Главные вкладки

    «Разработка рабочей тетради по лабораторным работам» (1 курс, физика)
    учебно-методическое пособие по физике

    Баринова Альбина Харисовна

    «Разработка рабочей тетради по лабораторным работам»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Лабораторная работа №2  _____________________

                                                                            дата

    Определение размеров малых тел.

    Цель работы. Научиться определять размеры малых тел.

    Задачи работы.

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    Оборудование:___________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    Правила техники безопасности.

    Не берите в рот и не рассыпайте мелкие предметы по столу и полу. Будьте осторожны с иголкой. На столе не должно быть никаких посторонних предметов.

    С правилами ознакомлен(а). Обязуюсь выполнять. ______________________

                                                                                                                                                                 /Подпись учащегося/

    Тренировочные задания:

    1. Какими физическими приборами измеряют размеры тел?
    2. Что необходимо сделать перед тем как приступить к измерениям с помощью измерительного прибора.
    3. Что означает понятие «малое тело»? С чем оно связано?
    4. Что делать, если измерительный прибор не позволяет точно определить размер одного малого тела?

    Ход работы: 

    1. Изучите шкалу линейки. Определите цену деления.    С=  ………………  мм
    2. Определите способом рядов диаметр пшена, дробинки, горошины.
    3. Для каждого вида малых тел измерения проведите не менее 3 раз. Для этого составляйте ряды с разным количеством частиц.
    4. Для каждого малого тела вычислите среднее значение измеряемой величины.
    5. Данные измерений и вычислений запишите в таблицу.

    Тело

    № опыта

    Кол-во частиц в ряду

    Длина ряда, мм

    размер частицы,

     мм

    среднее значение размера частицы

    мм

    м

    пшено

    1

    2

    3

    дробь

    1

    2

    3

    горох

    1

    2

    3

    1. Рассмотрите фотографию атомов золота (рис. 156 стр. 154) в учебнике. Определите аналогично с предыдущим заданием размеры частиц.

    Количество частиц в ряду     _________

    Длина ряда __________  мм = ______________см = ________________ м

    Диаметр частицы на фото ___________мм = ___________ см = _____________ м

    Увеличение при фотографировании __________  раз

    Реальный размер частицы   ________мм = ____________ см = ______________ м

    Контрольные вопросы:    

    1. Являются ли размеры малых частиц, измеренные таким способом, абсолютно точными? Почему?
    2.  От чего зависит точность измерения размеров малых тел способом рядов?
    3. Для измерения размеров каких тел используют метод микрофотографии?

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       

    Оценка учителя

    самооценка ученика

    Насколько было интересно?

    Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем?

    Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей?

     

    Дополнительное задание.    

    Предложите способ измерения диаметра нити (или тонкой проволоки) и опишите его. __________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как можно измерить толщину листа в книге? Измерьте толщину листа учебника физики 7 класс.

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



    Предварительный просмотр:

    Лабораторная работа №3        __________________

                                                                                  дата

    Измерение объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра (мензурки) и определение объёмов тел неправильной формы.

    Цель работы: Научиться измерять объём твёрдых тел с помощью измерительного цилиндра (мензурки).

    Задачи работы.

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    Оборудование:  измерительный цилиндр (мензурка), пробирка с водой, твердые тела неправильной формы, обвязанные ниткой.

       http://netnado.ru/1-opredelite-cenu-deleniya-menzurki-izobrajennoj-na-risunke/62689_html_m731f9f7.png   http://kipia-lab.ru/published/publicdata/WWWKIPIALABRUKIPS/attachments/SC/images/lab%20posyda.jpg

       http://www.l-microrus.ru/upload/iblock/4c7/4c7b427241052a7baef240e6b0abb5dc.jpg          http://www.himlabo.ru/images/stories/himl/chemistry/shtativ2.png

    Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

    Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах.                                                                                                      С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. _____________________________

                                                                                                            Подпись учащегося

    Тренировочное задание:

    1. Как вы определяли объёмы тел правильной формы, например, прямоугольного параллелепипеда.

    2. Вспомните – каким измерительным прибором определяется объём жидкости и сыпучих тел?

    3. Как применить мензурку для измерения объёма тела неправильной формы?

    Ход работы:

    1. Налейте в мензурку некоторое количество воды и измерьте объём воды в ней.    VВ  = ____________________________________________________________________

    2.  Опустите на нитке в мензурку тело неправильной формы, чтобы оно полностью погрузилось в воду. Измерьте общий объём воды и тела.

    VВ+Т =  __________________________________________________________

    3. По результатам измерений составьте буквенное выражение для определения объём твердого тела.

     VТ = ____________________________________________________________________

    4.Повторите действия по п. 2 и 3 с другими телами неправильной формы. Результаты измерений запишите в таблицу.

