Конспект урока по теме "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Козлова Вера Николаевна

Конспект урока на тему: «Плотность вещества»

Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока57 КБ
Office presentation icon plotnost_veshchestva_prezentatsiya_1.ppt1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: «Плотность вещества»

Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»

Задачи:

  1. Обучающие:
  • С помощью проблемно-поискового метода выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл.
  • Охарактеризовать плотность вещества как физическую величину по плану.
  • Определить различия плотности вещества, находящегося в различных агрегатных состояниях.
  • Формирование опыта практической деятельности.
  1. Развивающие:
  • Способствовать развитию умения анализировать, предполагать, выдвигать гипотезы, делать выводы, наблюдать и экспериментировать
  • Способствовать развитию умения грамотно выражать речью свои мысли.
  1. Воспитательные:
  • Мотивировать на активную деятельность обучающихся  на уроке.
  • Мотивировать на познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям.
  • Формирование умений оценивать свои и чужие поступки и действия, умения работать в коллективе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.

Формы работы обучающихся : фронтальная , индивидуальная.

Оборудование: рычажные весы, набор тел равного объема, но разной плотности, набор цилиндров.

Экран, компьютер, мультимедийный проектор. Приложение №1 . Приложение №2.

Структура  урока.

  1. Организационный момент.
  1. Мотивационный.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление знаний.
  5. Домашнее задание.
  6. Итоги урока.

 

1. Организационный

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.

2. Мотивационный

У.   Сегодня вам предоставляется возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже

А начать урок хочу с легенды о Архимеде, а точнее с ее частью.

У. Ответьте на вопрос .Каким способом можно определить , из чего сделана корона?

У. Выслушав ваши доводы, правильный ответ я не услышала. Хватают ли вам знания для ответа на вопрос? Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем.

3. Актуализация знаний.

  1. Что такое масса?
  2. Какой буквой обозначается масса?
  3. В каких единицах измеряется в СИ?
  4. Какая физическая величина определяет размеры тела?
  5. Какой буквой обозначается объем?
  6. В каких единицах измеряется в СИ?
  7. Как можно определить массу тела?
  8. Как можно определить объем тела?    

4.  Изучение  нового материала.

На первом уроке физике мы выяснили, что физика- наука о природе, т.е. она изучает свойства материи. Одна из форм существования материи- вещество. Мы знаем, что все физические тела состоят из веществ. Давайте вспомним, что мы знаем о веществе. (слайд №4)

  Назовите агрегатные состояния вещества

       Чем они отличаются друг от друга?

(слайды 5-7)

 

  Вы знаете, что каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Давайте экспериментальным путем выясним,  от чего зависит масса тела.

Демонстрация эксперимента с телами разной массы.  

Внимание учеников акцентируется на том, что вещества, в силу разного строения, в равных объемах имеют разные массы.   (слайды 8-11)

Задание №1.

Поместим цилиндры, изготовленные из одного и того же материала, на чаши весов

 и сравним их массы

Масса большого цилиндра больше массы маленького цилиндра.

Вывод:
Масса тела зависит от его объема

Задание 2

Поместим цилиндры, имеющие один и тот же объем, но изготовленные из разных материалов на чаши весов  и сравним их массы.

Имея одинаковый объем, масса одного цилиндра больше массы другого цилиндра.

Чем это можно объяснить?

Вывод:

Масса тела зависит от вещества из которого оно состоит.

Запишите тему урока: «Плотность вещества»

(слайд14)

  • Проблемная задача: Масса льда 1800 кг, а его объем 2м³. Чему равна масса  1м³ льда? (слайд 15)

Следовательно, масса 1м³ будет в 2 раза меньше.

Вводится физический смысл плотности: «Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объёма» (слайд 16)

Вводится определение: Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.

                                             масса

                  Плотность  =

                                             объём

Введем обозначения:

                                     m- масса тела

                                     V- объем тела

                                       ρ – плотность тела

Плотность - ρ (греч. буква «ро»)

  Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность. В системе СИ плотность измеряется  (слайд 18)

                                [кг/м³]

   Внесистемные единицы [ г/см³]                Найдем правило перевода из одной размерности плотности в другую.

Т.к. 1г=0,001 кг, а 1 см³=0,000001м ³    , то                          

                   0,001 кг                         кг

1 г/см³ =                           = 1000

                   0,000001 м ³                м ³

Существует прибор для измерения плотности жидкости  – ареометр (слайд 19)

5. Закрепление изученного материала

Ученые рассчитали плотности твердых, жидких и газообразных тел. Откройте учебник на стр. 50 . Работа с таблицей  (слайд 20)

Очень важно заметить, что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность.  (слайд 21)

Запись в тетрадь:

  • Плотность вещества зависит от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности  упаковки атомов и молекул в веществе.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО:

Чем больше масса атомов и   чем  они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность.

