Главные вкладки

    Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 9 класс
    учебно-методический материал по физике (9 класс) на тему

    Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики 9 класса под редакций А.В. Перышкина

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_tetrad_dlya_laboratornyh_rabot_po_fizike_9_klass.docx350.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ СОШ№4, п.Победа, Майкопский район, Республика Адыгея

    Название общеобразовательного учреждения

    ФИЗИКА

    Базовый уровень

    Тетрадь

    для контрольных и лабораторных работ

    учени (-ка/-цы) 9 «___»   класса_______________________________

                                                                                           Фамилия, имя                  

    (по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник)

    Тема работы

    Лабораторные работы

    1

    Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

    2

    Измерение ускорения свободного падения

    3

    Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити

    4

    Изучение явления электромагнитной индукции

    5

    Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

    6

    Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

    Контрольные работы

    1.

    Кинематика материальной точки

    2.

    Динамика материальной точки

    3.

    Механические колебания и волны. Звук.

    4.

    Электромагнитное поле

    5.

    Строение атома и атомного ядра

    6.

    Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

                                                                                                         

                                                                                                      Учитель: Клыгина Т.А

    Дата: _________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 1

    Тема: Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

    Цели: определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр

    Приборы и материалы: желоб металлический длиной 1,4 м; шарик металлический диаметром 1,5-2 см; цилиндр металлический; метроном (один на весь класс); лента измерительная; кусок мыла; штатив с муфтой и лапкой

    Задание:

    1. Установите наклон желоба с помощью штатива таким образом, чтобы шарик проходил всю длину желоба (до удара о цилиндр, который располагается в нижней части желоба) не менее чем за 3 удара метронома
    2. Измерьте расстояние s, пройденное шариком за 3  удара метронома. Результаты измерений занесите в таблицу
    3. Вычислите время t движения шарика, его ускорение a и мгновенную скорость  перед ударом о цилиндр. Результаты вычислений занесите в таблицу

    Результаты

    Число ударов метронома

    n

    Расстояние

    Время движения

    Ускорение

    Мгновенная скорость

    s,  м

    t = 0,5· n

    c

    a =  м/с2

     = at

    м/с

    3

     

    Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                                   подпись                     ФИО учителя    

     Дата: _________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 2

    Тема: Измерение ускорения свободного падения

    Цели: измерить ускорение свободного падения с помощью прибора для изучения движения тел

    Приборы и материалы: груз небольших размеров, длинная нить, штатив, секундомер

    Результаты

    Время движения t= nT

    Путь s, мм

    Путь

    S, м

    Ускорение g, м/c2

    Вычисления:

    Выводы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                                   подпись                     ФИО учителя    

    Дата: _________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 3

    Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити

    Цели: выяснить, как зависят период и частота колебаний нитяного маятника от длины его нити

    Приборы и материалы: штатив с муфтой и лапкой; шарик с прикреплённой к нему нитью длиной 130 см, протянутой сквозь кусочек резины; часы с секундной стрелкой или метроном

    Задание:

    1. Укрепите кусочек резины с висящим на нём маятником к лапке штатива (длина нити маятника от точки подвеса до середины шарика должна быть равна 5 см)
    2. Для проведения первого опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду (1-2 см) и отпустите.
    3. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу
    4. Проведите остальные 4 опыта так же, как и первый. При этом длину l нити маятника каждый раз устанавливайте в соответствии с её значением в таблице для данного опыта
    5. Для каждого из 5 опытов вычислите и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника  
    6. Для каждого из 5 опытов рассчитайте значения частоты ν колебаний маятника по формуле       или  
    7. Сделайте выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от длины его нити
    8. Ответьте на вопрос. Увеличили или уменьшили длину нити маятника, если:
    1. период его колебаний сначала был 0,3 с, а после изменения длины стал 0,1? ________
    2. частота его колебаний вначале была равна 5 Гц, а потом уменьшилась до 3 Гц?______

    Результаты

    № опыта

    Физическая величина

    1

    2

    3

    4

    5

    Длина нити маятника l, см

    5

    20

    45

    80

    125

    Число полных колебаний N

    30

    30

    30

    30

    30

    Промежуток времени для 30 колебаний t, с

    Период колебаний T, с

    Частота колебаний ν, Гц

    Выводы: _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                                   подпись                     ФИО учителя  

