Конспект урока на тему: «Плотность вещества» 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Горда

Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»

Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.
Формы работы обучающихся : фронтальная , индивидуальная.
 
Оборудование: рычажные весы, набор тел равного объема, но разной плотности, набор цилиндров.
Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon plotnost.zip1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: «Плотность вещества»

Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»

Задачи:

  1. Обучающие:
  • С помощью проблемно-поискового метода выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл.
  • Охарактеризовать плотность вещества как физическую величину по плану.
  • Определить различия плотности вещества, находящегося в различных агрегатных состояниях.
  • Формирование опыта практической деятельности.
  1. Развивающие:
  • Способствовать развитию умения анализировать, предполагать, выдвигать гипотезы, делать выводы, наблюдать и экспериментировать
  • Способствовать развитию умения грамотно выражать речью свои мысли.
  1. Воспитательные:
  • Мотивировать на активную деятельность обучающихся  на уроке.
  • Мотивировать на познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям.
  • Формирование умений оценивать свои и чужие поступки и действия, умения работать в коллективе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.

Формы работы обучающихся : фронтальная , индивидуальная.

Оборудование: рычажные весы, набор тел равного объема, но разной плотности, набор цилиндров.

Экран, компьютер, мультимедийный проектор. Приложение №1 . Приложение №2.

Структура  урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационный.
  3. Актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление знаний.
  6. Домашнее задание.
  7. Итоги урока.

 

1. Организационный

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.

2. Мотивационный

У.   Сегодня вам предоставляется возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже

А начать урок хочу с легенды о Архимеде, а точнее с ее частью.

У. Ответьте на вопрос .Каким способом можно определить , из чего сделана корона?

У. Выслушав ваши доводы, правильный ответ я не услышала. Хватают ли вам знания для ответа на вопрос? Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем.

3. Актуализация знаний.

  1. Что такое масса?
  2. Какой буквой обозначается масса?
  3. В каких единицах измеряется в СИ?
  4. Какая физическая величина определяет размеры тела?
  5. Какой буквой обозначается объем?
  6. В каких единицах измеряется в СИ?
  7. Как можно определить массу тела?
  8. Как можно определить объем тела?    

4.  Изучение  нового материала.

На первом уроке физике мы выяснили, что физика- наука о природе, т.е. она изучает свойства материи. Одна из форм существования материи- вещество. Мы знаем, что все физические тела состоят из веществ. Давайте вспомним, что мы знаем о веществе. (слайд №4)

  Назовите агрегатные состояния вещества

       Чем они отличаются друг от друга?

(слайды 5-7)

 

  Вы знаете, что каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Давайте экспериментальным путем выясним,  от чего зависит масса тела.

Демонстрация эксперимента с телами разной массы.  

Внимание учеников акцентируется на том, что вещества, в силу разного строения, в равных объемах имеют разные массы.   (слайды 8-11)

Задание №1.

Поместим цилиндры, изготовленные из одного и того же материала, на чаши весов

 и сравним их массы

Масса большого цилиндра больше массы маленького цилиндра.

Вывод:
Масса тела зависит от его объема

Задание 2

Поместим цилиндры, имеющие один и тот же объем, но изготовленные из разных материалов на чаши весов  и сравним их массы.

Имея одинаковый объем, масса одного цилиндра больше массы другого цилиндра.

Чем это можно объяснить?

Вывод:

Масса тела зависит от вещества из которого оно состоит.

Запишите тему урока: «Плотность вещества»

(слайд14)

  • Проблемная задача: Масса льда 1800 кг, а его объем 2м³. Чему равна масса  1м³ льда? (слайд 15)

Следовательно, масса 1м³ будет в 2 раза меньше.

Вводится физический смысл плотности: «Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объёма» (слайд 16)

Вводится определение: Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.

                                             масса

                  Плотность  =

                                             объём

Введем обозначения:

                                     m- масса тела

                                     V- объем тела

                                       ρ – плотность тела

Плотность - ρ (греч. буква «ро»)

  Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность. В системе СИ плотность измеряется  (слайд 18)

                                [кг/м³]

   Внесистемные единицы [ г/см³]                Найдем правило перевода из одной размерности плотности в другую.

Т.к. 1г=0,001 кг, а 1 см³=0,000001м ³    , то                          

                   0,001 кг                         кг

1 г/см³ =                           = 1000

                   0,000001 м ³                м ³

Существует прибор для измерения плотности жидкости  – ареометр (слайд 19)

5. Закрепление изученного материала

Ученые рассчитали плотности твердых, жидких и газообразных тел. Откройте учебник на стр. 50 . Работа с таблицей  (слайд 20)

Очень важно заметить, что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность.  (слайд 21)

Запись в тетрадь:

  • Плотность вещества зависит от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности  упаковки атомов и молекул в веществе.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО:

Чем больше масса атомов и   чем  они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность.

Решение качественной задачи:

Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса, какой жидкости будет больше? Почему?

Как, зная плотность рассчитать массу и объем тела?              (слайд 24)

Решение задач у доски (слайд 25)

№1 Масса алюминиевого чайника 0,54 кг. Какой объем алюминия пошел на изготовление чайника?

(слайд 26)

№2   Объем стальной детали 0,1м³. Найдите ее массу. (слайд 27-28)

Решение теста

1.  Плотностью называют…

      а)  физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

      б)  физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

       в)  физическое явление.

       г) физическое тело        

2.  В системе СИ  плотность измеряется в…

       а)  г/см³.

       б)  г/л.

       в)  кг/м³.

       г) м³/кг

3.  Плотность данного вещества зависит …

      а)  от его массы.

     б) от его объёма.

       в)  от его размеров.

      г) нет правильных ответов

4.  Стакан  с подсолнечным маслом тяжелее…

     а)  такого же стакана со спиртом.

     б) такого же стакана с молоком.

      в)  такого же стакана с чистой водой.

      г) такого же стакана с мёдом

5.  При замерзании воды плотность её вещества…

     а)  может и увеличиваться, и уменьшаться.

     б) уменьшается.

     в) увеличивается.

     г) не меняется

Самопроверка теста

1

2

3

4

5

б

в

г

а

б

  1. Домашнее задание
  1.  §21,22, упр. 7(1, 2, 4)

Упр.7 (3,5)

Определить массу воздуха в комнате.

  1. Итоги урока

Мы узнали:

 

  1. Что такое плотность?
  2. Единица измерения плотности.
  3. Физический смысл плотности.
  4. Прибор для определения плотности.
  5. Формулы для расчета массы и объема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Плотность вещества"

Это урок введения нового понятия  плотности вещества. Н этом уроке учащиеся: 1) узнают что такое плотность, как она обозначается, какие единицы измерения имеет; 2) научатся  решать задачи, и...

Конспект урока по теме: "Плотность вещества"

Конспект урока по физике, 7 класс....

Конспект урока по теме "Плотность вещества"

Данная разработка урока включает презентацию и подробный конспект урока для 7 класса....

Конспект урока на тему: «Плотность вещества» 7 класс

Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.Формы работы обучающихся : фронтальн...

конспект урока на тему "Плотность" 7 класс

Урок по теме "Плотность", разработан для 7 класса. Данный урок разработан соглассно новым ФГОС....

Конспект урока на тему плотность вещества, 7 класс

Урок изучения нового материала проводится с целью ознакомления обучающихся с понятием "плотность вещества", позволяет выяснить физический смысл данной величины и закрепить полученные знания ...

Конспект урока по теме "Плотность вещества"

Конспект урока на тему: «Плотность вещества»Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»...