Открытый урок. Лабораторная работа - "Определение объёма тела"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Представляю Вашему вниманию, лабораторную работу по физике, для учащихся 7 классов. Лабораторная работа по теме "Определение объёма тела" разработанная мной, возможно поможет кому-то в проведении лабораторной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_obema_tela.docx324.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Лабораторная работа №4

Тема: «Измерение объема тела»

Цель урока: Продолжить формирование навыков постановки эксперимента и умение делать выводы по полученным результатам.

Задачи:

  1. Формирование умений применять полученные знания на практике;
  2. Развитие практических навыков при проведении работы с физическим оборудованием;
  3. Определение объема твердого тела несколькими способами.

Демонстрация: Измерение объема твердого тела математическим, геометрическим способом и с помощью измерительного цилиндра.

План урока

  1. Подготовительный этап.
  2. Проведение эксперимента.
  3. Рефлексия деятельности.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Подготовительный этап. (12 мин.)

В начале урока проводится инструктаж по ТБ. Затем обучающимся выдаются заранее приготовленные бланки. На экране интерактивной доски презентация к лабораторной работе, где написана тема урока и оборудование. Цель урока ученики пишут самостоятельно, после чего она обсуждается. В традиционной лабораторной работе, к которой готовились обучающиеся, объем измерялся только с помощью измерительного цилиндра, в данной работе объем измеряется дополнительно геометрическим и математическим способом. Затем школьники отвечают письменно на вопросы, после их обсуждения приступают к выполнению экспериментального задания.

  1. Проведение эксперимента. (39 мин.)

Первый способ определения объема - геометрический. Обучающиеся должны самостоятельно измерить необходимые для вычисления объема физические величины, по формуле вычислить объем и заполнить таблицу. Два подготовленных к лабораторной работе ученика, контролируют экспериментальную часть работы, помогают тем, кто не справляется с заданием. После определения объема геометрическим способом переходят к определению объема с помощью измерительного цилиндра, определяют объем твердого тела неправильной формы и твердого тела, которое не помещается в измерительный цилиндр. После чего вычисляют объем математическим способом.

  1. Рефлексия деятельности. (5 мин.)

На этом этапе урока обучающиеся отвечают письменно на вопросы, они убедились в том, что объем цилиндра измеренный экспериментально двумя способами, и вычисленный математическим способом одинаков. Они делают вывод, что существуют три способа определения объема и на практике нужно пользоваться тем способом, который более удобный.

  1. Домашнее задание. (3 мин.)

Карточки с индивидуальным заданием.

1 Вариант

  1. Стальная деталь имеет массу 600 гр. Определите её объём.
  2. Какой вместимости нужно взять сосуд, чтобы в него можно было налить керосин, масса которого 400 гр.
  1. Вариант
  1. В вашем распоряжении находится только кувшин, весы с гирьками и сосуд с водой. Объясните, как бы вы поступили, используя лишь эти тела, чтобы определить вместимость кувшина?
  2. Когда сосуд целиком наполнили водой, его масса стала равна 1,5 кг. Масса этого же сосуда без воды равна 200 гр. Какова вместимость сосуда?

БЛАНК ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

Ф.И.О. учащегося: __________________________________________________

Лабораторная работа №4

Тема: _____________________________________________________________

Цель работы: __________________________________________________________________

Оборудование: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Техника безопасности: Осторожно работайте со стеклянной посудой. Стекло – хрупкий материал.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое объем? ______________________________________________
  2. Как обозначается объем и в каких единицах выражается в СИ? _____________________________________________________________
  3. Какие еще единицы объема вы знаете? ___________________________
  4. В каком агрегатном состояние тело сохраняет объем? _____________________________________________________________
  5. В каких единицах выражаются шкала каждого измерительного прибора, которыми вы будете пользоваться при выполнении работы? _____________________________________________________________
  6. Как определить цену деления измерительного прибора? __________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Чему равна погрешность измерения для каждого прибора? ____________________ _________________________________________

Ц.Д.(мензурки) = _________________Ц.Д.(линейки) = _________________

4. Записать формулу по которой вычисляют объем цилиндра геометрически_________________________________________________

Ход работы:

  1. Определить геометрическим способом объём металлического цилиндра.

