«Разработка рабочей тетради по лабораторным работам» (1 курс, физика)
учебно-методическое пособие по физике
«Разработка рабочей тетради по лабораторным работам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая тетрадь | 380 КБ |
Рабочая тетрадь | 324.5 КБ |
Рабочая тетрадь | 148 КБ |
Рабочая тетрадь | 211.5 КБ |
Рабочая тетрадь | 611 КБ |
Рабочая тетрадь | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №2 _____________________
дата
Определение размеров малых тел.
Цель работы. Научиться определять размеры малых тел.
Задачи работы.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Оборудование:___________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Правила техники безопасности.
Не берите в рот и не рассыпайте мелкие предметы по столу и полу. Будьте осторожны с иголкой. На столе не должно быть никаких посторонних предметов.
С правилами ознакомлен(а). Обязуюсь выполнять. ______________________
/Подпись учащегося/
Тренировочные задания:
- Какими физическими приборами измеряют размеры тел?
- Что необходимо сделать перед тем как приступить к измерениям с помощью измерительного прибора.
- Что означает понятие «малое тело»? С чем оно связано?
- Что делать, если измерительный прибор не позволяет точно определить размер одного малого тела?
Ход работы:
- Изучите шкалу линейки. Определите цену деления. С= ……………… мм
- Определите способом рядов диаметр пшена, дробинки, горошины.
- Для каждого вида малых тел измерения проведите не менее 3 раз. Для этого составляйте ряды с разным количеством частиц.
- Для каждого малого тела вычислите среднее значение измеряемой величины.
- Данные измерений и вычислений запишите в таблицу.
Тело | № опыта | Кол-во частиц в ряду | Длина ряда, мм | размер частицы, мм | среднее значение размера частицы | |
мм | м | |||||
пшено | 1 | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
дробь | 1 | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
горох | 1 | |||||
2 | ||||||
3 |
- Рассмотрите фотографию атомов золота (рис. 156 стр. 154) в учебнике. Определите аналогично с предыдущим заданием размеры частиц.
Количество частиц в ряду _________
Длина ряда __________ мм = ______________см = ________________ м
Диаметр частицы на фото ___________мм = ___________ см = _____________ м
Увеличение при фотографировании __________ раз
Реальный размер частицы ________мм = ____________ см = ______________ м
Контрольные вопросы:
- Являются ли размеры малых частиц, измеренные таким способом, абсолютно точными? Почему?
- От чего зависит точность измерения размеров малых тел способом рядов?
- Для измерения размеров каких тел используют метод микрофотографии?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка учителя | самооценка ученика | ||
Насколько было интересно? | Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем? | Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей? | |
|
Дополнительное задание.
Предложите способ измерения диаметра нити (или тонкой проволоки) и опишите его. __________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как можно измерить толщину листа в книге? Измерьте толщину листа учебника физики 7 класс.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №3 __________________
дата
Измерение объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра (мензурки) и определение объёмов тел неправильной формы.
Цель работы: Научиться измерять объём твёрдых тел с помощью измерительного цилиндра (мензурки).
Задачи работы.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка), пробирка с водой, твердые тела неправильной формы, обвязанные ниткой.
Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.
Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах. С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. _____________________________
Подпись учащегося
Тренировочное задание:
1. Как вы определяли объёмы тел правильной формы, например, прямоугольного параллелепипеда.
2. Вспомните – каким измерительным прибором определяется объём жидкости и сыпучих тел?
3. Как применить мензурку для измерения объёма тела неправильной формы?
Ход работы:
1. Налейте в мензурку некоторое количество воды и измерьте объём воды в ней. VВ = ____________________________________________________________________
2. Опустите на нитке в мензурку тело неправильной формы, чтобы оно полностью погрузилось в воду. Измерьте общий объём воды и тела.
VВ+Т = __________________________________________________________
3. По результатам измерений составьте буквенное выражение для определения объём твердого тела.
VТ = ____________________________________________________________________
4.Повторите действия по п. 2 и 3 с другими телами неправильной формы. Результаты измерений запишите в таблицу.
