Главные вкладки

    тетрадь для лабораторных работ по физике в 7 классе
    методическая разработка по физике (7 класс) по теме

    Кубылина Наталья Николаевна

    В помощь учителям физики

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 7tetr.labor_.raboty.doc346.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Используемые источники материала:

    1. Сёмке А.И. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл. – М.:  Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. (Портфель учителя)
    2. Пёрышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразоват.учреждений. – М.: Дрофа, 2013
    3. http://www.loiro.ru/files/articles_310_i27.doc - Лабораторные работы, добавленные в последней редакции  общеобразовательной программы по физике

    ФИЗИКА

    Базовый уровень

    Тетрадь

    для фронтальных лабораторных работ

    в 7 классе

    (по учебнику А.В. Пёрышкина)

    Тема работы

    1

    Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности

    2

    Измерение размеров малых тел

    3

    Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости

    4

    Измерение массы тела на рычажных весах

    5

    Измерение объёма твёрдого тела

    6

    Измерение плотности твёрдого тела

    7

    Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины

    8

    Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

    9

    Определение центра тяжести плоской пластины

    10

    Измерение давления твёрдого тела на опору

    11

    Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

    12

    Выяснение условий плавания тела в жидкости

    13

    Выяснение условия равновесия рычага

    14

    Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости

      Дата: ________________

    Класс: 7

    Фамилия, имя: _________________________________________________________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 1

    Тема: Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности

    Цели: научиться обращаться с физическим оборудованием, производить измерения объёма жидкости

    Приборы и материалы: мензурка, стакан, колба, окрашенная вода

    Задание:

    1. рассчитать цену деления мензурки
    2. вычислить абсолютную погрешность измерения  (равна половине цены деления)
    3. определить вместимость мензурки Vопыт
    4. с помощью воды и мензурки определить вместимости стакана и колбы Vопыт 
    5. результаты записать с учётом погрешности измерения V = Vопыт  

    Результаты

    Ёмкость

    Цена деления прибора

    Погрешность измерения

    Вместимость сосуда V

    мл

    м3

    мл

    м3

    мл

    м3

    Мензурка

    Стакан

    -

    Колба

    Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                                подпись                               ФИО учителя      

     Дата: ________________

    Класс: 7

    Фамилия, имя: _________________________________________________________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 14

    Тема: Измерение коэффициента полезного действия (КПД) при подъёме тела по наклонной плоскости

    Цели: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной работы; определить КПД

    Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок, набор грузов, штатив с муфтой и лапкой, метр

    Задание:

    1. закрепите трибометр в лапке штатива, которая находится на высоте h (м)
    2. определите динамометром вес бруска Р (Н)
    3. положите брусок на трибометр и динамометром тяните его равномерно вверх вдоль наклонной плоскости с силой F (Н) на расстояние s (м)
    4. вычислите коэффициент полезного действия  наклонной плоскости
    5. измените угол наклона трибометра; определите КПД наклонной плоскости
    6. сделайте вывод о зависимости наклонной плоскости от угла ее наклона

    Результаты

    опыта

    h, м

    Р, Н

    Ап, Дж

    п=P·h)

    s, м

    F, H

    Аз, Дж

    з =F·s)

    = (Ап/ Аз)·100%

    1

    2

    Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                                подпись                               ФИО учителя      

    Дата: ________________

    Класс: 7

    Фамилия, имя: _________________________________________________________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 13

    Тема: Выяснение условия равновесия рычага

    Цели:   проверка на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверка справедливости правила моментов

    Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов, линейка

    Задание:

    1)  уравновесить рычаг (для этого вращайте гайки на концах рычага)
    2)  подвесить два груза (сила F
    1 = 1Н) на левой части рычага на расстоянии l1 , равном примерно 12 см от оси вращения

    3)  выяснить, на каком расстоянии l2 на правой части рычага нужно подвесить один груз (сила F2 = 0,5Н); два груза (сила F2 = 1Н)
    4)  вычислить отношение сил    
      и плеч               
    5)  проверьте, выполняется ли условие равновесия рычага    
    =     

    и правило моментов сил  M1 = M2 ( F1 · l1 = F2 · l2)

    Результаты

    опыта

    F1

    l1

    F2

    l2

    M1

    (F1 · l1)

    M2

    (F2 · l2)

    1

    2

    Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________

     

     

    Дата: ________________

    Класс: 7

    Фамилия, имя: _________________________________________________________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 2

