здоровьесбережение на уроках физики.
методическая разработка по физике на тему

                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovesberezheniya_na_urokakh_fiziki.docx12.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                   Здоровьесбережение  на уроках физики.  

                   Человек как объект физического познания.

                                                                 Человек…пока он составляет часть                                                    

                                                                  природы, должен следовать ее законам.    

                                                                                    Б.Спиноза.          

                                              Пояснительная записка.                                                                    

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Процесс обучения в  школе не должен строиться за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на его сохранение и на помощь тем детям, которые уже имеют те или иные нарушения в состоянии здоровья. Все темы курса содержат внутренние возможности для формирования понятий связанных со здоровьем. Это может стать еще одним фактором осознания учащимися ценности физических знаний.

Цели и задачи программы: 

овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья;                                                                                                         формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;                                                  формирование представления об основах экологической культуры;         создание в кабинете санитарно - гигиенических условий  для здоровьесбережения;                                                                                           формирование  правильного отношения обучающихся к своему здоровью  при изучении различных тем  курса физики;                                                                формирование  здорового образа жизни учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

                 

Основы физики

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Человек часть природы,  на него распространяется действие законов физики.  Охрана окружающей среды в лесу, на реке, в городе, по месту проживания и учебы.

Основы механики

Физиология труда и спорта с непременным учетом законов механики. Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека. Физические нагрузки и появление необратимой деформации человеческого тела. Перегрузки. Невесомость. Человеческий организм – колебательная система (биение сердца, дыхание, сокращение мышц, колебание центра тяжести тела человека при поддержании им вертикального положения). Безопасное поведение на дорогах во время гололеда и дождя. Безопасный спуск по канату. Безопасная работа с режущими и колющими инструментами.

Молекулярная физика

Человек – объект изучения теории тепловых явлений. Измерение температуры тела. Влияние повышенной и пониженной температуры на организм человека.  Соблюдение теплового режима в школе и дома.  Человеческий организм как термодинамическая система. Насыщение кислородом гемоглобина в крови в разных климатических условиях. Значение озона и озонового слоя для жизни человека. Влияние  влажности на здоровье и самочувствие человека. Диффузия в живой природе, ее роль в питании и дыхании человека и живых организмов. Искусственное дыхание. Роль  капиллярности в кровообращении животных и питании растений. Влажность воздуха и жизнедеятельность человека.

Электрические явления

Человек «построен» из тех же заряженных частиц- электронов и протонов. Электрические  понятия: электризация, проводимость, сопротивление вполне применимы к человеческому организму. Электризация одежды и методы ее устранения. Безопасное значение силы тока и напряжения.  Проводимость организма человека. Связь сопротивление организма и состояния кожи. Электрокардиограмма сердца. Превращение внешних воздействий на живой организм в электрические импульсы. Лечение заболеваний переменным током с частотой выше 104Гц. Электротерапия.

Атмосфера Земли. Гравитационное поле Земли.

Загрязнение атмосферы. Окружающая среда и  социально – экономическое развитие. Влияние озона на жизнь на Земле. Охрана окружающей среды.  Космос и здоровье. Применение и принцип работы медицинских устройств.  Поведение человека во время грозы. Формирование человечества  под воздействием полей Земли, Солнца и околоземного пространства.

Магнитные явления

Изменение свойств воды под воздействием магнитного поля и самочувствие  человека ( вода составляет большую часть нашего организма-60%) . Магнитное поля  Земли, влияние магнитных бурь на человека. Активные дни солнца и их влияние на организм человека. Применение магнитов в медицине.

Звуковые явления.

Влияние шума на здоровье человека. Признаки утомления органов слуха, способы их снятия. Микроклимат в классе и квартире. Голосовой аппарат человека. Слуховой аппарат человека. Профилактика нормального слуха человека. Перкуссия в медицине. Ультразвук и инфразвук, их влияние на человека. Роль ультразвука в биологии и медицине. Акустические очки. Наблюдение за улицей, внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин, особенно во время дождя, когда капюшоны и зонтики мешают детям увидеть приближающиеся издалека автомобили.

Оптические явления

Оптические приборы в медицине - микроскопы, медицинская техника , стоматолога, окулиста. Светочувствительность глаза. Правила освещения рабочего места. Признаки утомления органов зрения, способы его снятия. Дефекты зрения и их коррекция при помощи очков. Гимнастика для глаз. Световые волны -  мера пользы и вреда для человека.

Архимедова сила. Условия плавания тел.

 Безопасность поведения на воде. Профилактика первой помощи. Правила тушения бензина и спирта.  Средства спасения утопающего на воде в теплое и холодное время года, последовательность действий при спасении и умение их выполнить.

Физика атома и атомного ядра

Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, и пути их преодоления. Дозиметры .Биологическая допустимая доза облучения .Последствия Чернобыльской и Челябинской аварий на атомных предприятиях. Последствия падения ракет на территорию Республики Саха. Ответственность человека за сохранение жизни на Земле. Дефицит светового и ультрафиолетового излучения на Севере. Влияние различных излучений на живые организмы.

                                   Используемая литература:

1.В.А.Ацюковский. Концепции современного естествознания. М.ИД СП,2006.

2.А.В.Перышкин,  В.П.Чемакин. Факультативный курс физики.  М. «Просвещение»1980.

3.Ц.Б.Кац. Биофизика на уроках физики. М. « Просвещение»1988.

4.Я.А.Смородинский. Температура. М. «Наука»1981.

5.Ю.Г.Мизун,  П.Г.Мизун. Космос и здоровье. М.Издательство «Знание»1984.

6.А.А.Гурштейн. Извечные тайны неба. М. «Просвещение»1984.

7.М.Т.Максимов,Г.О.Оджагов. Радиоактивные загрязнения и их измерение. М. Энергоатомиздат 1989.

8.С.С.Бердоносов , Л.Г.Власов. Применение радиоактивных изотопов.М. «Просвещение»1964.

9.Радиация. Дозы, эффекты, риск. М. «Мир»1990.

10.А.Л.Чижевский. Земное эхо солнечных бурь. М. «Мысль»1976.

11.Е.А.Беденежных, И.С.Брикман. Физика в живой природе. Киев. Радянська школа,1976.

12. Я.И.Перельман. Занимательная физика. Кн.1и 2. М. «Наука»1976.

13. В.И.Шостак. Природа наших ощущений. М. «Просвещение»1983.