№ опыта | Измеряемая величина, см3 | ||
объём воды в мензурке, VВ | объем воды вместе с телом, V В+Т | объем тела, VТ | |
1 | |||
2 |
Контрольные вопросы:
- Как определить объем тела неправильной формы?
- Зависит ли результат измерения объема тела неправильной формы с помощью мензурки от начального количества жидкости, налитой в неё?
- Как можно измерить объем тела неправильной формы, если заранее известно, что его объём больше предела измерений мензурки?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод к работе:_________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Оценка учителя | самоценка ученика | ||
Насколько было интересно? | Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем? | Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей? | |
Дополнительные задания:
- Как определить объем тела, не помещающегося в мензурку, используя отливной стакан.
- Опишите способ определения объема малого тела с помощью мензурки (прим.: вспомните метод рядов). Для каких тел этот способ не применим?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №4 _____________________
/дата/
Измерение массы тела взвешиванием.
Цель работы: _________________________________________________
______________________________________________________________________
Задачи работы.
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Оборудование: рычажные весы, набор гирь, тела разной массы, сосуд с водой.
Тренировочные задания:
1. С каким способом измерения массы тела вы уже знакомы?
2. В каких единицах измеряется масса в системе СИ?
3. Вспомните дольные и кратные единицы измерения массы.
Правила техники безопасности.
1.Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания.
2.На столе не должно быть посторонних предметов.
3.Установите весы посередине стола.
4.Не теряйте гирьки и разновесы, тем более, не кладите их в рот!!!
С правилами ознакомлен(а). Обязуюсь выполнять. ______________________
/Подпись учащегося/
Ход работы:
- Внимательно рассмотрите весы. Изучите устройство рычажных весов.
- Ознакомьтесь с правилами взвешивания.
- Уравновесьте весы.
- Придерживаясь правил взвешивания, определите массу тела (например гайки). Результат взвешивания запишите в таблицу.
Например: название тела: гайка
набор гирь, которые уравновешивают тело: 10г+ 2г+ 500 мг+50 мг
Масса тела: 10г+ 2г+500 мг+ 50 мг=12г 550мг
Масса тела в граммах 12,55г
Масса тела в килограммах 0,01255кг
5. Измерьте массу остальных тел. Результаты измерений запишите в таблицу.
Название тела | Набор гирь, уравновешивающих тело | Масса тела | Масса тела (г.) | Масса тела (кг.) |
Контрольные вопросы:
- Как вы понимаете физический смысл понятия масса тела?
- Что значит измерить массу тела?
- Для чего уравновешивают весы перед взвешиванием?
Обязательно ли это делать?
- ________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка учителя | самоценка ученика | ||
Насколько было интересно? | Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем? | Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей? | |
Дополнительное задание
Определите массу воды в сосуде. Для этого:
а) измерьте массу пустого сосуда:
m п= _________________________________________
б) измерьте массу сосуда с водой.
m п+в = ______________________________________________
в) вычислите массу воды
mв = __________________________________________
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №5 ______________________
/дата/
Определение плотности твёрдого тела.
Цель работы: _____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задачи работы
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: рычажные весы, набор гирь и разновесов, мензурка, линейка, деревянный брусок, сосуд с раствором неизвестного вещества, тело неправильной формы на нитке, пустой стакан.
Правила техники безопасности.
- Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, что стекло хрупкий и опасный материал, легко трескается при ударе.
- Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола.
- Будьте аккуратны при работе с водой.
С правилами ознакомлен(а). Обязуюсь выполнять. ___________
/Подпись учащегося/
Тренировочные задания:
- Какой физический прибор предназначен для измерения массы тел?
- Как использовать мензурку для измерения объёма твёрдого тела?
- Вспомните формулу, по которой можно рассчитать объем прямоугольного параллелепипеда.
Ход работы:
- Рассмотрите имеющиеся у Вас измерительные приборы и определите цену их деления.