     Дата: _________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 4

    Тема: Изучение явления электромагнитной индукции

    Цели: изучить явление электромагнитной индукции

    Приборы и материалы: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, провода соединительные, модель генератора электрического тока (одна на класс)

    Задание

    1. Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра
    2. Наблюдая за показаниями миллиамперметра, подводите один из полюсов магнита к катушке; потом на несколько секунд остановите магнит, а затем вновь приближайте его к катушке, вдвигая в неё. Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток во время движения магнита относительно катушки? _______________________________

    во время его остановки? ____________________________________________________

    1. Запишите, менялся ли магнитный поток Ф, пронизывающий катушку, во время движения магнита?  ________________________________________________________ во время его остановки? ____________________________________________________
    2. На основании ваших ответов на предыдущие вопросы запишите, при каком условии в катушке возникал индукционный ток? ________________________________________
    3. Почему при приближении магнита к катушке магнитный поток, пронизывающий эту катушку, менялся? _________________________________________________________
    4. Проверьте, одинаковым или различным будет направление индукционного тока в катушке при приближении к ней и при удалении от неё одного и того же полюса магнита? (о направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра) ________________________
    5. Приближайте полюс магнита к катушке с такой скоростью, чтобы стрелка миллиамперметра отклонялась не более чем на половину предельного значения его шкалы
    6. Повторите тот же опыт, но при большей скорости движения магнита, чем в первом случае
    7. При большей или меньшей скорости движения магнита относительно катушки магнитный поток Ф, пронизывающий эту катушку, менялся быстрее? ______________ возникал больший по модулю ток? ____________________________________________
    8. Запишите, как зависит модуль силы индукционного тока, возникающего в катушке, от скорости изменения магнитного потока Ф, пронизывающего эту катушку? _________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________         Соберите установку из следующих элементов, соединённых последовательно: источник питания, ключ, катушка с железным сердечником (катушка 2), реостат
    9. На катушку с сердечником наденьте катушку-моток (катушка 1), к которой подключен миллиамперметр

    12).Проверьте, возникает ли в катушке-мотке (1) индукционный ток в следующих случаях:

    1. при замыкании и размыкании цепи, в которую включена катушка 2 ________________
    2. при протекании через катушку 2 постоянного тока _________________________
    3. при увеличении и уменьшении силы тока, протекающего через катушку 2, путём перемещения в соответствующую сторону движка реостата _________________

    13).В каких из перечисленных в пункте 13 случаев (а, б, в) меняется магнитный поток, пронизывающий катушку 1? _______________________________________________ Почему он меняется? _____________________________________________________

    14).Пронаблюдайте возникновение электрического тока в модели генератора.

    Объясните, почему в рамке, вращающейся в магнитном поле, возникает индукционный ток  ____________________ _____________________________________

     _____________________________________ _____________________________________  _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________

    Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                                   подпись                     ФИО учителя      

            

     Дата: _________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 5

    Тема: Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

    Цели: объяснить характер движения заряженных частиц

    Приборы и материалы: фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии

    Помните, что:

    1. длина трека тем больше, чем больше энергия частицы и чем меньше плотность среды)
    2. толщина трека тем больше, чем больше заряд частицы и чем меньше её скорость
    3. при движении заряженной частицы в магнитном поле трек её получается искривлённым, причём радиус кривизны трека тем больше, чем больше масса и скорость частицы и чем меньше её заряд и модуль индукции магнитного поля
    4. частица двигалась от конца трека с большим радиусом к концу трека с меньшим радиусом кривизны (радиус кривизны по мере движения уменьшения, так как из-за сопротивления среды уменьшается скорость частицы)

    Задание:    

    1. На двух из трёх представленных вам фотографий изображены треки частиц, движущихся в магнитном поле. Укажите, на каких ______________________________ Почему? __________________________________________________________________                                                                 

       I - треки α-частиц,     II - треки α-частиц                            III - трек электрона

