Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему

Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики  под редакцией А.В. Перышкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУСОШ №4 п.Победа

ФИЗИКА

Базовый уровень

Тетрадь

для фронтальных лабораторных работ

(по учебнику А.В. Пёрышкина)

Ученика(цы) 7 класса «___»

__________________________( Ф.И.О.)

Тема работы

1

Определение цены деления измерительного прибора

2

Измерение размеров малых тел

3

Измерение массы тела на рычажных весах

4

Измерение объёма твёрдого тела

5

Определение плотности твёрдого тела

6

Градуирование пружины и измерение жёсткости пружины

7

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

8

Выяснение условий плавания тела в жидкости

9

Выяснение условия равновесия рычага

10

Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости

 

 

        

Учитель                           Клыгина Т.А.

 

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 1

Тема: Определение цены деления измерительного прибора

Цели: научиться обращаться с физическим оборудованием, производить измерения объёма жидкости

Приборы и материалы: мензурка, стакан, колба, окрашенная вода

Задание:

  1. рассчитать цену деления мензурки
  2. вычислить абсолютную погрешность измерения  (равна половине цены деления)
  3. определить вместимость мензурки Vопыт
  4. с помощью воды и мензурки определить вместимости стакана и колбы Vопыт
  5. результаты записать с учётом погрешности измерения V = Vопыт  

Результаты

Ёмкость

Цена деления прибора

Погрешность измерения

Вместимость сосуда V

мл

м3

мл

м3

мл

м3

Мензурка

Стакан

-

Колба

Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

подпись                               ФИО учителя

 

 

 

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 2

Тема: Измерение размеров малых тел

Цели: научиться выполнять измерение способом рядов

Приборы и материалы: линейка, иголка, пшено, горох

Задание:

  1. положите некоторое количество зёрнышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков; измерьте длину ряда зерен (l)
  2. разделите длину ряда (l) на количество зёрен (n), его составляющих, чтобы получить диаметр (d) зерна
  3. измерьте ряд молекул на фотографии (l); сосчитайте количество молекул (n)
  4. определите размер (d) одной молекулы   d =

Результаты

опыта

Название предмета

Длина ряда

l

(мм)

Число частиц в ряду

n

(шт)

Размер одной частицы

d

(мм)

(м)

1

Горох

2

Пшено

3

Молекула (фотография)

Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

подпись                               ФИО учителя

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 3

Тема: Измерение массы тела на рычажных весах

Цели: измерение масс нескольких тел с помощью предварительно уравновешенных рычажных весов

Приборы и материалы: рычажные весы, разновесы, 3-4 тела разной массы

Задание:

  1. уравновесьте тело, массу которого надо определить, с помощью разновесов известной массы
  2. когда весы придут в равновесие, сумма масс разновесов будет равняться массе взвешиваемого тела

Результаты

опыта

Взвешиваемое тело

Значение разновесов, которыми было уравновешено тело

Масса тела

г

кг

1

2

3

4

Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

 

 

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 4

Тема: Измерение объёма твёрдого тела

Цели: научиться измерять объёмы твёрдых тел правильной и неправильной формы с помощью мензурки (для тел неправильной формы) и линейки (для тел правильной формы)

Приборы и материалы: мензурка с окрашенной жидкостью, линейка, по 2 тела правильной и неправильной формы

Задание:

  1. запишите в таблицу объём жидкости в мензурке Vж
  2. опустите в мензурку тело неправильной формы до его полного погружения
  3. запишите объём жидкости с телом в мензурке Vж+т
  4. определите объём тела Vт по формуле Vт = Vж+т  - Vж
  5. измерьте длину - a, ширину - b и высоту - c твёрдого тела правильной формы
  6. определите объём V тела по формуле V = a·b·c

Результаты

Объём жидк. Vж

мл

Объём жидк.с телом Vж+т

мл

Объём тела Vт

мл

Длина a

см

Ширина

b

см

Высота c

см

Объём V

см3

Объём V

м3

1

2

3

4

Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 5

Тема: Измерение плотности твёрдого тела

Цели: научиться измерять плотность твёрдого тела с помощью весов и мензурки/линейки (для твёрдых тел правильной формы)

Приборы и материалы: мензурка, рычажные весы, разновесы, линейка, по 2 тела неправильной и правильной формы разной плотности

Задание:

Для вычисления плотности необходимо

  1. на рычажных весах измерить массу тела m
  2. (для тел неправильной формы) с помощью мензурки измерить объём тела V
  3. (для тел правильной формы) измерьте необходимые размеры твёрдого тела и вычислите его объём V
  4. по этим данным (масса m и объём V) определите плотность соответствующего твёрдого тела
  5. по таблице плотностей твёрдых веществ определите, из какого вещества состоит каждое тело

Результаты

опыта

Тело

Масса тела (m)

г

Объём тела (V)

см3

Плотность тела (ρ)

г/см3

Плотность тела (ρ)

кг/м3

Вещество

1

2

3

4

Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

 

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 6

Тема: Градуирование пружины. Измерение жёсткости пружины

Цели: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины, и измерить жёсткость пружины

Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов (масса каждого по 0,1 кг), линейка

Задание:

  1. закрепите на штативе конец спиральной пружины
  2. рядом с пружиной установите и закрепите линейку
  3. отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины
  4. подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины
  5. к первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение  │∆ℓ│пружины
  6. по результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и , пользуясь им, определите среднее значение жёсткости пружины kср   по формуле  kср = F / │ ∆ℓ│

