Использование информационных технологий на уроках физики при выполнении лабораторных и практических работ.
методическая разработка по физике на тему

Цыганкова Инна Анатольевна

Материал работы раскрывает один из методов использования ИКТ на уроках физики при проведении виртуальных лабораторных работ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий на уроках физики при выполнении лабораторных и практических работ.

Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: физические компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению физики. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную почву для применения современных информационных технологий. Одним из основных направлений применения информационных технологий на уроках физики, я считаю, выполнение компьютерного физического лабораторного эксперимента.

На уроках физики невозможно обойтись без демонстрационного эксперимента, но не всегда материальная база кабинета соответствует требованиям современного кабинета физики. И поэтому здесь на помощь приходит компьютерный эксперимент. Компьютер становиться помощником не только ученика, но и учителя.

Преимущество работы ученика с программным обеспечением состоит в том, что этот вид деятельности стимулирует исследовательскую и творческую деятельность, развивает познавательные интересы учеников. Программы могут быть полезными при подготовке к лабораторным занятиям с реальным оборудованием и окажутся незаменимыми при его отсутствии. Интерактивные опыты можно использовать для демонстрации на уроке. Это позволит решить вопросы, связанные с недостатком лабораторного оборудования, оптимально организовать рабочее время. Также будет эффективным использование интерактивных лабораторных работ при самостоятельной работе учащихся. Электронные пособия помогают любознательным ученикам просмотреть ход работы в нужном режиме, подробнее остановиться на отдельных этапах опытов. На рынке программного обеспечения для работы учителя-предметника предлагается много компьютерных программ, но они не всегда являются поддержкой УМК, по которому работает учитель. Программы чаще являются универсальными. И перед учителем встает проблема оптимального использования программы в своей работе. Здесь и начинает проявляться творчество и находчивость учителя.

Компьютерные модели можно демонстрировать либо через проектор при объяснении нового материала, либо для индивидуальной заботы учащихся установив программу в компьютерном классе. Компьютерные модели сопровождаются теоретическим описанием назначения модели, что удобно для организации для самостоятельной работы учащихся.

Перед выполнением лабораторной работы ученикам, я сообщала цель и ход работы, но и также раздавала письменные указания по выполнению лабораторной работы. Чтобы ученик мог выполнять работу поэтапно и в том темпе, в котором ему удобнее работать. В инструкции указывалось название модели и краткое содержание работы. В конце предлагалось ответить на вопросы теста, для проверки усвоения знаний в процессе работы над компьютерной моделью. Использование компьютерных моделей позволяет разнообразить и оживить уроки физики. Компьютерные модели позволяют учащимся изменять начальные условия модели, и это дает возможность для широкого использования моделей в исследовательской и проектной деятельности учеников. Интерактивность моделей открывает перед образовательным процессом большие познавательные возможности, делая учеников не только наблюдателями, но и активными участниками экспериментов.

При использовании интерактивных виртуальных лабораторий можно многократно провести испытание с изменяемыми параметрами, сохранить результаты и вернуться к своим исследованиям в удобное время. К тому же, в компьютерном варианте можно провести значительно большее количество экспериментов. Данный вид эксперимента реализуется с помощью компьютерной модели того или иного закона, явления, процесса и т.д.

Учащимся также трудно  представить некоторые явления макромира и микромира, так как отдельные явления, изучаемые в курсе физики средней школы невозможно наблюдать в реальной жизни и, тем более, воспроизвести экспериментальным путем в физической лаборатории, например, явления атомной и ядерной физики и т.д. В большинстве интерактивных моделей предусмотрены варианты изменений в широких пределах начальных параметров и условий опытов, варьирования их временного масштаба, а также моделирования ситуаций, недоступных в реальных экспериментах.

Следует отметить, что обычные лабораторный работы по физике также проводятся, а компьютер применяется тогда, когда традиционные методы получения учебной информации или не эффективны, или невозможны.

Применяя систематически компьютер на уроке физики, учащийся имеет возможность использовать свои навыки и умения работы с компьютером для изучения реальных объектов и явлений. Компьютер становится привычным средством для получения новой информации — знаний по теме урока, а также средством для проведения измерений и исследований.

Применения информационных технологий в процессе обучения позволяет выделить две группы планируемых образовательных результатов:

Относительно учащихся:

  • учащимся предоставляется возможность индивидуальной исследовательской работы с компьютерными моделями, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности физических явлений и процессов;
  • задается индивидуальный темп обучения для каждого ученика, появляется возможность повторения эксперимента в неурочное время;
  • появляется реальная возможность выполнения компьютерной лабораторной работы, которую невозможно выполнить в условиях школьной лаборатории;
  • ученики приобретают навыки оптимального использования персонального компьютера в качестве обучающего средства;
  • учащиеся получают навыки работы с электронными ресурсами.

Относительно учителя:

  • у учителя высвобождается время для индивидуальной работы с учащимися (особенно с отстающими);
  • появляется возможность проведения быстрой индивидуальной диагностики результатов процесса обучения.

Однако следует заметить, что компьютер в обучении не заменяет преподавателя, как об этом иногда говорится и что приводит к отрицательному отношению к процессу компьютеризации образования, а является его помощником. Аналогично – компьютерный учебник не заменяет обычный, традиционный учебник, а дополняет его.