    Тема: Измерение размеров малых тел

    Цели: научиться выполнять измерение способом рядов

    Приборы и материалы: линейка, иголка, пшено, горох

    Задание:

    1. положите некоторое количество зёрнышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков; измерьте длину ряда зерен (l)
    2. разделите длину ряда (l) на количество зёрен (n), его составляющих, чтобы получить диаметр (d) зерна
    3. измерьте ряд молекул на фотографии (l); сосчитайте количество молекул (n)
    4. определите размер (d) одной молекулы   d =

    Результаты

    опыта

    Название предмета

    Длина ряда

     l

    (мм)

    Число частиц в ряду

    n

    (шт)

    Размер одной частицы

    d

    (мм)

    (м)

    1

    Горох

    2

    Пшено

    3

    Молекула (фотография)

    Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                                подпись                               ФИО учителя      

     Дата: ________________

    Класс: 7

    Фамилия, имя: _________________________________________________________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 3

    Тема: Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости

    Цели: определить зависимость пути от времени при равномерном движении; измерить скорость

    Приборы и материалы: трубка стеклянная  с водой, стеариновый шарик (пузырек воздуха), таймер, маркер, линейка измерительная

    Задание:

    1. расположите стеклянную трубку с водой вертикально и держите ее в таком положении до тех пор, пока стеариновый шарик не поднимется к верхнему концу трубки
    2. одновременно с запуском таймера поверните трубку на 1800 и определите время, за которое шарик проходит всю длину трубки
    3. отметьте маркером половину трубки и убедитесь, что за половину времени движения шарик проходит половину длины трубки
    4. разделите трубку  на три, а затем на четыре равные части и, проведя опыты, убедитесь в том, что за треть и четверть времени шарик проходит третью и четвертую часть длины трубки (вся длина трубки принята за 1)
    5. измерьте величину скорости движения в каждом случае по формуле v = s/t; убедитесь, что движение шарика (пузырька воздуха) равномерное
    6. рассчитайте абсолютную и относительную погрешности измерения скорости
    7. сделайте вывод о зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении

    Результаты

    № опыта

    путь в долях от длины (s)

    путь в метрах

    время движения

    скорость

    1

    1

    2

    ½

    3

    4

    ¼

    Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                                подпись                               ФИО учителя      

     

    Дата: ________________

    Класс: 7

    Фамилия, имя уч-ся: ___________________________________________________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 12

    Тема: Выяснение условий плавания тела в жидкости

    Цели: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет

    Приборы и материалы: весы настольные, разновесы, мензурка, 3-4 тела разной плотности, тряпочка, окрашенная жидкость

    Задание:

    1.  измерьте массу тел
    2.  рассчитайте силу тяжести, действующую на каждое тело
    3.  полностью погружая тела в мензурку, определите объём вытесненной ими жидкости
    4.  вычислите максимальную силу Архимеда
    5.  сравните силы тяжести и Архимеда для каждого тела
    6.  опишите поведение тел в мензурке (плавают или тонут)

    Результаты

    опыта

    Масса тела (m)

    кг

    Сила тяжести (Fт)

    H

    Fт = mg = 10·m

    Объём вытесненной воды (V)

    м3

    1мл = 0,000 001 м3

    Максимальная сила Архимеда (FA)

    Н

    FA = ρвgVт = 10 000·V

    Сравните Fт  и  FA

    (>, <, =)

    Поведение тела

    (тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности)

    1

    Fт  …  FA

    2

    Fт  …  FA

    3

    Fт  …  FA

    4

    Fт  …  FA

    Вывод (нужное подчеркнуть):

    Если сила тяжести равна силе Архимеда, то тело (тонет,  плавает в жидкости, плавает на поверхности)

    Если сила тяжести больше силы Архимеда, то тело (тонет,  плавает в жидкости, плавает на поверхности)

    Если сила тяжести меньше силы Архимеда, то тело (тонет,  плавает в жидкости, плавает на поверхности)

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                                подпись                               ФИО учителя      

    Дата: ________________

    Класс: 7

    Фамилия, имя: _________________________________________________________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 11

    Тема: Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

    Цели: научиться измерять выталкивающую силу (силу Архимеда), действующую на тела правильной и неправильной формы, с помощью мензурки, динамометра и линейки

    Приборы и материалы: динамометр, мензурка с водой, линейка, таблица плотностей, 2 тела (1 тело неправильной формы и 1 тело правильной формы)

    Задание:

