Тетрадь для лабораторных работ по физике - 10 кл
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Данная тетрадь, в отличие от печатных изданий, включают в себя все лабораторные работы для базового уровня физики, указанные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, и с соблюдением предложенной там последовательности их проведения.

Расположение текста подготовлено к двусторонней печати: стр. 1-2, 3-4, 5-6.

Для получения конечного вида необходимо распечатанные листы сложить пополам, расположить в нужной последовательности и скрепить (мы это делаем вручную двумя скобами для степлера, зажимая их в проколах, выполненных толстой иглой по аналогии с обычными тетрадями).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Автор-составитель: Мамеева-Шварцман И.М.

Используемые источники материала:

  1. Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский – М.: Просвещение, 2010
  2. Парфентьева Н.А. Физика. Тетрадь для лабораторных работ. 10 класс - М.: Просвещение, 2012

 Издательство «МШИМ», 2013

243010, Брянская обл., Новозыбковский р-н, с.Шеломы, пер.Школьный, 5

Тел. +7 (920) 841 85 79

E-mail: mameeva-schvartsman@rambler.ru

МБОУ «Шеломовская средняя общеобразовательная школа»

ФИЗИКА

Базовый уровень

Тетрадь

для лабораторных работ

учени(ка/цы) 10 класса_______________________________

                                                                                                 Фамилия, имя                  

 (по учебнику Мякишева Г.Я.)

Тема работы

Отметка

1

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести

2

Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии

3

Опытная проверка закона Гей-Люссака

4

Изучение последовательного и параллельного соединений проводников

5

Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока

Лабораторная работа № 1

«Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

Цель работы: определить разными способами центростремительное ускорение тела, равномерно движущегося по окружности.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой или кольцом, нить, измерительная лента или линейка, весы, кусочек пробки с отверстием, динамометр, бумага, циркуль, секундомер.

Порядок выполнения работы

  1. Определите масу шарика на весах с точностью до 1 г.
  2. Проденьте нить сквозь отверстие в пробке и зажмите пробку в лапке штатива. Если на штативе кольцо, то привяжите нить к кольцу.
  3. Нарисуйте на листе бумаги окружность радиусом около 20 см. Измерьте радиус с точностью до 1 см.
  4. Штатив поставьте так, чтобы точка подвеса и шарик с нитью располагались над центром окружности.
  5. Взяв нить у точки подвеса, вращайте шарик на нити так, чтобы он описывал окружность такого же радиуса, как на бумаге.
  6. С помощью секундомера отсчитайте время, за которок шарик совершит целое число оборотов, например 30, 40, 50. Произведите три измерения.
  7. Определите высоту конического маятника, т.е. высоту h. Для этого оттяните шарик, отклонив нить на угол, при котором шарик будет находиться над одной из точек окружности, поднимите лист бумаги так, чтобы он коснулся шарика, и измерьте расстояние по вертикали от бумаги до точки подвеса. Запишите значение h.
  8. С помощью горизонтально расположенного динамометра оттяните шарик от вертикали на расстояние, равное радиусу окружности, и измерьте силу F1.

Результаты измерений

№ опыта

m, г

R, см

N

t, с

h, см

F1, Н

-

-

-

-

-

-

-

-

Результаты вычислений

№ опыта

ε – U, B

r = (ε – U)/I, Ом

2

3

4

rср = (r2 + r3 + r4)/3

-

Результаты и выводы

Запишите окончательные результаты измерений ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока в виде

ε – U  ≤ ε ≤ ε + U

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

r - r ≤ r ≤ r + r

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Сделайте вывод:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Дата:

Отметка за лабораторную работу № 5:

Учитель _____________ И.М. Мамеева-Шварцман

                             подпись                    

Лабораторная работа № 5

«Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока»

Цель работы: научиться собирать электрические схемы, измерять ЭДС источника тока, а также путём косвенных измерений определять его внутреннее сопротивление.

Оборудование: аккумулятор или батарейка, вольтметр, амперметр, реостат, ключ, соединительные провода.

Порядок выполнения работы

  1. Соберите электрическую цепь согласно схеме.

Вспомните, что вольтметр включается в цепь параллельно, а амперметр - последовательно.

