Мониторинг качества учебно-методического комплекса дисциплины «Физика»
учебно-методическое пособие по физике на тему

Обобщается опыт по созданию учебно-методического комплекса дисциплины "Физика" и приводится мониторинг его качества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-monitoring_kachestva_umk.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг качества учебно-методического комплекса дисциплины «Физика»

Преподаватель - Новикова Т.Г.

     В современных условиях социально-экономических преобразований, вариативности спроса на рынке труда на специалистов различного уровня квалификации возникла объективная потребность в подготовке конкурентоспособных кадров, способных к мобильному повышению уровня своей профессиональной культуры. Возникла необходимость в условиях профессиональной подготовки в образовательном учреждении формировать у будущего специалиста систему знаний, умений, качеств личности, позволяющих самостоятельно заниматься профессиональным самообразованием и самовоспитанием.

     Необходимо в учебном заведении так организовать учебный процесс, чтобы учение приносило обучающемуся радость, а профессиональное образование было качественным.

     На сегодняшний день в учреждениях среднего специального образования как никогда остро стоит задача повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

     Все это требует от преподавателя среднего специального учебного заведения применения разнообразных форм организации процесса обучения с акцентом на самостоятельную учебно-познавательную деятельность студентов – управляемую и контролируемую.

     Эффективность подготовки квалифицированных кадров с одной стороны, зависит от совершенствования научно-технических, методических, технических и организационных сторон процесса обучения, с другой стороны, зависит от наличия в учебном заведении хорошо подготовленной материально-технической базы, а она включает в себя, прежде всего, оснащение учебных кабинетов. Именно в учебных кабинетах создаются оптимальные условия для совместной деятельности преподавателя и студентов по повышению эффективности учебного процесса, что, несомненно, способствует повышению качества профессионального образования.

     Создаваемые учебно-методические комплексы дисциплины позволяют применять научнообоснованные современные методы и приемы работы на уроке, способствуют эффективному использованию учебного оборудования и технических средств обучения, создают условия для наилучшего усвоения учебного материала с учетом специфики изучаемого предмета, а в целом способствуют повышению качества обучения.

     Традиционно УМК предмета состоит из следующих отделов:

  • Нормативный отдел;
  • Справочно-информационный отдел;
  • Библиотечный отдел;
  • Учебно-образовательный отдел (для студентов);
  • Учебно-методический отдел (для преподавателя, который в свою очередь включает комплексы: «Тема» (основной материал, задачи с образцами решения, дополнительный материал, контроль ЗУН), «Итоговая аттестация», «Научно-исследовательская, творческая и внеаудиторная работа» УМК предмета включает перечень книгопечатной продукции, демонстрационных, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, лабораторного и демонстрационного оборудования.

     Говоря о качестве УМК предмета, нужно, прежде всего, отметить:

  1. их соответствие новому содержанию образования, новым дидактическим требованиям к организации процесса обучения, новейшим достижениям в области науки, техники и технологии производства;
  2. он должен соответствовать специфике деятельности преподавателя и учащихся по овладению программы по предмету.

     Настали другие времена: почти у каждого учащегося есть компьютер. Да и в учебном заведении есть компьютерные классы. Что же может дать компьютер преподавателю?

  • Может уроки сделать более яркими.
  • Освободить от рутинной проверки тетрадей и заполнения журнала.
  • Помочь учащимся в подготовке к занятию, зачету.

     В настоящее время имеется уже 20 электронных изданий на компакт-дисках по физике.

     В любом электронном издании (ЭИ) используется классический видеоряд, состоящий из четырех типов объектов: рисунки, фото, видеофрагменты, анимации (короткие, сюжетные).

     Например, электронное издание «1С: Школа. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы» (2004 г.) – это сборник, в который входят 63 объекта анимации, 41 видео, 98 моделей, 162 фотографии, 214 рисунков. Кроме того, в нем содержатся тексты определений физических понятий и законов, их формулы и звуковое сопровождение. С помощью поисковой системы можно автоматически получить подборку объектов по ключевому слову или теме к определенному параграфу каждого из 20 учебников федерального перечня и составить из нее презентацию для урока с помощью встроенного редактора презентаций. Почти все объекты можно отдельно скопировать на жесткий диск пользователя в стандартном формате, проиграть с помощью стандартного плейера Windows, включить в доклад, составленный в виде документа в редакторе Word, или в презентацию. Кадры из анимаций или видеофрагментов могут использоваться (преподавателем, студентом) в качестве иллюстративного материала.

     Использование электронных изданий возможно на традиционных этапах учебного процесса: объяснения нового материала, закрепления знаний, контроля.