    1. измерьте силу тяжести F, действующую на тело №1; опустите тело в сосуд с жидкостью и измерьте равнодействующую R силы тяжести и силы Архимеда;  рассчитайте силу Архимеда по этим значениям:  FA = R  – F
    2. определите объём Vт тела №1, используя мензурку, и вычислите силу Архимеда по формуле FA = Vт ·ρж·g     (g ≈ 10 H/кг).  Сравните результат с предыдущими расчётами (опыт с динамометром)
    3. измерьте размеры тела №2 и вычислите его объём. По этим данным рассчитайте силу Архимеда, действующую на это тело в воде, масле и молоке

    Результаты

    Тело

    Жидкость

    Плотность жидкости ρж

    кг/м3

    Объём тела Vт

    м3

    Сила тяжести F

    Н

    Равнодей-ствующая сил R

    Н

    Сила Архимеда FA

    Н

    1

    болтик

    вода

    2

    брусок

    вода

    масло

    -

    -

    молоко

    Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                                подпись                               ФИО учителя      

     

    Дата: ________________

    Класс: 7

    Фамилия, имя: _________________________________________________________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 4

    Тема: Измерение массы тела на рычажных весах

    Цели: измерение масс нескольких тел с помощью предварительно уравновешенных рычажных весов

    Приборы и материалы: рычажные весы, разновесы, 3-4 тела разной массы

    Задание:

    1. уравновесьте тело, массу которого надо определить, с помощью разновесов известной массы
    2. когда весы придут в равновесие, сумма масс разновесов будет равняться массе взвешиваемого тела

    Результаты

    опыта

    Взвешиваемое тело

    Значение разновесов, которыми было уравновешено тело

    Масса тела

    г

    кг

    1

    2

    3

    4

    Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                                подпись                               ФИО учителя      

    Дата: ________________

    Класс: 7

    Фамилия, имя: _________________________________________________________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 5

    Тема: Измерение объёма твёрдого тела

    Цели: научиться измерять объёмы твёрдых тел правильной и неправильной формы с помощью мензурки (для тел неправильной формы) и линейки (для тел правильной формы)

    Приборы и материалы: мензурка с окрашенной жидкостью, линейка, по 2 тела правильной и неправильной формы

    Задание:

    1. запишите в таблицу объём жидкости в мензурке Vж
    2. опустите в мензурку тело неправильной формы до его полного погружения
    3. запишите объём жидкости с телом в мензурке Vж+т
    4. определите объём тела Vт по формуле Vт = Vж+т  - Vж
    5. измерьте длину - a, ширину - b и высоту - c твёрдого тела правильной формы
    6. определите объём V тела по формуле V = a·b·c

    Результаты

    Объём жидк. Vж

    мл

    Объём жидк.с телом Vж+т

    мл

    Объём тела Vт

    мл

    Длина a

    см

    Ширина

    b

    см

    Высота c

    см

    Объём V

    см3

    Объём V

    м3

    1

    2

    3

    4

    Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                                подпись                               ФИО учителя      

     

    Дата: ________________

    Класс: 7

    Фамилия, имя: _________________________________________________________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 10

    Тема: Измерение давления твёрдого тела на опору

    Цели: научиться определять давление твёрдого тела на опору с помощью динамометра и линейки (для тел правильной формы)/штангенциркуля (для тел с круглым основанием); вывести зависимость глубины погружения тела в песок от изменения давления этого тела на песок

    Приборы и материалы: динамометр, линейка, штангенциркуль, брусок (желательно тяжёлый), тело с круглым дном-основанием, корытце с песком

    Задание:

    1. вычислите силу тяжести бруска F
    2. измерьте размеры бруска (a, b, c), рассчитайте площадь S одной из его граней и установите на неё брусок в песочное корытце, отметив глубину погружения l
    3. для тела с круглым основанием штангенциркулем определите диаметр d основания и рассчитайте площадь S этого основания по формуле  
    4. вычислите давление p бруска (p = F/S)

    Результаты

    опыта

    Тело

    Сила тяжести

    F, H

    Площадь основания

    S, м2

    Давление

    p,  Н/м2

    Глубина погружения

    l, см

    1

    брусок

    1 грань

    2

    брусок

    2 грань

    3

    брусок

    3 грань

    4

    тело с круглым основанием

    Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                                подпись                               ФИО учителя      

    Дата: ________________

    Класс: 7

    Фамилия, имя: _________________________________________________________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 9

    Тема: Определение центра тяжести плоской пластины

    Цели: найти точку, служащую центром тяжести пластины

    Приборы и материалы: линейка, плоская пластина произвольной формы, отвес, булавка, штатив с лапкой и муфтой, пробка