  1. Замкните цепь и убедитесь в том, что ток по цепи идёт.
  2. Разомкните цепь и измерьте ЭДС источника тока (опыт 1).
  3. Замкните цепь и измерьте ток и напряжение при трёх положениях ползунка реостата (опыты 2-4).

Результаты измерений

№ опыта

U, В

I, А

ε, В

-

-

-

-

Расчёты

ЭДС равна напряжению, измеренному вольтметром при разомкнутой цепи. Это прямое измерение. Значение ε одинаково во всех дальнейших опытах.

Внутреннее сопротивление источника тока рассчитайте согласно таблице «Результаты вычислений».

Вычислив значения внутреннего сопротивления источника тока для каждого опыта, определите среднее значение этой величины.

Окончательно результаты запишите в следующем виде:

по формуле (1) aцс1 - aцс1 ≤ aцс ≤ aцс1 + aцс1

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

по формуле (2) aцс2 - aцс2 ≤ aцс ≤ aцс2 + aцс2

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

по формуле (3) aцс3 - aцс3 ≤ aцс ≤ aцс3 + aцс3

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Выбрав разумную цену деления, отметьте на шкале области возможных значений центростремительного ускорения, определенного тремя способами. Выберите интервал, где эти области перекрываются.

Сделайте вывод:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Дата:

Отметка за лабораторную работу № 1:

Учитель _____________ И.М. Мамеева-Шварцман

                             подпись                    

Лабораторная работа № 2

«Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии»

Цель работы: научиться экспериментально определять значения потенциальной энергии поднятого над землёй тела и упруго деформированной пружины. Убедиться в том, что если в системе действуют только консервативные силы, то полная энергия системы остаётся постоянной.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр, линейка, груз на нити, набор картонок толщиной порядка 2 мм, краска и кисточка.

Порядок выполнения работы

  1. Соберите установку, показанную на рисунке. Динамометр укрепите в лапке штатива. Привяжите груз к нити, а другой конец нити привяжите к крючку динамометра.
  2. Измерьте вес груза Р. В данном случае вес груза равен силе тяжести: P = mg.
  3. Измерьте длину нити, к которой привязан груз.
  4. На нижнюю сторону груза нанесите немного краски. На стол под грузом положите картонку.
  5. Поднимите груз до точки закрепления нити и отпустите груз. Убедитесь по отсутствию краски на картонке, что груз не коснулся её при падении. (Если на картонке оказалось пятнышко краски, то поднимите муфту штатива вместе с динамометром и грузом, а картонку немного сдвиньте)
  6. Добавляя по одной картонке, повторяйте опыт до тех пор, пока на верхней картонке появится пятнышко краски.
  7. Взявшись за груз рукой, растяните пружину до его соприкосновения с верхней картонкой. Измерьте динамометром силу упругости Fупр max, а линейкой растяжение пружины l, отсчитывая его от нулевого деления динамометра.
  8. Вычислите высоту, с которой падает груз: h = l + l. Обратите внимание на то, что эту высоту надо отсчитывать или как перемещение нижней точки груза, или как перемещение его центра тяжести.

Результаты вычислений

R1 = U1 / I1, Ом

R2 = U2 / I2, Ом

Rпосл = U3 / I3, Ом

Rпаралл = U4 / I4, Ом

Вычислите значения сопротивлений при последовательном и параллельном соединениях резисторов.

Расчёт по формулам

R1, Ом

R2, Ом

Rпосл = R1 + R2, Ом

Rпаралл = R1R2 / (R1 + R2), Ом

Оцените, насколько ошибки измерений повлияли на совпадение результатов вычислений в заполненных таблицах.

Запишите окончаьельные результаты измерений сопротивлений для каждого случая в виде:

R - R ≤ R ≤ R + R

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Сделайте вывод о справедливости формул второй таблицы:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Дата:

Отметка за лабораторную работу № 4:

Учитель _____________ И.М. Мамеева-Шварцман

                           подпись                    

Лабораторная работа № 4

«Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»

Цель работы: проверить основные закономерности последовательного и параллельного соединений проводников (резисторов), а также справедливость формул для определения эквивалентного сопротивления.

Оборудование: источник тока, резисторы, амперметр, вольтметр, реостат, соединительные провода, ключ.