     Разные ЭИ создавались в разное время и в основном рассчитывались на учащихся с домашним компьютером, сейчас же их успешно можно использовать и в кабинете, специальном или учебном, где будет установлена специальная аппаратура и человек (техник), оказывающий помощь в работе с электронными изданиями.

     Компьютерные технологии значительно

  • Индивидуализируют учебный процесс,
  • Увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала,
  • Они позволяют освободить преподавателя от рутинной работы, сократить время на закрепление стандартных навыков, без которых невозможно добиться успешного усвоения содержания учебной дисциплины,
  • Существенно усиливают практическую ценность, а в целом – повышают качество образования.

     Активно идет процесс компьютеризации учебного процесса, создаются «Компьютерные программы», мультимедийные электронные пособия, внедряются принципиально новые носители информации: значительная часть учебных материалов, в том числе учебные тексты, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях, появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной библиотеки электронных изданий.

     В настоящее время разработаны рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного процесса по предмету «Физика» на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования по физике и отвечают требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям в отношении материально-технического обеспечения (МТО) учебного процесса в условиях ввода этих стандартов.

     Государственные стандарты по физике предполагают приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у школьников умений проводить  наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения  разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач. Принципиальное значение для реализации этого подхода является обеспеченность физических кабинетов оборудованием.

     В рекомендациях учтено, что настоящее время является переходным, когда приборный принцип разработки и поставки оборудования планомерно вытесняется комплектно-тематическим, когда в практику преподавания вводится принципиально новые носители информации, появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной библиотеки электронных изданий. Предлагаемые рекомендации помогают создать целостную предметно-развивающую среду, необходимую для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения.

     Специально проведенное обследование показало, что обеспеченность оборудованием для фронтального эксперимента в среднем значительно ниже нормы. Еще хуже обстоит дело с оборудованием для демонстрационного эксперимента. В этих условиях наиболее эффективным способом подготовки кабинетов физики к переходу на обучение в соответствие с государственным образовательным стандартом является разработка региональных, районных, муниципальных и колледжных программ обновления МТО.

     Рекомендации представляют собой перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, а также лабораторного оборудования и демонстрационного оборудования. Главное в оснащении  кабинета физики – это лабораторное и демонстрационное оборудование, причем для реализации практической направленности предмета в современных условиях измерительный комплекс должен насыщаться компьютерными и цифровыми средствами измерения, т.к. большинство студентов только в кабинетах физики могут ознакомиться с применением компьютерных технологий.

     В настоящих рекомендациях 3 раздела.

  • Раздел I. Содержит рекомендации по оснащению школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, электронными и техническими средствами обучения в соответствии с требованиями стандарта.
  • Раздел II. Содержит рекомендации по оснащению школ лабораторным оборудованием, а именно: оборудованием общего назначения, оборудованием для фронтальных работ, а также оборудованием для практикума.
  • Раздел III. Содержит рекомендации по оснащению школ демонстрационным оборудованием.

     Необходимо создать целостную предметно-развивающую среду, необходимую для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Они могут уточняться и дополняться в зависимости от уровня финансирования образовательных учреждений, а также собственной базы материально-технического обеспечения.

     В настоящее время самой актуальной задачей в обсуждаемой области является обучение преподавателя практическим навыкам использования компьютеров на уроках, создание компьютерных классов, обслуживаемых квалифицированными специалистами в области программного обеспечения и приобретение соответствующей аппаратуры.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Не отступая от традиционных структурных элементов учебно-методического комплекса учебной дисциплины, добавить раздел «Компьютерные и информационно-коммуникативные средства».

  1. Организовать компьютерную аудиторию, обслуживаемую специалистом в области программного обеспечения, где можно было бы получить консультационно-методическую помощь для создания электронных пособий по предмету и где студенты могли бы заниматься самообразовательной деятельностью.

  1. Разработать комплексную колледжную программу по обновлению материально-технического обеспечения учебного процесса на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта и отвечающую требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям в отношении материально-технического обеспечения учебного процесса в условиях ввода этих стандартов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов

Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст...

Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...

Учебно- методический материал по дисциплинам (парикмахерское искусство )

ПМ 03 Актуальные тенденции парикмахерского искусства .Контрольно-оценочные средства.Методические рекомендации к выпускным письменным работам.Методическиая разработка урока "Коррекция лица с помощью пр...

Семинар-лекция на тему "Качество учебно-методической деятельности и учебно-тренировочных занятий в спортивно-адаптивной школе"

Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществ...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....