Измерительный прибор | Измеряемая величина | Единица измерения | Цена деления |
линейка | |||
весы | |||
мензурка |
- С помощью линейки измерьте линейные размеры деревянного бруска.
Длина L= __________ см = _____________________ м
Ширина a= __________ см = _____________________ м
Высота h = __________ см = _____________________ м
- Определите объём деревянного бруска
V=_____________________см³ = _____________________м³
- Измерьте массу деревянного бруска
m = ________________ г = __________________ кг
- Вычислите плотность дерева, из которого изготовили брусок
7. Выразите плотность в г/см³ и кг/м³
8.С помощью мензурки определите объем тела неправильной формы.
объём воды в мензурке, см3 Vи | Объём воды в месте с телом, см3 Vи=m | Объём тела, см3 Vm | Объём тела, м3 |
9.Измерьте массу тела с помощью весов.
m = ______________ г = _________________________ кг.
10.Вычислите плотность тела
11.С помощью таблицы плотностей твёрдых тел попробуйте определить вещество этого тела.
__________________________________________________________________
12. По результатам опытов заполните таблицу.
Название тела | объём, V | масса тела, m | плотность р | |||
см3 | м3 | г | кг | г/см3 | кг/м3 | |
Деревянный брусок | ||||||
Контрольные вопросы:
- Как вы понимаете физический смысл понятия ''плотность''?
- Как на основании ваших знаний о строении вещества объясните различие плотностей твёрдых тел, жидкостей и газов?
- ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод к работе: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка учителя | самооценка ученика | ||
Насколько было интересно? | Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем? | Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей? | |
Дополнительное задание. Подумайте, как можно определить плотность жидкости в сосуде. Опишите опыт, запишите результаты измерений.
Описание опыта:__________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Масса, г | Объём, см3 | Плотность г/см3 | ||
сосуда с веществом | сосуда пустого | вещества | ||
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №6 _____________________
дата
Градуирование пружины динамометра и измерение сил с его помощью.
Цель работы:____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
(Сформулируйте цель самостоятельно)
Задачи работы
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Оборудование: динамометр с закрытой бумагой шкалой, набор грузов массой по 102г, линейка, штатив, тела для взвешивания.
Правила техники безопасности
- Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной.
- Не роняйте и не бросайте грузы.
С правилами ознакомлен(а). Обязуюсь выполнять. ________________________
/Подпись учащегося/
Тренировочные задания:
1.Что значит – проградуировать физический прибор?
2. Какие виды деформации вам известны?
3. Что значит относительно небольшая деформация?
Ход работы:
- Закрепите в штативе динамометр с закрытой шкалой.
- При нерастянутой пружине отметьте на бумаге нулевое деление напротив стрелки.
- Подвесьте к пружине груз массой 102г. Отметьте положение стрелки и поставьте отметку 1Н.
- Используя имеющееся оборудование отметьте на динамометре деления 2Н, 3Н, 4Н.
- Снимите динамометр со штатива. Проверьте, получили ли Вы равномерную шкалу. Как это проверить? Запишите результаты.
Расстояние, см | Шкала _________________________ | |
между 0 и 1Н | ||
между 1Н и 2Н | ||
между 2Н и 3Н |
- Проградуируйте шкалу динамометра. Получите шкалу с ценой деления 0,1Н. Обозначьте единицу измерения на шкале.
- Измерьте Вашим динамометром вес нескольких тел. Результаты измерений запишите в таблицу.
№ опыта | Название тела | Вес тела, Н |
- Снимите шкалу динамометра и сравните её с той, которая есть на приборе. Поясните возможные расхождения. Вложите Вашу шкалу в тетрадь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
- Что такое сила упругости?
- Чему равен вес груза массой 102г.?
- Как формулируется закон Гука? Для каких деформаций он выполняется?
- На чём основано измерение силы тяжести и веса тела? Какую силу фактически показывает динамометр?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Сделайте вывод к работе:____________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Оценка учителя | самоценка ученика | ||
Насколько было интересно? | Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем? | Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей? | |
Дополнительное задание:
- Измерьте удлинение пружины на отметках 0, 1Н, 2Н, 3Н. Запишите данные в таблицу и постройте график зависимости силы упругости от удлинения.