    двигавшихся               в камере Вильсона,                           в пузырьковой камере,                                                                                                        в камере Вильсона     находившейся в магнитном поле   находившейся в магнитном  поле

    1. Рассмотрите фотографию I, и ответьте на вопросы:
    1. в каком направлении двигались α-частицы? _________________________________
    2. длина треков α-частиц примерно одинакова. О чём это говорит?  _______________ _______________________________________________________________________
    3. как менялась толщина трека по мере движения частиц? _______________________ что из этого следует? ____________________________________________________
    1. Определите по фотографии II:
    1. почему менялись радиус кривизны и толщина треков по мере движения α-частиц?   _______________________________________________________________________
    2. в какую сторону двигались частицы? _______________________________________
    1. Определите по фотографии III:
    1. почему трек имеет форму спирали? _________________________________________
    2. что могло случиться причиной того, что трек электрона (III) гораздо длиннее треков α-частиц (II) _____________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                 

     Дата: _________

    Фронтальная лабораторная работа по физике № 6

    Тема: Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

    Цели: применить закон сохранения импульса для объяснения движения двух ядер, образовавшихся при делении ядра атома урана

    Приборы и материалы: фотография треков заряженных частиц, образовавшихся при делении ядра атома урана.

    На данной фотографии вы видите треки двух осколков, образовавшихся при делении ядра атома урана, захватившего нейтрон. Ядро урана находилось в точке g, указанной стрелочкой.

    По трекам видно, что осколки ядра урана разлетелись в противоположных направлениях (излом левого трека объясняется столкновением осколка с ядром одного из атомов фотоэмульсии, в которой он двигался)

    Задание:

    1. Пользуясь законом сохранения импульса, объясните, почему осколки, образовавшиеся при делении ядра атома урана, разлетелись в противоположных направлениях               __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
    2. Известно, что осколки ядра урана представляют собой ядра двух разных химических элементов (например, бария, ксенона и др.) из середины таблицы Д.И. Менделеева.

    Одна из возможных реакций деления урана может быть записана в символическом виде следующим образом:      92U + 0n → 56 Ba + z X + 2 · 0n,   где символом z X обозначено ядро атома одного из химических элементов.

    Пользуясь законом сохранения заряда и таблицей Д.И. Менделеева, определите, что это за элемент

    Результаты (расчёты)

    Выводы:

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                                   подпись                     ФИО учителя    

     

     Дата: _________

    Контрольная работа  № 1

    Тема: Кинематика материальной точки

    Вариант 1.

    Уровень А.

    1. Исследуется перемещение слона и мухи. Модель материальной точки может использоваться для описания движения

    а) только слона; б) только мухи; в) и слона и мухи в разных исследованиях;

    г) ни слона, ни мухи, поскольку это живые существа.

    1. Вертолёт Ми-8 достигает скорости 250 . Какое время он затратит на перелёт между двумя населёнными пунктами, расположенными на расстоянии 100 км. (Движение равномерное).

    а) 0,25 с;    б) 0,4 с;    в) 2,5 с;    г) 1440 с.

    1. На рисунках представлены графики зависимости координаты от времени для четырёх тел, движущихся вдоль оси ОХ. Какое из тел движется с наибольшей по модулю скоростью

    4.        Велосипедист съезжает с горки, двигаясь прямолинейно и равноускоренно. За время спуска скорость велосипедиста увеличилась на 10 м/с. Ускорение велосипедиста 0,5 м/с2. Сколько времени длится спуск?

    а) 0,05 с;       б) 5 с;        в) 2 с;       г) 20 с.

    5.        Лыжник съехал с горки за 6 с, двигаясь с постоянным ускорением 0,5 м/с2. Определите длину горки, если известно, что в начале спуска скорость лыжника была
    равна 18 км/ч.

    а) 39 м;      б)  117 м;      в) 108 м;      г) 300 м

    Уровень В

    6.        Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

    К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

    A)        Ускорение

    Б)  Скорость при равномерном прямолинейном движении

    B)        Проекция перемещения при равноускоренном прямолинейном движении.

    А

    Б

    В

    Уровень С

    1. На пути 60 м скорость тела уменьшилась в 3 раза за 20 с. Определите скорость тела в конце пути, считая ускорение постоянным.