Результаты

№ опыта

m, кг

mg, Н

│∆ℓ│, м

График

kср, Н/м

1

0,1

2

0,2

3

0,3

4

0,4

Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________ Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 7

Тема: Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

Цели: научиться измерять выталкивающую силу (силу Архимеда), действующую на тела правильной и неправильной формы, с помощью мензурки, динамометра и линейки

Приборы и материалы: динамометр, мензурка с водой, линейка, таблица плотностей, 2 тела (1 тело неправильной формы и 1 тело правильной формы)

Задание:

  1. измерьте силу тяжести F, действующую на тело №1; опустите тело в сосуд с жидкостью и измерьте равнодействующую R силы тяжести и силы Архимеда;  рассчитайте силу Архимеда по этим значениям:  FA = R  – F
  2. определите объём Vт тела №1, используя мензурку, и вычислите силу Архимеда по формуле FA = Vт ·ρж·g     (g ≈ 10 H/кг).  Сравните результат с предыдущими расчётами (опыт с динамометром)
  3. измерьте размеры тела №2 и вычислите его объём. По этим данным рассчитайте силу Архимеда, действующую на это тело в воде, масле и молоке

Результаты

Тело

Жидкость

Плотность жидкости ρж

кг/м3

Объём тела Vт

м3

Сила тяжести F

Н

Равнодей-ствующая сил R

Н

Сила Архимеда FA

Н

1

болтик

вода

2

брусок

вода

масло

-

-

молоко

Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

 

 

 

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя уч-ся: ___________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 8

Тема: Выяснение условий плавания тела в жидкости

Цели: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет

Приборы и материалы: весы настольные, разновесы, мензурка, 3-4 тела разной плотности, тряпочка, окрашенная жидкость

Задание:

  1.  измерьте массу тел
  2.  рассчитайте силу тяжести, действующую на каждое тело
  3.  полностью погружая тела в мензурку, определите объём вытесненной ими жидкости
  4.  вычислите максимальную силу Архимеда
  5.  сравните силы тяжести и Архимеда для каждого тела
  6.  опишите поведение тел в мензурке (плавают или тонут)

Результаты

опыта

Масса тела (m)

кг

Сила тяжести (Fт)

H

Fт = mg = 10·m

Объём вытесненной воды (V)

м3

1мл = 0,000 001 м3

Максимальная сила Архимеда (FA)

Н

FA = ρвgVт = 10 000·V

Сравните Fт  и  FA

(>, <, =)

Поведение тела

(тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности)

1

Fт  …  FA

2

Fт  …  FA

3

Fт  …  FA

4

Fт  …  FA

Вывод (нужное подчеркнуть):

Если сила тяжести равна силе Архимеда, то тело (тонет,  плавает в жидкости, плавает на поверхности)

Если сила тяжести больше силы Архимеда, то тело (тонет,  плавает в жидкости, плавает на поверхности)

Если сила тяжести меньше силы Архимеда, то тело (тонет,  плавает в жидкости, плавает на поверхности)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя                                                                                                                                  

 

 

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 9

Тема: Выяснение условия равновесия рычага

Цели:   проверка на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверка справедливости правила моментов

Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов, линейка

Задание:

1)  уравновесить рычаг (для этого вращайте гайки на концах рычага)
2)  подвесить два груза (сила F
1 = 1Н) на левой части рычага на расстоянии l1 , равном примерно 12 см от оси вращения

3)  выяснить, на каком расстоянии l2 на правой части рычага нужно подвесить один груз (сила F2 = 0,5Н); два груза (сила F2 = 1Н)
4)  вычислить отношение сил    
  и плеч               
5)  проверьте, выполняется ли условие равновесия рычага    
=     

и правило моментов сил  M1 = M2 ( F1 · l1 = F2 · l2)

Результаты

опыта

F1

l1

F2

l2

M1

(F1 · l1)

M2

(F2 · l2)

1

2

Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 10

Тема: Определение  коэффициента полезного действия (КПД) при подъёме тела по наклонной плоскости

Цели: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной работы; определить КПД

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок, набор грузов, штатив с муфтой и лапкой, метр

Задание:

  1. закрепите трибометр в лапке штатива, которая находится на высоте h (м)
  2. определите динамометром вес бруска Р (Н)
  3. положите брусок на трибометр и динамометром тяните его равномерно вверх вдоль наклонной плоскости с силой F (Н) на расстояние s (м)
  4. вычислите коэффициент полезного действия  наклонной плоскости
  5. измените угол наклона трибометра; определите КПД наклонной плоскости
  6. сделайте вывод о зависимости наклонной плоскости от угла ее наклона

Результаты

опыта

h, м

Р, Н

Ап, Дж

п=P·h)

s, м

F, H

Аз, Дж

з =F·s)

= (Ап/ Аз)·100%

1

2

Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по дисциплине "Физика"

В рабочую тетрадь вошли 18 работ,  предназначенные для студентов первых курсов по физике. Пособие предназначено для организации самостоятельной подготовки к лабораторным работам....

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 10 класс

Данная рабочая тетрадь включает в себя все лабораторные работы к учебнику Г.Я. Мякишев.Классический курс...

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс

Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики под редакцией А.В. Перышкина...

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 9 класс

Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики 9 класса под редакций А.В. Перышкина...

рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 11 класс

Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с учебником физики 11 класса под редакцией Г.Я. Мякишева. Классический курс...

«Разработка рабочей тетради по лабораторным работам» (1 курс, физика)

laquo;Разработка рабочей тетради по лабораторным работам»...

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике

Данная рабочая тетрадь предназначена для выполнения лабораторных работ по физике обучающимися 1-2 курсов усреждений СПО....