Для того, чтобы применение компьютерной модели имитировало реализацию школьником метода научного познания в учебном варианте и создавало ощущение добывания научного знания, учителю следует выполнить дидактическую обработку компьютерной модели и оформить задание в виде описания лабораторной работы. Следует отметить, что, несмотря на легкость в общении с компьютером современных школьников, при выполнении учебной работы зачатую существует определенный коммуникационный барьер, который можно преодолеть только в результате дидактической обработки ресурса.

Пример возможных заданий для самостоятельного выполнения виртуальной лабораторной работы учащимся 8 класса.

Виртуальная ЛР «Изучение Закона Ома на участке цепи»

  1. Откройте страницу http://school-collection.edu.ru/
  2. Выберите класс: 8, предмет:Физика, В рубрике Инновационные учебные материалы: «Физика. 7-9 классы»
  3. Откройте Физика 7-9 классы, Часть 2. 8 класс/Электрические явления/3.15.Урок15 «Закон Ома для участка электрической цепи». Подготовьте в своей тетради отчет.
  4. Откройте документ. Выполните задание.

1 и 2 шаг. Прочитайте.

3 шаг. Соберите виртуальную цепь (при помощи мыши), замкните ключ. Начертите схему в отчет.

4 шаг. Выполните эксперимент  Исследование зависимости I(U). Запишите показания приборов в виртуальную тетрадь. Перенесите таблицу в свой отчет. Постройте график в виртуальной работе. Перенесите его в свой отчет.

5 шаг. Выполните эксперимент Исследование зависимости I(R). Запишите показания приборов в виртуальную тетрадь. Перенесите таблицу в свой отчет. Постройте график в виртуальной работе. Перенесите его в свой отчет.

6 шаг. Пройдите интерактивный тренинг.

7 шаг. Ответьте (устно) на вопросы.

  1. Напишите вывод.
  2. Назовите достоинства и недостатки виртуальной работы.

В таком виде задание оказывается доступным для всех учащихся 8-х классов. Следует отметить, что предлагать подобные самостоятельные задания лучше в сочетании с проведением в классе традиционных лабораторных работ по этим темам. Тем не менее, выполнение виртуальных лабораторных работ вызывает очень большой интерес.

Школа будущего — это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты — это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности — ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Ключевым заданием с точки зрения достижения медиаобразовательных целей является последний пункт, в котором учащимся предлагается оценить сам источник информации, что очень важно с точки зрения формирования критического отношения к получаемой информации. При данном подходе информационное сообщение масс-медиа, включаемое в учебный процесс представляет не только средство обучения в традиционном понимании, но и является объектом изучения.

Для проведения уроков использую следующие ресурсы:

Интерактивные лабораторные работы по физике (ресурсы)

Сайт  virtulab.net   (сайт с виртуальными опытами по физике)

http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=37&Itemid=97

Виртуальная лаборатория интерактивной анимации для уроков физики и информатики

http://somit.ru/

Сайт учителя физики Агаповой И.С. (виртуальные лабораторные)

http://ingaagapova.ucoz.ru/index/sajty_zanimatelnaja_fizika/0-28

Соколова Н.Ю. Использование электронных ресурсов для организации виртуальных лабораторных работ по физике

http://www.openclass.ru/io/19/sokolova

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/

в поисковой строке задать ИНТЕРАВКИВНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ, скачать лаб. работы 7-11 класс

или

Интерактивные лабораторные работы (211Мб)  

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=&tg=&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=50&subject%5B%5D=30&rub_guid%5B%5D=bf5c59d6-a562-2c61-9d98-139ac12015dd

Сайт Кабинет №2

Большая подборка ссылок на учебные видеоролики с ютуба

http://fizika-online-5.narod.ru/video1.html

Сайт  Элементарная физика

Много материала с мультимедийными материалами.

http://enter3006.narod.ru/

Сайт InternetUrok.ru    http://interneturok.ru/

электронный учебник физики 8 кл

http://www.smartant.narod.ru/physics/about.html

компьютерная поддержка уроков физики

http://tco-physics.narod.ru/

Физика в школе

(очень много отличного материала: лаб работы, опорные таблицы, рисунки, и т.д.)

http://gannalv.narod.ru/pic/

http://www.gomulina.orc.ru/index1.html  каталог ресурсов по физике

http://www.openclass.ru/weblinks/25497  каталог ресурсов по физике.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

В данной статье представлен опыт по применению различных информационных технологий на уроках физики. Предложена on-line подготовка к ЕГЭ по физике через сетевые ресурсы Интернет....

Обмен опытом по теме "Использование информационных технологий на уроках физики"

Рассматривается вопрос использования информационных технологий на уроках физики, при подготовке к ЕГЭ, внеурочной деятельности. Представлены результаты сравнительного мониторинга. Применение различных...

Использование информационных технологий на уроках физики

Одним из стратегических направлений модернизации образования является информатизация образования....

"Использование информационных технологий на уроках физики"

Выступление на метод объединении учителей математики, физики и информатики....

Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по ОБЖ

Настоящий сборник практических работ предназначен в качестве методического пособия при проведении  практических работ по программе дисциплины: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Использование информационных технологий на уроках физики

Так как 21 век называют веком информационной цивилизации, то любой учитель, в том числе и учитель физики, должен формировать информационно - коммуникативную компетенцию, а значит, надо ...