Порядок выполнения работы

  1. Соберите схему, состоящую из соединённых последовательно источника тока, реостата, амперметра, одного резистора.
  2. Подключите к точкам С и D вольтметр параллельно резистору.
  3. Замкните цепь и измерьте силу тока I1 и напряжение U1.
  4. Замените первый резистор вторым и измерьте силу тока I2 и напряжение U2.
  5. Подключите между точками С и D оба резистора последовательно. Параллельно им подключите вольтметр. Измерьте силу тока I3 и напряжение U3.
  6. Соедините резисторы параллельно, подключите их между точками С и D, затем параллельно им подключите вольтметр. Измерьте силу тока I4 и напряжение U4.

Результаты измерений

I1, А

U1, В

I2, А

U2, В

I3, А

U3, В

I4, А

U4, В

Результаты измерений

Р, Н

l, см

l, см

h, см

Fупр max, Н

Окончательно возможные значения энергий E’1 и E’2 определите как интервалы

Е1 - Е1 ≤ E’1 ≤ Е1 + Е1

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Е2 - Е2 ≤ E’2 ≤ Е2 + Е2

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Несовпадение значений энергий объясняется неточностью эксперимента (т.е. погрешностями измерений).

На оси, выбрав цену делений, отметье возможные значения потенциальных энергий в двух состояниях системы.

Сделайте вывод:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Дата:

Отметка за лабораторную работу № 2:

Учитель _____________ И.М. Мамеева-Шварцман

                             подпись                    

Лабораторная работа № 3

«Опытная проверка закона Гей-Люссака»

Цель работы: проверить экспериментально выполнение закона Гей-Люссака.

Оборудование: запаянная с одной стороны стеклянная трубка длиной около 60 см и диаметром 8-10 мм, заполненный горячей водой большой сосуд высотой не менее 60 см и шириной не менее 5 см, малый сосуд (стакан) с водой комнатной температуры, пластилин, термометр для измерения температуры воды, линейка.

Порядок выполнения работы

  1. Измерьте длину трубки l1.
  2. Налейте в широкий сосуд горячую воду, опустите трубку открытым концом вверх. Подождите несколько минут. Измерьте температуру горячей воды t1.
  3. Замажьте открытый конец трубки пластилином.
  4. Опустите трубку закрытым пластилином концом в стакан с водой комнатной температуры. Подождите несколько минут, пока трубка остынет до комнатной температуры.
  5. Измерьте температуру t2 воды в стакане.
  6. Аккуратно выньте пластилин. Вода в трубке поднимется.
  7. Опускайте трубку в стакан до тех пор, когда уровни воды в стакане и трубке станут равны.
  8. Измерьте длину l2 столбика воздуха в трубке.

Результаты измерений

l1, мм

t1, °С

l2, мм

t2, °С

Отношение объёмов равно отношению длин воздушных столбиков в трубке: V1 / V2 = l1 / l2.

Окончательно результат можно записать в виде

V1 / V2 - ∆1 ≤ (V1 / V2)’ ≤ V1 / V2 + ∆2

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Т1 / Т2 - ∆1 ≤ (Т1 / Т2)’ ≤ Т1 / Т2 + ∆2

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Выбрав подходящую цену деления, изобразите на оси интервалы возможных значений отношений объёмов и температур. Убедитесь в том, что интервалы перекрываются.

Сделайте вывод:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Дата:

Отметка за лабораторную работу № 3:

Учитель _____________ И.М. Мамеева-Шварцман

                             подпись                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь для лабораторных работ по физике для учащихся 7 классов

Тетрадь для лабораторных работ (на печатной основе) содержит фронтальные и домашние лабораторные работы по курсу 7 класса. К каждой работе прилагаются подготовительные и контрольные вопросы, подробный...

Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ

Учитель физики Колобухов А.В.         ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"     "Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для уча...

тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс УМК Перышкин

в целях оптимизации рабочего времени во время выполнения лабораторных работ учащимися  составила методическое пособие , которое применя на уроках. Просьба , при использовании, ссылаться на авторс...

тетрадь для лабораторных работ по физике 9 класс

пособие позволяющее более рационально распределить время на уроке...

Тетрадь для лабораторных работ по физике

В работе приведены инструкционные карты к проведению лабораторных работ...

Тетрадь для лабораторных работ по физике - 11 кл

Данная тетрадь, в отличие от печатных изданий, включает в себя все лабораторные работы для базового уровня физики, указанные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, и с...