Оборудование: металлический цилиндр, линейка.

Заполняем таблицу с учетом погрешности измерения.

см

см

Объём, см3

  1.  Определить с помощью мензурки объем металлического цилиндра.

Оборудование: измерительный цилиндр, металлический цилиндр, твердые тела неправильной формы, пустой стакан.

Способ измерения объема тела с помощью мензурки основан на том, что при погружении тела в жидкость, объем жидкостис погруженным в нее телом, увеличивается на величину равную объему тела. Этот способ позволяет найти объем тела неправильной формы.

А) В мензурку наливаем воды в количестве достаточном для того, чтобы погрузить в него измеряемое тело. Объем записываем.

Б) Полностью погружаем тело в воде.

В) Определяем объем воды с погруженным в нее телом. Объем записываем. Разница объемов воды после погружения в нее тела и до погружения, и будет равен объему тела.

Указания. 1. Обратите внимание на правильное расположение глаз при снятии показаний со шкалы мензурки. Чтобы правильно измерить объем жидкости, глаз должен находиться на уровне поверхности жидкости. 2. Поскольку 1 мл = 1 см3, объемы жидкостей выражают как в миллилитрах (мл), так и в кубических сантиметрах (см3). Объемы твердых тел выражать в миллилитрах не принято.

http://www.tepka.ru/fizika_6/72.jpg

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу учитывая погрешность измерения.

Измерьте с помощью мензурки объем металлического цилиндра, объем твердого тела неправильной формы и объем тела, не помещающегося в измерительный цилиндр. Результат запишите в таблицу.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр, металлический цилиндр, отливной стакан, твердое тело неправильной формы, твердое тело, не помещающееся в измерительный цилиндр.

Название тела

Объём воды

V1, см3

Объём воды с телом V2, см3

Объём тела

V=V2-V1, см3

  1. Определить объем цилиндра математическим способом.

Приборы и материалы: металлический цилиндр, плотность цилиндра 7,8 г/см3, рычажные весы.

m, г

ρ, г/см3

V, см3

7,8

Контрольные вопросы

  1. Какие способы измерения объема твердого тела вы использовали в данной работе? Когда можно их применять?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Равны ли объемы цилиндра, полученные с помощью этих   измерений?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - лабораторная работа "Определение длины волны при помощи дифракционной решетки"

Пояснительная запискаУрок по физике "Определение длины  волны при помощи дифракционной решетки"  планируется при изучения темы "Электромагнитные волны" раздела "Электродинамика", как урок фо...

Лабораторная работа . Определение объёма твердого тела.

Разработка проведения и оформления лабораторной работы в 7 классе с акцентом на определение погрешности измерения....

Лабораторная работа. Определение массы тела на рычажных весах.

Разработка проведения и оформления лабораторной работы в 7 классе с акцентом на определение погрешности измерения....

Лабораторная работа "Определение объёма тела"

Лабораторная работа Определение объема тела.Цель работы:  научиться определять объем тела с помощью измерительного  цилиндра (мензурки).Оборудование: мензурка, вода, тела разной формы.Ход ра...

Лабораторная работа "Определение плотности тела"

Лабораторная работа Определение плотности тела.Цель работы:  научиться определять плотность тела с помощью измерительного  цилиндра и весов, определять вещество, сравнив ее с табличными знач...

Методическая разработка урока : Лабораторная работа "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело."

Урок фронтальной лабораторной работы позволяет формировать у учащихся самостоятельную исследовательскую деятельность, умение безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить измерения физич...

Урок Лабораторная работа "Определение плотности твердого тела"

Урок помогает закрепить знания по теме "Плотность вещества"...