"Использование информационных технологий на уроках физики"
учебно-методический материал по физике (5 класс) по теме

Татьяна Каргина

 Выступление на метод объединении учителей математики, физики и информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie1ikt_statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Использование информационных технологий на уроках физики.

                            Учитель физики Каргина Т.А.

Когда – то очень давно  Герберт Спенсер сказал:  «Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу  современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывают данные психолого-педагогичеких и дидактических исследований,  необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).  

Использование средств ИКТ способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество». (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).

По замечанию А.В. Осина "... появление ИКТ должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к дискуссии", и шире - от приоритета объяснительно - иллюстративных методов обучения к интерактивным.

                         

Слайд2    В современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения в этом смысле не должен отставать от жизни, поэтому вопрос внедрения их в структуру современного урока весьма актуален.

     Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Я  попробовала применять на уроках физики информационно-коммуникативные технологии.

     Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках физики текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.

                           

Слайд3     Цели использования информационных технологий на     уроке:

1. сделать урок наглядным.

2. повысить  познавательный интерес учащихся к физике и  увеличить кругозор  школьников.

      Задача нашей педагогической деятельности - обеспечить 100% уровень обученности учащихся. через повышение мотивации к обучению, использование современных методов, без использования ИКТ в образовательном процессе  не обойтись.

Слайд4      Использование ИКТ на уроках физики позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Прочные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую на своих уроках возможности новейших информационно-коммуникационных технологий. Одним из первых моих опытов была работа с программой Power Point – программа создания презентаций.

 

Слайд5

     Презентация может использоваться при постановке проблемы на уроке, какого-то лирического вступления.

     

Слайд6      Так же могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка портретов, цитат, исторических справок.

     Так же могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка портретов, цитат, исторических справок.

Слайд7   Презентация может использоваться при движении темы, глубже раскрывая её смысл. На экране также могут появляться определения, которые учащиеся записывают в тетрадь, осознают его, и если возможно  сопровождают различными рисунками, схемами, чертежами.

Слайд8    на заключительном этапе изучения нового материала подвожу учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии.

         

Слайд 9    На этапе закрепления полученных знаний можно рассмотреть ряд опытов, задач и вопросов.

Слайд 10    Рассмотреть  изученное физическое явление в природе.

 

Слайд 11     Кроме презентаций, на уроке можно проводить, видео- опыты.

                   

Слайд 12     В отсутствии лабораторного оборудования не реально проводить лабораторные работы. Но используя информационные технологии я могу проводить виртуальные интерактивные лабораторные  работы с применением мультимедиа-диска компании «Физикон» - «Физика 7-11 классы»;

   

Слайд 13     Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности, а учителю увидеть их пробелы.

Слайд 14     Для увлеченных физикой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаю:  ребусы, тексты по фольклору, творчеству , кроссворды.  Интересный материал

           

Слайд15, Слайд16

Слайд17    На уроке наряду с традиционными таблицами, разноуровневыми карточками для индивидуальной работы использовалась презентация.

Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания физики, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности.

Слайд18       На уроках с использованием  икт учащиеся могут работать в группах и парах, помогая  друг другу. Может осуществляться  индивидуальная работа.

     Учитель является организатором этих видов работы и оказывает помощь в случае затруднения учащихся.

     Создается теплая атмосфера  взаимопомощи учителя и ученика. Учащиеся зная что  им помощь   может придти как со стороны учителя так и со стороны товарища, чувствуют  себя комфортно  и стараются  работать добросовестно.

   

Слайд19         За  пол год работы был собран  и классифицирован материал по механике: презентации, опыты, лабораторные. Созданы презентации по  теме «кинематика».

      Перспективы: разработать презентации для самостоятельного изучения материала с последующей его проверкой, для использования их на уроках. Таким образом будет удобнее работать с  учащимися, которые пропустили разные темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности образовательной деятельности через использование интерактивных информационных технологий на уроках физики и информатики

Данный материал представляет собой методическую статью по теме, который можно использовать при проведении семинара или мастер-класса....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

В данной статье представлен опыт по применению различных информационных технологий на уроках физики. Предложена on-line подготовка к ЕГЭ по физике через сетевые ресурсы Интернет....

Обмен опытом по теме "Использование информационных технологий на уроках физики"

Рассматривается вопрос использования информационных технологий на уроках физики, при подготовке к ЕГЭ, внеурочной деятельности. Представлены результаты сравнительного мониторинга. Применение различных...

Использование информационных технологий на уроках физики при выполнении лабораторных и практических работ.

Материал работы раскрывает один из методов использования ИКТ на уроках физики при проведении виртуальных лабораторных работ....

Использование информационных технологий на уроках физики

Одним из стратегических направлений модернизации образования является информатизация образования....

Использование информационных технологий на уроках физики

Так как 21 век называют веком информационной цивилизации, то любой учитель, в том числе и учитель физики, должен формировать информационно - коммуникативную компетенцию, а значит, надо ...