Урок-исследование по теме «Постоянные магниты»
план-конспект урока по физике на тему

Данный материал представляет разработку мастер-класса, проведенного с учащимися начальной школы (базы практики колледжа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Чу-ши – «Любящий камень»

(Урок-исследование по теме «Постоянные магниты»)

«Глядя на мир, нельзя не удивляться

Козьма Прутков

Цели урока:

Образовательные

 - формирование представлений о постоянных магнитах;

 - изучение свойств магнита;

 - знакомство с применением магнитов.

Развивающие

 - формирование умения вести исследовательскую работу;

 - формирование умения ставить и анализировать физический эксперимент;

 - развитие интереса к физике и ее истории.

Воспитательные

 - формирование интереса к изучению явлений природы;

 - воспитание культуры общения при работе в группах;

 - воспитание самостоятельности, умения делать выводы.

Эксперимент № 1

Изучение постоянных магнитов

Цель: наблюдать действие магнита на разные материалы.

Оборудование: постоянный магнит, небольшие тела из разных материалов (железа, алюминия, меди), бумага, скрепки, кнопки, кусочки ваты.

Задание:

  1. На столе у вас предметы из разных веществ.
  2. Выберите те, которые хорошо притягиваются магнитом.
  3. Назовите из каких веществ они сделаны.
  4. Сформулируйте вывод (назовите предметы, хорошо притягиваемые магнитом).

Выбери правильный ответ

  • магнит хорошо притягивает бумагу
  • магнит хорошо притягивает вату
  • магнит хорошо притягивает брусок из дерева
  • магнит хорошо притягивает брусок из железа
  • магнит хорошо притягивает брусок из пластмассы
  • магнит хорошо притягивает брусок из алюминия

Магнит изготовлен из материалов, которые могут притягивать к себе предметы из железа и стали

Эксперимент № 2  (вариант 1)    

Взаимодействие постоянного магнита с железными и стальными предметами в различных средах.

Цель: наблюдать действие магнита на стальные (железные) предметы в воде.

Оборудование: постоянный магнит,  стакан с водой, крепки, кнопки, нитки с крючком.

Задание:

  1. Опустите в стакан с водой скрепки и кнопки.
  2. Опустите в этот же стакан магнит на нитке.
  3. Выньте магнит из стакана.
  4. Сформулируйте вывод (притягивает ли магнит железные и стальные предметы  в воде).

                 

Выбери правильный ответ

  1. магнит в воде хорошо притягивает железные и стальные предметы (скрепки и кнопки)
  2. магнит в воде не притягивает железные и стальные предметы (скрепки и кнопки)

Эксперимент № 2  (вариант 2)    

Взаимодействие постоянного магнита с железными и стальными предметами через разные материалы.

Цель: наблюдать действие магнита на магнитные тела через различные материалы.

Оборудование: постоянный магнит,  скрепки, кнопки, лист бумаги, картон.

Задание:

  1. Насыпьте скрепки на исследуемые материалы (бумага, картон) сверху.
  2. Снизу поднесите магнит.
  3. Сформулируйте устно вывод (притягивает ли магнит железные или стальные тела через бумагу и картон?).

Выбери правильный ответ

  1. магнит хорошо притягивает железные и стальные предметы (скрепки и кнопки) через бумагу (картон)
  2. магнит не притягивает железные и стальные предметы (скрепки и кнопки) через бумагу (картон)

Эксперимент № 2  (вариант 3)  

 Взаимодействие постоянного магнита с железными и стальными предметами через разные материалы.

Цель: наблюдать действие магнита на магнитные тела через различные материалы.

Оборудование: постоянный магнит,  кнопки, скрепки, стеклянная и пластмассовая пластинки

Задание:

  1. Насыпьте кнопки или скрепки на исследуемые материалы (стекло, пластмасса) сверху.
  2. Снизу поднесите магнит.
  3. Сформулируйте вывод(притягивает ли магнит железные или стальные предметы через стекло и пластмассу?)

Выбери правильный ответ

  1. магнит притягивает железные и стальные предметы
  2. магнит притягивает железные и стальные предметы через пластмассу
  3. магнит не притягивает железные и стальные предметы через стекло
  4. магнит не притягивает железные и стальные предметы через пластмассу

Магнит притягивает магнитные тела в жидкостях и через не очень толстые материалы.

Эксперимент № 3

Исследование магнитной силы постоянного магнита.

Цель: опытным путем определить места магнита, где магнитное действие самое сильное.

Оборудование: постоянный магнит,                железные опилки.

Задание:

  1. Возьмите лоток с железными опилками
  2. Опустите магнит в лоток
  3. Поднимите магнит вертикально вверх.
  4. Обратите внимание на количество опилок, притянутые магнитом
  5. Сформулируйте вывод (в какой части  магнита магнитное действие сильнее?)

Выбери правильный ответ

  1. магнитное действие одинаково во всех частях магнита
  2. магнитное действие сильнее проявляется на концах (полюсах) магнита

Магнитное действие постоянного магнита сильнее на полюсах.

Эксперимент № 4

Исследование взаимодействие магнитов.

Цель: опытным путем определить характер взаимодействия магнитов.

Оборудование:2  магнита, 2 магнитные стрелки.

Задание:

  1. Проверьте, как взаимодействуют между собой одноименные полюсы магнитов: северный-северный; южный – южный.
  2. Проверьте как взаимодействуют между собой разноименные полюсы: северный-южный.
  3. Сформулируйте вывод (как взаимодействуют  магниты друг с другом).

Выбери правильный ответ

  1. Магниты одноименными полюсами притягиваются
  2. Магниты одноименными полюсами отталкиваются
  3. Магниты разноименными полюсами притягиваются
  4. Магниты разноименными полюсами отталкиваются

Магниты одноименными полюсами отталкиваются, разноименными – притягиваются.

Обобщающие выводы

  • Магнит – тело, обладающее намагниченностью и способное притягивать железные и стальные предметы.
  • Магнит имеет два полюса: северный (N) и южный (S).
  • Магниты оказывают свое действие через воздух, воду, стекло, бумагу.
  • Магнит обладает на разных участках различной притягивающей силой: наибольшее магнитное действие обнаруживается на полюсах.
  • Магниты одноименными полюсами отталкиваются, разноименными – притягиваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Постоянные магниты». 8 класс

Урок физики в 8-м классе по технологии проблемного обучения с применением мультимедийной презентацииТема: «Постоянные магниты».         Тип урока: изучение ново...

Урок физики по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли"

При изучении электромагнитов мы отмечали их свойство быстро намагничиваться и размагничиваться. Но есть такие тела, которые длительное время сохраняют намагниченность. Их называют постоянными магнитам...

урок-практикум по физике 8 класса по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Занятие содержит конспект открытого урока - практикума, презентацию. Цель урока: Ввести понятие постоянного магнита и магнитного поля Земли.Задачи урока: перед вами задачи нашего урока. Все...

Урок физики по теме: «Постоянные магниты. Магнитное поле»

Урок физики по теме: «Постоянные магниты.  Магнитное поле» для учащихся 8 класса....

Урок в 8 классе по теме:"Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Конспект урока по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"...

Разработка урока физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Урок изучения нового материала с использованием кейс-технологии....

Презентация к уроку физики 8 класс по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Данная презентация может быть использована на уроке физики в 8 классе по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле земли". Это урок изучения нового материала с использованием кейс-технологии....