    Задание:

    1. зажать в лапке штатива пробку в горизонтальном положении
    2. с помощью булавки, которая вкалывается в пробку, подвесить пластину и отвес
    3. остро отточенным карандашом отметить линию отвеса на нижнем и верхнем краях пластины
    4. сняв пластину, провести на ней линию, соединяющую отмеченные точки
    5. повторить опыт, подвесив пластину в другой точке
    6. убедиться в том, что точка пересечения проведенных прямых является центром тяжести пластины (пластину можно подвесить в третьей точке. Вертикальная прямая, проходящая через точку подвеса, должна пройти через точку пересечения двух прямых. Можно также уравновесить пластину на острие булавки. Пластина будет находиться в равновесии, если точка опоры совпадает с центром тяжести)

    Рисунок

    Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                                подпись                               ФИО учителя      

     

    Дата: ________________

    Класс: 7

    Фамилия, имя: _________________________________________________________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 6

    Тема: Измерение плотности твёрдого тела

    Цели: научиться измерять плотность твёрдого тела с помощью весов и мензурки/линейки (для твёрдых тел правильной формы)

    Приборы и материалы: мензурка, рычажные весы, разновесы, линейка, по 2 тела неправильной и правильной формы разной плотности

    Задание:

    Для вычисления плотности необходимо

    1. на рычажных весах измерить массу тела m
    2. (для тел неправильной формы) с помощью мензурки измерить объём тела V
    3. (для тел правильной формы) измерьте необходимые размеры твёрдого тела и вычислите его объём V
    4. по этим данным (масса m и объём V) определите плотность соответствующего твёрдого тела
    5. по таблице плотностей твёрдых веществ определите, из какого вещества состоит каждое тело

    Результаты

    опыта

    Тело

    Масса тела (m)

    г

    Объём тела (V)

    см3

    Плотность тела (ρ)

    г/см3

    Плотность тела (ρ)

    кг/м3

    Вещество

    1

    2

    3

    4

    Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                                подпись                               ФИО учителя      

    Дата: ________________

    Класс: 7

    Фамилия, имя: _________________________________________________________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 7

    Тема: Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины

    Цели: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины, и измерить жёсткость пружины

    Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов (масса каждого по 0,1 кг), линейка

    Задание:

    1. закрепите на штативе конец спиральной пружины
    2. рядом с пружиной установите и закрепите линейку
    3. отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины
    4. подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины
    5. к первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение  │∆ℓ│пружины
    6. по результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и , пользуясь им, определите среднее значение жёсткости пружины kср   по формуле  kср = F / │ ∆ℓ│

    Результаты

    № опыта

    m, кг

    mg, Н

    │∆ℓ│, м

    График

    kср, Н/м

    1

    0,1

    2

    0,2

    3

    0,3

    4

    0,4

    Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                                подпись                               ФИО учителя      

     

    Дата: ________________

    Класс: 7

    Фамилия, имя: _________________________________________________________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 8

    Тема: Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

    Цели: выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как

    Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов

    Задание:

    1.  определите цену деления шкалы динамометра
    2.  положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку; на брусок поставьте груз
    3.  прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки; запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения
    4.  к первому грузу добавьте второй, третий, четвертый грузы, каждый раз измеряя силу трения; с увеличением числа грузов растет сила нормального давления
    5.  сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как?

    Результаты

    № опыта

    Количество грузов

    Сила трения, Н

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                                подпись                               ФИО учителя      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс УМК Перышкин

    в целях оптимизации рабочего времени во время выполнения лабораторных работ учащимися  составила методическое пособие , которое применя на уроках. Просьба , при использовании, ссылаться на авторс...

    тетрадь для лабораторных работ по физике 9 класс

    пособие позволяющее более рационально распределить время на уроке...

    Тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс

    Тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс. К учебнику А.В. Пёрышкина и Е.М. Гутника Физика 7 класс, М.: Дрофа, 2014...

    Тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс.

    Тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс. К учебнику А.В. Пёрышкина и Е.М. Гутника Физика 7 класс, М.: Дрофа, 2014...

    Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 10 класс

    Данная рабочая тетрадь включает в себя все лабораторные работы к учебнику Г.Я. Мякишев.Классический курс...

    Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс

    Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики  под редакцией А.В. Перышкина...

    Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс

    Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики под редакцией А.В. Перышкина...