Главные вкладки

    Электривный курс «Методы решения задач по физике повышенной сложности.»
    элективный курс по физике (10 класс) на тему

    Алыкова Людмила Вадимовна
    Задача использования методов и технологий, позволяющих обеспечить подготовку к ЕГЭ, в настоящее время особенно актуальна. Целью элективного курса : является обеспечение дополнительной поддержки учащимся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_10_klass_5_chasov.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4

    Рассмотрено                                                                               Согласовано                                                            Утверждаю

    на заседании лицейской кафедры                                             Заместитель директора по УВР                             Директор МБОУ лицей №4

    естественнонаучных дисциплин  МБОУ лицей № 4               МБОУ лицей № 4

    __________В.В. Плисова                                                                  __________Ю.В. Нечаева                                _________Т.В. Никищенко        

    Протокол № 01 от                                                                             «____» сентября 2014 г.                                    Приказ №                     от

    «_____» сентября 2014 г.                                                                                                                                              «___» сентября 2014  г.

                             

    ПРОГРАММА

    ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

    «Методы решения задач по физике повышенной сложности.»

    ( для учащихся 10А класса)

                               Составитель программы

            Алыкова Л.В.

                учитель физики

                                                          первая кв. категория.

    2014-2015 учебный год

    г.о.Коломна

    Программа

    элективного курса

    1.1 Пояснительная записка

    1.1.1 Цели  и задачи элективного курса

    Задача использования методов и технологий, позволяющих обеспечить подготовку к ЕГЭ, в настоящее время особенно актуальна.

    Целью элективного курса : является обеспечение дополнительной поддержки учащимся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике.

    Программа, рассчитана для  профильного физико-математического 10 «А» класса (количество часов физики  в неделю -5ч) на 8 часов в течении одной учебной четверти . Занятия 1 раз в неделю.

    Основные задачи  курса:

    - дополнительная подготовка  учащихся  к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, при изучении физики на профильном  уровне (5 часов  в неделю;)

    -развитие  интереса  к физике и решению физических задач;

     -совершенствование полученных в основном курсе знания и умения;

    -формирование  представления о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

            Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.

    Вид  элективного курса – репетиционный. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. В начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, далее молекулярной физики, электродинамики. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.

    При изучении возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.

    При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.

    Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.

    Ожидаемые результаты

     В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, решать по определенному плану , последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности, моделировать физические явления. Ученик должен уметь осуществлять самоконтроль и самооценку в ходе деятельности по решению задач разной сложности.

    1.2 Описание содержания разделов программы элективного курса

    (10А класс, 1 ч. в неделю, 8ч.)

    1.2.1. Эксперимент (1 ч.)

    Основы теории погрешностей. Погрешности  прямых измерений. Представление результатов измерений в  форме таблиц и графиков.

    1.2.2.  Механика (2 ч.)

    Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.

     Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.

     Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.

    Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.

     Законы сохранения импульса и энергии .

    1.2.3. Молекулярная физика и термодинамика (2 ч.)

    Основное уравнение МКТ  газов.

    Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы..

    Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

    Второй закон  термодинамики, расчет КПД  тепловых  двигателей.

    1.2.4. Электродинамика

     (электростатика и постоянный ток) (2 ч. )

    Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля  точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.

    Конденсаторы. Энергия электрического поля

    Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.

                                                 1.2.5. Итоговое занятие (1ч)

                                          Тематический учебный план к программе

    элективного курса «Методы решения задач повышенной сложности»

                                10А класс (8ч., 1 ч.  в неделю, в течение  0,25 учебного года)

    №№

    Наименование

    разделов

    Всего часов

    В том числе

    Лекции

    Практическое занятие

    10 класс

    I

    Эксперимент

    1

    1

    -

    II

    Механика

    2

    -

    2

    III

    Молекулярная физика и термодинамика

    2

    -

    2

    IV

     Электродинамика

    (Электростатика и постоянный ток)

    2

    -

    2

    V

    Итоговое занятие

    1

    -

    Зачет

    ИТОГО

    8

    1

    7

    Тематическое планирование учебного материала при прохождении курса в течение  0,25 учебного года

    ( 10 класс, 8 ч., 1 ч. в неделю )

    № урока

    Тема занятия

    Вид занятия

    Дата

    10 класс (17 ч., 1 ч. в неделю в течении 0,5 учебного года)

    I . Эксперимент (1 ч.)

    1/1

    Основы теории погрешностей. Погрешности  прямых измерений. Представление результатов измерений в  форме таблиц и графиков.

    Лекция 1

    II. Механика (2 ч.)

    2/1

    Кинематика поступателного и вращательного двжения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров

    Практическое занятие

    3/2

    Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике. Законы сохранения.

    Практическое

    занятие

    III.Молекулярная физика и термодинамика (2 ч.)

    4/1

    Основное уравнение МКТ  газов. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы

    Практическое занятие

    5/2

    Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

    Практическое занятие

    IV. Электродинамика (электростатика, постоянный ток) (2 ч.)

    6/1

    Напряженность и потенциал электростатического поля  точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.

    Конденсаторы.  Энергия электрического поля

    Практическое занятие

    7/2

    Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.

    Практическое занятие

    8/1

    Итоговое занятие

    Зачет

     Литература для ученика

    1.    Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вер-бум-М, 2002.

    2.   Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.

    3.  Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.

    4.Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы. М.: Просвещение, 2002.

    Литература для учителя

    1.  Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М: Дом педагогики, 2000.

    2.  Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.

    3.  Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.

    4.  Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение, 1983.

    5. Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1999.

    6. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные

    измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.

    7.  Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М: Просвещение, 2004.

    8. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М: Интеллект-Центр, 2010.

    9. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М: Просвещение, 2007..

    10. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М: Просвещение, 2010

    11 Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М: Просвещение, 2011.

    12. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М: Просвещение, 20012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ. МЕХАНИКА» 9 КЛАСС

    Программа элективного курса рассчитана на преподавание в объеме 34 часов (1 час в неделю), в процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы, демонстрационные...

    Программа элективного курса «Методы решения задач по физике» (10-11 класс)

    Программа курса составлена на основе программы «Методы решения задач по физике» авторы В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сауров, профессор Вятского ГГУ, г. Киров.Курс рассчитан на учащ...

    Программа элективного курса "Методы решения задач по физике в 10 классе"

    Программа элективного курса "Методы решения задач по физике в 10 классе"...

    Рабочая программа элективного курса Методы решения задач по физике 10 класс

    Рабочая программа элективного курса Методы решения задач по физике 10 класс...

    (Элективный курс) «Методы решения задач повышенной сложности» 11 класс на 2018-2019 учебный год»

        (Элективный курс) «Методы решения задач повышенной      сложности»   11 класс на 2018-2019 учебный год»...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Методы решения задач по физике"

    Подготовка  учащихся к ГИА ,  углубление  знаний, полученных  при изучении курса физики в 7-9 классах....

    Примеры решения задач по физике повышенной сложности

    Приведены примеры решения задач по физике повышенной сложности, для проведения олимпиад, подготовки к итоговой аттестации, самообразования и т.д.Задачи взяты из учебного пособия "Практикум по реш...