Fупр,
Н
- Х, мм
Такая зависимость называется ____________________________________________
- Определите жёсткость пружины динамометра
K = ______________________________________________________________ Н/м
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №7 __________________
дата
Изучение силы трения.
Цель работы: Выяснить – от чего зависит сила трения скольжения, действующая на тело, при движении по горизонтальной поверхности.
Задачи работы.
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Оборудование: динамометр, деревянный брусок, набор грузов массой 102г., трибометр, стеклянная пластина, полоска наждачной бумаги.
Правила техники безопасности
- Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной.
- Не роняйте и не бросайте грузы.
С правилами ознакомлен(а). Обязуюсь выполнять. ________________________
/Подпись учащегося/
Тренировочные задания.
1.Что значит – определить цену деления шкалы измерительного прибора?
2. Как Вы понимаете выражение: «Силы компенсируют друг друга»?
3. Как ведут себя тела под действием скомпенсированных сил?
Ход работы:
- Определите цену деления динамометра.
С = ________________________________________________ Н
- Измерьте динамометром вес деревянного бруска.
Р = _________________________ Н
3.Исследуйте зависимость силы трения скольжения от веса тела.
Для этого: а) зацепите динамометр за крючок бруска и, равномерно
перемещая брусок вдоль горизонтальной доски
трибометра, измерьте силу трения скольжения;
b) повторите эти измерения, нагружая брусок сначала
одним, потом двумя и тремя грузами;
с) результаты измерений занесите в таблицу.
№ опыта | Вес бруска с грузами, Н | Сила трения скольжения, Н |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 |
4. Исследуйте зависимость силы трения скольжения от материала поверхностей. Проведите необходимые для этого эксперименты с бруском и различными поверхностями.
№ опыта | Вид поверхности, по которой скользит брусок | Сила трения скольжения, Н |
1 | стекло | |
2 | наждачная бумага | |
3 | дерево |
5. Рассмотрите внимательно брусок и предложите свои опыты по исследованию зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения трущихся поверхностей.
№ опыта | грань бруска | Сила трения скольжения, Н |
1 | ||
2 |
6.Сделайте вывод:
а) зависит ли сила трения скольжения от веса тела? Если зависит, то как?
________________________________________________________________ ________________________________________________________________
б) зависит ли сила трения скольжения от материала трущихся поверхностей? _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
в) зависит ли сила трения скольжения от площади соприкосновения трущихся поверхностей? ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
- Каковы причины трения?
- Как можно уменьшить или увеличить трение?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод к работе: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Оценка учителя | самоценка ученика | ||
Насколько было интересно? | Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем? | Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей? | |
Дополнительное задание:
- Измерьте силу трения качения. Возьмите 2 круглых карандаша, положите их поперек трибометра, установите на них брусок и, прицепив динамометр к бруску, прокатите его по поверхности трибометра. Fтр.кач = ____________________ Н
- Сравните силу трения качения, силу трения скольжения и вес тела.
Р _____ Fтр.ск _____ Fтр.кач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по дисциплине "Физика"
В рабочую тетрадь вошли 18 работ, предназначенные для студентов первых курсов по физике. Пособие предназначено для организации самостоятельной подготовки к лабораторным работам....
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 10 класс
Данная рабочая тетрадь включает в себя все лабораторные работы к учебнику Г.Я. Мякишев.Классический курс...
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс
Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики под редакцией А.В. Перышкина...
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс
Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики под редакцией А.В. Перышкина...
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 9 класс
Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики 9 класса под редакций А.В. Перышкина...
рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 11 класс
Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с учебником физики 11 класса под редакцией Г.Я. Мякишева. Классический курс...
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике
Данная рабочая тетрадь предназначена для выполнения лабораторных работ по физике обучающимися 1-2 курсов усреждений СПО....