Исследовательская деятельность на уроках физики
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Глазкова Светлана Борисовна

Исследовательская работа на уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                     МБОУ Некрасовская СОШ

           Выступление на тему: «Исследовательская работа на уроках физики»

                                                              Подготовила учитель физики:

                                              Глазкова Светлана Борисовна

                                                       2014 год

Важнейшая задача современного образования: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

 1.Проблемно-диалогическая технология.

2.Организация учебного сотрудничества.

3.Работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности.

4.Проектно-исследовательская деятельность.

5. Технология оценки образовательных достижений

6. Творческие мастерские в рамках разновозрастного сотрудничества.

7. Технологии развивающего обучения.

Этапы исследовательской деятельности

  • Выбор темы исследования
  • Изучение теоретического материала
  • Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования
  • Формулировка гипотезы
  • Освоение методики исследования
  • Сбор собственного экспериментального материала
  • Обработка материала
  • Обобщение, интерпретации, выводы
  • Представление исследования

Основные типы творческих работ обучающихся

  Тип

Основные характеристики

Реферативные

Сбор и представление информации по избранной теме

Экспериментальные

Постановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях

Проектные

Достижение и описание заранее спланированного результата

Описательные

Фиксация результата сбора данных по определенной методике

Исследовательские

Выводы о характере исследования явления на основе собранных и обработанных данных

Выбор темы исследования:

  • Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку;
  • Правило 2. Тема должна быть выполнима;
  • Правило 3. Тема должна быть такой, чтобы работа  по ней могла быть выполнена относительно быстро;
  • Правило 4. Тема должна соответствовать возрастным особенностям детей;
  • Правило 5. Выбирая тему, необходимо учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы;
  • Правило 6. Выбирать тему нужно быстро, пока не угас интерес;
  • Правило 7. Тема должна быть актуальной.

Подходы к выбору учащимся темы исследования

1. Педагог предлагает ребенку тему.

2. Ребенок выбирает тему самостоятельно.

3. Ребенок выбирает тему с помощью педагога, использующего для этого определенную методику поиска проблемы или замысла исследовательской работы.

Проблемные ситуации представляют собой такое состояние знания о том или ином явлении действительности, которое характеризуется отсутствием одного или нескольких необходимых элементов, выступают как противоречивое единство известного и неизвестного.

Цель исследования

Цель исследования – это то, что в самом общем виде необходимо достичь по завершения исследования.

Если понятна и выделена проблема, то решение её и является целью исследовательской работы (проекта

Требования к формулировке цели

  • Цель должна указывать на объект и предмет исследования
  • Цель должна быть конкретна и ясно сформулирована
  • Цель должна быть достижима ( цель должна соответствовать  уровню развития познавательных действий или выводить на новый уровень освоения методов исследования объекта и предмета)

Объект и предмет исследования

  • Объект исследования – это то, что противостоит познающему субъекту, то есть то, на что направлено наше внимание
  • Предмет исследования – это сторона объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований. Предмет одного исследования может служить объектом другого( более частного).

Между объектом и предметом выполняется отношение – целое – частное

Предмет определяет границы, в пределах которых изучается объект.

Гипотеза исследования

  • Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, истинное значение которого неопределенно. Предполагает экспериментальную проверку опытом, чтобы стать фактом либо быть опровергнутой.

Правила формулирования гипотезы

При формулировании гипотезы определяется, что автору необходимо познать (преобразовать),  а затем делается само предположение в виде выражения:

  • «это возможно, если…»
  • «это существует, если…»
  • «будет обеспечено, если…»
  •  «будет осуществляться эффективно при  наличии( при условии)…»
  • «использование (создание) ….позволит обеспечить…»

Задачи исследования

  • Под задачами понимается  цель деятельности в конкретных условиях.
  • Задачи – шаги для достижения цели.

Их не должно быть слишком много, как правило, не более 5. Если задач больше, их рекомендуют сгруппировать

Правила формулировки задач

Задачи формулируются в виде перечисления:

  • Изучить…,
  • Описать…,
  • Уточнить и дополнить понимание…,
  • Выявить…,
  • Систематизировать…,
  • Разработать….. и т.д.

Недостатки в формулировке названия работы

  • Слишком  объемное,  выходящее за рамки  конкретной работы, создает впечатление, что работа реферативная;
  • Слишком узкое, не отражающее полностью содержание работы;
  • Не соответствующее содержанию работы;
  • Слишком «бойкое»,  журналистское.

Структура исследовательской работы

1.Введение

  • Обоснование актуальности выбранной проблемы (темы)
  • Формулировка цели
  • Выделение объекта и предмета
  • Формулировка гипотезы
  • Формулировка задач исследования
  • Обоснование научно-практической значимости исследования

Литературный обзор

Литературный обзор является важной составной частью всех видов творческих работ учащихся.

Литературный обзор – это изучение и сравнение работ предшественников.

Литературный обзор показывает уровень подготовки автора по теме исследования, позволяет судить о его начитанности, понимании проблемы и путей её решения.

Цель написания литературного обзора:

-показать степень изученности проблемы;

-показать, что неизвестно и подвести  к необходимости изучения проблемы, т.е. ведению исследования

Этапы работы над обзором литературы

  1. Выбрать первоисточники по исследуемому вопросу по каталогам, реферативным обзорам, спискам литературы имеющихся работ, энциклопедиям и словарям;
  2. Составить список, использованных статей, монографий, книг в соответствии с требованиями и указать ссылки на них в тексте работы;
  3. В конце обзора сделать вывод с авторской интерпретацией изложенных фактов как основы для выполнения исследования.

Что необходимо осветить в разделе «Литературный обзор»

  1. Изложить краткую историю вопроса.
  2. Представить наиболее известные подходы к постановке и решению проблемы, основанные на данных из научных источников.
  3. Описать наиболее известные  и интересные факты.
  4. Показать, что было сделано в этой области до начала вашего исследования.
  5. Подвести читателя к пониманию актуальности и значимости работы.

Типичные ошибки при написании раздела «Литературный обзор»

  1. Отсутствие обзора литературы в тексте работы.
  2. Подробное цитирование общеизвестных фактов (на уровне школьного учебника).
  3. Отсутствие ссылок на литературные источники непосредственно в тексте при упоминании фактов и цитат из них.
  4. Использование информации и авторских текстов (особенно из Интернета) без осмысления и обработки.

Универсальные методы научного исследования

  1. Наблюдение
  2. Сравнение
  3. Измерение
  4. Эксперимент
  5. Описание
  6. Анкетирование (опрос)
  7. Моделирование

Подбор методики и выполнение практической или экспериментальной части работы

  • Подбор методики определяется темой работы;
  • Методика должна быть научной;
  • Методика должна быть адаптирована для обучающихся, соответствовать его возрасту и возможностям;
  • Методика должна быть правильно описана в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках физики в 7 классе.

Методическая разработка исследовательской работы по физике в 7 классе по теме "Давление твердых тел". Учащииеся на практике исследуют зависимость давления твердого тела от площади опоры и от силы давл...

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"

Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...

Из опыта работы Семеновой Галины Андреевны, учителя физики ГБОУ СОШ с. Ольгино. Исследовательская деятельность на уроках физики.

Физика – это экспериментальная наука и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательн...

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе

Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности...

"Исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности"

Предлагаю познакомится с исследовательскими работами моих учащихся....