    Дата: _________

    Контрольная работа  № 1

    Тема: Кинематика материальной точки

    Вариант 2.

    Уровень А.

    1. Два тела, брошенные с поверхности земли вертикально вверх, достигли высот 10 м и 20 м и упали на землю. Пути, пройденные этими телами, отличаются на

    а) 5 м;       б)  10 м;       в) 20 м;        г)  30 м

    2. За 6 минут равномерного движения мотоциклист проехал 3,6 км. Скорость мотоциклиста равна

    а )0,6 м/с;        б)  15 м/с;       в) 10 м/с;        г)  600 м/с.

    3.На рисунках представлены графики зависимости проекции перемещения от времени для четырех тел. Какое из тел движется с наибольшей по модулю скоростью?

    1. Во время подъема в гору скорость велосипедиста, двигающегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась за 8 с от 18 км/ч до 10,8 км/ч. При этом ускорение велосипедиста было равно

    а) -0,25 м/с2;            б)  -0,9 м/с2;         в) 0,25 м/с2;        г)  0,9 м/с2.

    5. Аварийное торможение автомобиля происходило в течение 4 с. Определите, каким был тормозной путь, если начальная скорость автомобиля 90 км/ч.

    а) 22,5 м;            б)  50 м;        в)45 м;         4)  360 м.

    Уровень В

    1. Установите соответствие между физическими величинами и их единицами измерения в СИ.

    К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

    ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

    1. Скорость

    Б) ускорение

    1. время

    А

    Б

    В

    Уровень С

    1. Поезд начинает равноускоренное движение из состояния покоя и проходит за четвертую секунду 7 м. Какой путь пройдет тело за первые 10 с?

    1.   На рисунке изображен график зависимости скорости движения тела от времени. Чему равно ускорение тела?

    1 м/с2  2) 2 м/с2  3) 3 м/с2  4) 18 м/с2

    2. Координата тела меняется с течением времени согласно формуле Х=-10-1t в единицах СИ. Чему равна координата этого тела через 5 с после начала движения?
    1) -20 м        2) -15 м         3) 10 м        4) 30 м

    Отметка: _____________          Учитель: _____________ __________________________

                                                                                      подпись                     ФИО учителя

    А2. Кусок металла массой 461,5 г имеет объем 65 см3 . Плотность вещества равна:

    1. 465,1 г/см3
    2. 65 г/см3
    3. 7,1 г/см3
    4. 0,8 г/см3

    А3.  Два человека одинаковой массы взялись за руки. Первый потянул второго с силой 10 Н. С какой силой потянул второй человек" первого?

    1) 0  2)5Н  3) 10 Н   4)20Н

    А5. Тело равномерно движется по горизонтальной плоскости. Сила его давления на плоскость равна 8 Н, сила трения 2 Н. Коэффициент трения скольжения равен
    1) 0,16                2) 0,25                3) 0,75                4) 4

     Дата: _________                                       Контрольная работа  № 4

    Тема: Строение атома и атомного ядра

    Дата: _________

    Контрольная работа  № 2

    Тема: Механические колебания и волны..

                                                                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тетрадь для лабораторных работ по физике для учащихся 7 классов

    Тетрадь для лабораторных работ (на печатной основе) содержит фронтальные и домашние лабораторные работы по курсу 7 класса. К каждой работе прилагаются подготовительные и контрольные вопросы, подробный...

    Рабочая тетрадь для лабораторных работ по дисциплине "Физика"

    В рабочую тетрадь вошли 18 работ,  предназначенные для студентов первых курсов по физике. Пособие предназначено для организации самостоятельной подготовки к лабораторным работам....

    Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 10 класс

    Данная рабочая тетрадь включает в себя все лабораторные работы к учебнику Г.Я. Мякишев.Классический курс...

    Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс

    Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики  под редакцией А.В. Перышкина...

    Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс

    Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики под редакцией А.В. Перышкина...

    рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 11 класс

    Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с учебником физики 11 класса под редакцией Г.Я. Мякишева. Классический курс...

    «Разработка рабочей тетради по лабораторным работам» (1 курс, физика)

    laquo;Разработка рабочей тетради по лабораторным работам»...