    № опыта

    Измеряемая величина, см3

    объём воды в

    мензурке,  VВ

    объем воды вместе с телом, V В+Т

    объем тела, VТ

    1

    2

     

    Контрольные вопросы:

    1. Как определить объем тела неправильной формы?
    2. Зависит ли результат измерения объема тела неправильной формы с помощью мензурки от начального количества жидкости, налитой в неё?
    3. Как можно измерить объем тела неправильной формы, если заранее известно, что его объём больше предела измерений мензурки?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Сделайте вывод к работе:_________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    Оценка учителя

    самоценка ученика

    Насколько было интересно?

    Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем?

    Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей?

    Дополнительные задания:

    1. Как определить объем тела, не помещающегося в мензурку, используя отливной стакан.
    2. Опишите способ определения объема малого тела с помощью мензурки (прим.: вспомните метод рядов). Для каких тел этот способ не применим?

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



    Предварительный просмотр:

    Лабораторная работа №4       _____________________

                                                                                                                                      /дата/

    Измерение массы тела взвешиванием.

    Цель работы: _________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    Задачи работы.

    ______________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    Оборудование: рычажные весы, набор гирь, тела разной массы, сосуд с водой.

      http://lib.znate.ru/pars_docs/refs/209/208240/208240_html_102665a4.png                  http://f.10-bal.ru/pars_docs/refs/3/2552/2552_html_m21adf6b1.png

    Тренировочные задания:

    1. С каким способом измерения массы тела вы уже знакомы?

    2. В каких единицах измеряется масса в системе СИ?

    3. Вспомните дольные и кратные единицы измерения массы.

    Правила техники безопасности.

    1.Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания.

    2.На столе не должно быть посторонних предметов.

    3.Установите весы посередине стола.

    4.Не теряйте гирьки и разновесы, тем более, не кладите их в рот!!!

    С правилами ознакомлен(а). Обязуюсь выполнять. ______________________

                                                                                                            /Подпись учащегося/

    Ход работы:

    1. Внимательно рассмотрите весы. Изучите устройство рычажных весов.
    2. Ознакомьтесь с правилами взвешивания.
    3. Уравновесьте весы.
    4. Придерживаясь правил взвешивания, определите массу тела (например гайки). Результат взвешивания запишите в таблицу.

    Например:  название тела:   гайка

    набор гирь, которые уравновешивают тело: 10г+ 2г+ 500 мг+50 мг

    Масса тела: 10г+ 2г+500 мг+ 50 мг=12г 550мг

    Масса тела в граммах 12,55г

    Масса тела в килограммах 0,01255кг

    5. Измерьте массу остальных тел. Результаты измерений запишите в таблицу.

    Название тела

    Набор гирь, уравновешивающих тело

    Масса тела

    Масса тела  (г.)

    Масса тела (кг.)

    Контрольные вопросы:

    1. Как вы понимаете физический смысл понятия масса тела?
    2. Что значит измерить массу тела?
    3. Для чего уравновешивают весы перед взвешиванием?

        Обязательно ли это делать?

    1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________
      ____________________________________________________________________
      ____________________________________________________________________
      ____________________________________________________________________

    1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Оценка учителя

    самоценка ученика

    Насколько было интересно?

    Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем?

    Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей?

    Дополнительное задание     

    Определите массу воды в сосуде.  Для этого:

      а) измерьте массу пустого сосуда:

                                m п= _________________________________________

      б) измерьте массу сосуда с водой.

                                m п+в = ______________________________________________

       в) вычислите массу воды

    mв = __________________________________________



    Предварительный просмотр:

    Лабораторная работа №5 ______________________

                                                                       /дата/

    Определение плотности твёрдого тела.

    Цель работы: _____________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Задачи работы

    __________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________

    Оборудование: рычажные весы, набор гирь и разновесов, мензурка, линейка, деревянный брусок, сосуд с раствором неизвестного вещества, тело неправильной формы на нитке, пустой стакан.

    http://netnado.ru/1-opredelite-cenu-deleniya-menzurki-izobrajennoj-na-risunke/62689_html_m731f9f7.png   http://lib.znate.ru/pars_docs/refs/209/208240/208240_html_102665a4.pnghttp://kipia-lab.ru/published/publicdata/WWWKIPIALABRUKIPS/attachments/SC/images/lab%20posyda.jpg

    http://f.10-bal.ru/pars_docs/refs/3/2552/2552_html_m21adf6b1.png

    Правила техники безопасности.

    1. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, что стекло хрупкий и опасный материал, легко трескается при ударе.
    2. Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола.
    3. Будьте аккуратны при работе с водой.

    С правилами ознакомлен(а). Обязуюсь выполнять. ___________

                                                                                                  /Подпись учащегося/

    Тренировочные задания:

    1. Какой физический прибор предназначен для измерения массы тел?
    2. Как использовать мензурку для измерения объёма твёрдого тела?
    3. Вспомните формулу, по которой можно рассчитать объем прямоугольного параллелепипеда.

