движения тел

     27

Что изучает механика? Основная задача механики. Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

-знать понятия: механическое движение, СО, траектория, путь, перемещение, прямолинейное равномерное движение, равноускоренное движение, содержание законов Ньютона, границы применимости, гравитационное взаимодействие, природу , определение криволинейного движения, импульс тела, импульс силы; знать  зависимость ускорения свободного падения от широты местности и высоты над Землей;  знать формулы для расчета изученных величин;

- уметь приводить примеры механического движения; строить графики скорости и координаты; понимать и объяснять относительность перемещения и скорости; решать задачи на расчет механических величин; объяснять свободное падение; применять знания при решении задач

Л.р.№ 1,2

К.р.№ 1,2

2.

Механические колебания и волны

    11

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

- знать условия существования свободных колебаний, уравнение колебательного движения, объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии  колебательной системы;  определение волны и характеристики ; понятие о звуковых волнах, характеристики: высота, тембр, громкость; особенности поведения звуковых волн в разных средах;

- уметь  объяснять  , что такое колебание, волна; решать задачи по теме;  практически определять период колебаний

Л.р.№ 3

К.р.№ 3

3.

Электромагнитное поле

     12

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

- знать понятия: магнитное поле, сила Лоренца, Ампера, индукция м.п., магнитный поток, эл.м.индукция, способы получения эл.т., эл.м. поле и условия его существования, зависимость свойств излучений от их длины, приводить примеры; историческое развитие на природу света; знать технику безопасности при работе с электроприборами;

- уметь изображать магнитные линии, решать задачи на расчет индукции м.п.; понимать механизм возникновения эл.м. волн;

Л.р №4

К.р.№ 4

4.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

13

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

- знать природу альфа, бета и гамма лучей; строение атома по Резерфорду; природу радиоактивного распада и его закономерности; современные методы обнаружения и исследования частиц, устройство ядерного реактора, условия протекания и применение  термоядерной реакции; преимущества и недостатки АЭС, правила защиты от радиоактивного излучения;

- уметь  решать задачи на расчет энергии связи и дефекта масс; понимать механизм деления ядер урана

К.р.№ 5

Л.р № 5,6

5.

Повторение

5

 Повторение базовых понятий. Подготовка к ГИА

                               

                                                            Учебно-тематический план    ( 9класс, 2 часа )

Примерные сроки

           Раздел

Кол-во часов

Фронтальные лабораторные работы

Контрольные работы

Сентябрь-

декабрь

1.Законы взаимодействия и движения тел

        

27  часов

1.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.Измерение ускорения свободного падения.

1. Контрольная работа № 1 по теме « Кинематика»

2. Контрольная работа № 2  по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

Декабрь-

январь

2.Механические колебания и волны. Звук

11 часов

1.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити

1.Контрольная работа № 3 по теме « Колебания и волны»

Февраль

3.Электромагнитное поле

12 часов

1.Изучение явления электромагнитной индукции

1.Контрольная работа № 4 по теме «  Электромагнитные явления»

Март-

Май

4.Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

13 часов

1.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

2.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

1. Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и ядра»

Май

5.Обобщающее повторение курса физики 7—9 классов.

   5 часов


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

      В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать

  • смысл понятий : физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин : путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля -Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления : равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин : расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости : пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;
  • оценки безопасности радиационного фона.

       (9кл)                       Литература и средства обучения

  1. Гутник Е.М., Перышкин А.В. Физика для общеобразовательных учреждений. 7-11 классы ]/ Программа для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.- С. 108-111.

    2. Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. – 18-е изд. – М.: Дрофа, 2013.

    3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.

    4.  Гольдфарб Н. И.  Задачник 9-11 , М: Дрофа , 1996г

    5. Волков В.А. Тесты по физике 7-9 кл , М: ВАКО , 2009г

    6. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки , М: ВАКО , 2006г

    7. Марон А.Е. Физика. 9 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2004г

    8. Е.А. Марон Опорные конспекты и разноуровневые задания / Е.А. Марон – Санкт-Петербург,-2207. – 88с.

  1. Методическое пособие с электронным приложением . Уроки физики. 7-11кл, М: Глобус , 2009г
  2. Виртуальные лабораторные работы 7-9кл.  ЗАО  Новый диск , 2007г
  3. Фанат науки физика   ЗАО   Новый диск  2006г

     4.   Открытая физика 1.1 под редакцией пр. МФТИ  С. Козела, ООО Физикон, 2001

     5.   Физика 7—11кл, ООО Физикон, 2005

     6.   Физика . Библиотека наглядных пособий  под редакцией Н. Ханнанова серия 1С: Школа

     7.   Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия , 2009г


9 КЛАСС(68 ЧАСОВ –2 часа в неделю)         КАЛЕНДАРНО  -  ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

                                 1-я четверть

тема 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ. (27 часов)

№ недели

№ урока

           Дата

      проведения

Тема урока

§

Домашнее задание

Форма контроля

По плану

По факту

1

1/1

Материальная точка. Система отсчета.

§ 1  упр1(2,4)

№101-105

1

2/2

Перемещение.