    Ход работы:

    1. Рассмотрите имеющиеся у Вас измерительные приборы и определите цену их деления.

    Измерительный прибор

    Измеряемая величина

    Единица измерения

    Цена деления

    линейка

    весы

    мензурка

    1. С помощью линейки измерьте линейные размеры деревянного бруска.

    Длина   L=  __________ см    =  _____________________  м

    Ширина a= __________  см   =  _____________________  м

    Высота  h = __________ см   =  _____________________  м

    1. Определите объём деревянного бруска

    V=_____________________см³  =    _____________________м³

    1. Измерьте массу деревянного бруска

    m =     ________________ г    =     __________________ кг

    1. Вычислите плотность дерева, из которого изготовили брусок

    7. Выразите плотность в г/см³  и кг/м³

     

    8.С помощью мензурки определите объем тела неправильной формы.

    объём воды в мензурке, см3

    Объём воды в месте с телом, см3

    Vи=m

    Объём тела, см3

    Vm

    Объём тела, м3

    9.Измерьте массу тела с помощью весов.

     m  =  ______________  г   =    _________________________   кг.

    10.Вычислите плотность тела

                                           

    11.С помощью таблицы плотностей твёрдых тел попробуйте определить вещество этого тела.

    __________________________________________________________________

    12. По результатам опытов заполните таблицу.

    Название тела

    объём, V

    масса тела, m

    плотность р

    см3

    м3

    г

    кг

    г/см3

    кг/м3

    Деревянный брусок

    Контрольные вопросы:

    1. Как вы понимаете физический смысл понятия ''плотность''?
    2. Как на основании ваших знаний о строении вещества объясните различие плотностей твёрдых тел, жидкостей и газов?
    1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

    Сделайте вывод к работе: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Оценка учителя

    самооценка ученика

    Насколько было интересно?

    Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем?

    Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей?

    Дополнительное задание.  Подумайте, как можно определить плотность жидкости в сосуде. Опишите опыт, запишите результаты измерений.

    Описание опыта:__________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

    Масса, г

    Объём, см3

    Плотность г/см3

    сосуда с веществом

    сосуда пустого

    вещества



    Предварительный просмотр:

    Лабораторная работа №6           _____________________

                                                                                                         дата

    Градуирование пружины динамометра и измерение сил с его помощью.

    Цель работы:____________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                          (Сформулируйте цель самостоятельно)

    Задачи работы

    ______________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    Оборудование: динамометр с закрытой бумагой шкалой, набор грузов массой по 102г, линейка, штатив, тела для взвешивания.

    http://f.10-bal.ru/pars_docs/refs/3/2552/2552_html_m7032ad3b.png 

     http://sh-fizika.ru/uploads/posts/2011-10/1317589937_img_3.jpg

    Правила техники безопасности

    1. Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной.
    2. Не роняйте и не бросайте грузы.

    С правилами ознакомлен(а). Обязуюсь выполнять. ________________________

                                                                                                                                                                 /Подпись учащегося/

    Тренировочные задания:

    1.Что значит – проградуировать физический прибор?

    2. Какие виды деформации вам известны?

    3. Что значит относительно небольшая деформация?

    Ход работы:

    1. Закрепите в штативе динамометр с закрытой шкалой.
    2. При нерастянутой пружине отметьте на бумаге нулевое деление напротив стрелки.
    3. Подвесьте к пружине груз массой 102г. Отметьте положение стрелки и поставьте отметку 1Н.
    4. Используя имеющееся оборудование отметьте на динамометре деления 2Н, 3Н, 4Н.
    5. Снимите динамометр со штатива. Проверьте, получили ли Вы равномерную шкалу. Как это проверить? Запишите результаты.

    Расстояние, см

         Шкала _________________________

    между 0 и 1Н

    между 1Н и 2Н

    между 2Н и 3Н

    1. Проградуируйте шкалу динамометра. Получите шкалу с ценой деления 0,1Н. Обозначьте единицу измерения на шкале.
    2. Измерьте Вашим динамометром вес нескольких тел. Результаты измерений запишите в таблицу.

    № опыта

    Название тела

    Вес тела, Н

    1. Снимите шкалу динамометра и сравните её с той, которая есть на приборе. Поясните возможные расхождения. Вложите Вашу шкалу в тетрадь.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Контрольные вопросы:

    1. Что такое сила упругости?
    2. Чему равен вес груза массой 102г.?
    3. Как формулируется закон Гука? Для каких деформаций он выполняется?
    4. На чём основано измерение силы тяжести и веса тела? Какую силу фактически показывает динамометр?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    Сделайте вывод к работе:____________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    Оценка учителя

    самоценка ученика

    Насколько было интересно?

    Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем?

    Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей?

    Дополнительное задание:

    1. Измерьте удлинение пружины на отметках 0, 1Н, 2Н, 3Н. Запишите данные в таблицу и постройте график зависимости силы упругости от удлинения.

    Fупр,

      Н

    1.        Х, мм

    Такая зависимость называется       ____________________________________________

    1. Определите жёсткость пружины динамометра

    K  =  ______________________________________________________________   Н/м



    Предварительный просмотр:

    Лабораторная работа №7           __________________

                                                                                                        дата

    Изучение силы трения.

    Цель работы: Выяснить – от чего зависит сила трения скольжения, действующая на тело, при движении по горизонтальной поверхности.

    Задачи работы.

    ______________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    Оборудование:  динамометр, деревянный брусок, набор грузов массой 102г., трибометр, стеклянная пластина, полоска наждачной бумаги.

    http://infofiz.ru/joom1/images/stories/lkft/meh/lr1f-3.jpg

    http://kabinet-337.narod.ru/uchebnik-6-class/images/page4/pribory.jpg 

    Правила техники безопасности

    1. Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной.
    2. Не роняйте и не бросайте грузы.

    С правилами ознакомлен(а). Обязуюсь выполнять. ________________________

                                                                                                                                                                 /Подпись учащегося/

    Тренировочные задания.

    1.Что значит – определить цену деления шкалы измерительного прибора?

    2. Как Вы понимаете выражение: «Силы компенсируют друг друга»?

    3. Как ведут себя тела под действием скомпенсированных сил?

    Ход работы:

    1. Определите цену деления динамометра.

         С   =    ________________________________________________  Н

    1. Измерьте динамометром вес деревянного бруска.

         Р    =   _________________________     Н

    3.Исследуйте зависимость силы трения скольжения от веса тела.

       Для этого: а) зацепите динамометр за крючок бруска и, равномерно

                              перемещая брусок вдоль горизонтальной доски

                              трибометра, измерьте силу трения скольжения;

                          b) повторите эти измерения, нагружая брусок сначала

                              одним, потом двумя и тремя грузами;

                          с) результаты измерений занесите в таблицу.

    № опыта

    Вес бруска с грузами, Н

    Сила трения скольжения, Н

    1

    2

    3

    4

    4. Исследуйте зависимость силы трения скольжения от материала поверхностей. Проведите необходимые для этого эксперименты с бруском и различными поверхностями.

    № опыта

    Вид поверхности, по которой скользит брусок

    Сила трения скольжения, Н

    1

    стекло

    2

    наждачная бумага

    3

    дерево

    5. Рассмотрите внимательно брусок и предложите свои опыты по исследованию зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения трущихся поверхностей.

     

    № опыта

    грань бруска

    Сила трения скольжения, Н

    1

    2

    6.Сделайте вывод:

         а) зависит ли сила трения скольжения от веса тела? Если зависит, то как?                                             

    ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

         б) зависит ли сила трения скольжения от материала трущихся поверхностей? _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

          в) зависит ли сила трения скольжения от площади соприкосновения трущихся поверхностей? ____________________________________________________________

    _________________________________________________________________________

    Контрольные вопросы:      

    1. Каковы причины трения?
    2. Как можно уменьшить или увеличить трение?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Сделайте вывод к работе: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

    Оценка учителя

    самоценка ученика

    Насколько было интересно?

    Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем?

    Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей?

    Дополнительное задание:

    1. Измерьте силу трения качения. Возьмите 2 круглых карандаша, положите их поперек трибометра, установите на них брусок и, прицепив динамометр к бруску, прокатите его по поверхности трибометра.    Fтр.кач =  ____________________  Н
    2. Сравните силу трения качения, силу трения скольжения и вес тела.

    Р    _____     Fтр.ск   _____    Fтр.кач.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая тетрадь для лабораторных работ по дисциплине "Физика"

    В рабочую тетрадь вошли 18 работ,  предназначенные для студентов первых курсов по физике. Пособие предназначено для организации самостоятельной подготовки к лабораторным работам....

    Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 10 класс

    Данная рабочая тетрадь включает в себя все лабораторные работы к учебнику Г.Я. Мякишев.Классический курс...

    Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс

    Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики  под редакцией А.В. Перышкина...

    Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс

    Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики под редакцией А.В. Перышкина...

    Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 9 класс

    Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики 9 класса под редакций А.В. Перышкина...

    рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 11 класс

    Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с учебником физики 11 класса под редакцией Г.Я. Мякишева. Классический курс...

    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для лабораторных работ по дисциплине « ХИМИЯ» 1 курс

    Изложен ход лабораторных работ по химии, дается вводный инструктаж, методические рекомендации для выполнения работ, справочная литература, вопросы к зачету, индивидуальные задания....