§ 2  упр2(1,2)

№109

2

3/3

Основная задача механики: определение координаты движущегося тела.                              

§ 3 упр3(1)

Стр240№1(с)

2

4/4

 Прямолинейное равномерное движение.

§ 4 упр 4

3

5/5

Практикум решения задач на равномерное движение

№150,

cтр240 №1(d,e)

3

6/6

Средняя скорость.

№ 136,137

4

7/7

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

§ 5 упр 5(2,3)

4

8/8

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

§ 6 упр 6(4,5)

№ 157

5

9/9

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

§ 7 №158

5

10/10

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

§ 8

6

11/11

Лабораторная работа № 1"Исследование равноускоренного движения без начальной скорости".

Повторить §1-8

6

12/12

Контрольная работа № 1 по теме « Кинематика»

Не задано

7

13/13

Относительность движения.

§ 9 упр9(1-3)

7

14/14

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

§10

8

15/15

 Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона

§11,12

8

16/16

Практикум решения задач на законы Ньютона.

№323

стр41 Д37

9

17/17

Свободное падение тел. Лабораторная работа № 2 "Исследование свободного падения тел".

§ 13

9

18/18

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

§ 14 упр 14

                                 2-я четверть

тема 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (продолжение)

неделя

№ урока

Дата проведения

Тема урока

§

Домашнее задание

Форма контроля

По плану

По факту

10

19/19

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

§15 упр16(2,3,4)

10

20/20

Практикум решения задач на расчет сил притяжения.

§ 16 №297,312

11

21/21

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

§18,19

упр 18(1,2)

№162

11

22/22

 Практикум решения задач на движение тела по окружности

упр18(3-5)

12

23/23

Искусственные спутники Земли.

§ 20 упр19(1,2)

12

24/24

Импульс. Закон сохранения импульса.

§21,22

стр52Д№52,53

13

25/25

Реактивное движение. Развитие ракетной техники.

§ 23

13

26/26

Практикум решения задач по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

стр54 Д№74,75,77

14

27/27

Контрольная работа № 2  по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

Не задано

            тема 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК. (11 часов)

14

28/1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Величины, характеризующие колебательное движение

§ 24-27

15

29/2

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс

§ 28,29,30

упр25(1)

15

30/3

Лабораторная работа № 3"Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины

§29-30

16

31/4

Работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения механической энергии

№820,821,833

16

32/5

 Практикум решения задач на закон сохранения энергии.

                                 3-я четверть

тема 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (продолжение)

неделя

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Форма контроля

По плану

По факту

17

33/6

Волновое движение.

§ 31,32

17

34/7

Характеристики волнового движения

§33

18

35/8

Звуковые волны. Субъективные характеристики звука.

§34,35,36, 41

18

36/9

Распространение звука. Скорость звука.

§ 37,38

19

37/10

Звуковые явления : отражение, резонанс, интерференция

§ 39-42

№877,903,905

19

38/11

Контрольная работа № 3 по теме « Колебания и волны»

Не задано

тема 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ. (12 ЧАСОВ)

20

39/1

 

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

§43,44

20

40/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

§45

21

41/3

Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки.

§ 46

21

42/4

Индукция магнитного поля.

§47упр37(1,2)

22

43/5

Магнитный поток.

§48

22

44/6

Явление электромагнитной индукции.

§ 49

23

45/7

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

23

46/8

Получение переменного электрического тока.

§ 50

24

47/9

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

§ 51,52

24

48/10

Шкала электромагнитных волн. Видимое излучение

§53,54

25

49/11

Практикум решения задач по теме « Эл.м явления»

Повторить

§ 43-54

25

50/12

Контрольная работа № 4 по теме «  Электромагнитные явления»

Не задано

Тема 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР. (13 ЧАСОВ)

26

51/1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

§55

26

52/2

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

§ 56

                                  4-я четверть

тема 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР (продолжение)

27

53/3

Радиоактивные превращения атомных ядер. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число

§ 57,61,63

упр43(1,2)

упр47(1,2)

27

54/4

Экспериментальные методы исследования частиц.

§ 58

28

55/5

Открытие протона. Открытие нейтрона. Изотопы

§59,60,62

28

56/6

 Лабораторная работа № 5 Изучение треков заряженных частиц по фото

§ 71

29

57/7

Энергия связи. Дефект масс. Ядерные силы.

§ 65

29

58/8

Деление ядер урана. Цепная реакция.

§ 66,67

30

59/9

Ядерный реактор.

Лабораторная работа № 6  «Изучение деления ядра атома урана на фото треков»

§ 68

30

60/10

Атомная энергетика. Биологическое действие радиации.

§ 69,70

31

61/11

Термоядерная реакция. Элементарные частицы

§ 72,73

31

62/12

Практикум решения задач по теме «Радиоактивность»

№1699, 1704(3,4)

32

63/13

Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и ядра»

Не задано

33-34

64-68

Повторение   5  часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа физика 7-9 класс

рабочая программа физика 7-9 класс...

Рабочая программа (физика 7 класс)

Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...

Рабочая программа .Физика 7 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программа.Физика 8 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программа физика 8 класс

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы до...