Решение качественной задачи:

Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса, какой жидкости будет больше? Почему?

Как, зная плотность рассчитать массу и объем тела?              (слайд 24)

Решение задач у доски (слайд 25)

№1 Масса алюминиевого чайника 0,54 кг. Какой объем алюминия пошел на изготовление чайника?

(слайд 26)

№2   Объем стальной детали 0,1м³. Найдите ее массу. (слайд 27-28)

Решение теста

1.  Плотностью называют…

      а)  физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

      б)  физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

       в)  физическое явление.

       г) физическое тело        

2.  В системе СИ  плотность измеряется в…

       а)  г/см³.

       б)  г/л.

       в)  кг/м³.

       г) м³/кг

3.  Плотность данного вещества зависит …

      а)  от его массы.

     б) от его объёма.

       в)  от его размеров.

      г) нет правильных ответов

4.  Стакан  с подсолнечным маслом тяжелее…

     а)  такого же стакана со спиртом.

     б) такого же стакана с молоком.

      в)  такого же стакана с чистой водой.

      г) такого же стакана с мёдом

5.  При замерзании воды плотность её вещества…

     а)  может и увеличиваться, и уменьшаться.

     б) уменьшается.

     в) увеличивается.

     г) не меняется

Самопроверка теста

1

2

3

4

5

б

в

г

а

б

  1. Домашнее задание
  1.  §21,22, упр. 7(1, 2, 4)

Упр.7 (3,5)

Определить массу воздуха в комнате.

  1. Итоги урока

Мы узнали:

 

  1. Что такое плотность?
  2. Единица измерения плотности.
  3. Физический смысл плотности.
  4. Прибор для определения плотности.
  5. Формулы для расчета массы и объема.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА

Слайд 2

Цели урока Выяснить физический смысл понятия плотность; Познакомиться с определением плотности вещества; Вывести формулу для расчёта плотности; Научиться вычислять массу и объем по известной плотности.

Слайд 3

ПОВТОРИМ Что такое масса? Какой буквой обозначается масса? В каких единицах измеряется в СИ? Какая физическая величина определяет размеры тела? Какой буквой обозначается объем? В каких единицах измеряется в СИ? Как можно определить массу тела? Как можно определить объем тела?

Слайд 4

МЫ ЗНАЕМ Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ

Слайд 5

ТВЕРДОЕ ТЕЛО Атомы прочно связаны друг с другом и очень плотно упакованы. Атомы расположены в строго определенном порядке.

Слайд 6

ЖИДКОЕ ТЕЛО Атомы слабее связаны друг с другом , но очень плотно упакованы. Расположение молекул беспорядочное.

Слайд 7

ГАЗООБРАЗНОЕ Молекулы имеют очень слабую связь друг с другом и удаляются друг от друга на большое расстояние

Слайд 8

Задание №1 Поместим цилиндры, изготовленные из одного и того же материала, на чаши весов и сравним их массы. Сделайте вывод V1 > V2 m1 ? m2

Слайд 9

Что можно сказать о массах тел, изготовленных из разных веществ, при равном объеме? Масса большого цилиндра больше массы маленького цилиндра . Вывод: Масса тела зависит от его объема

Слайд 10

ЗАДАНИЕ №2 Поместим цилиндры, имеющие один и тот же объем, но изготовленные из разных материалов на чаши весов и сравним их массы. V1 = V2 m1 ? m2

Слайд 11

Чем объясняется , что тела, изготовленные из разных веществ, при одинаковом объеме имеют разные массы? Имея одинаковый объем, масса одного цилиндра больше массы другого цилиндра.

Слайд 12

ВЫВОД Масса тела зависит от вещества из которого оно состоит

Слайд 13

Тема урока: «ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА» План ответа о физической величине: 1. Обозначение величины; 2. Определение величины; 3. Формула для расчета; 4. Физический смысл; 5. Единицы измерения; 6. Прибор для измерения.

Слайд 14

Задача Масса льда 1800 кг, а его объем 2м ³ . Чему равна масса 1м ³ льда?

Слайд 15

Физический смысл плотности : «Плотност ь показывает чему равна масса вещества в единице объёма» 1м ³ 1см ³

Слайд 16

Что называется плотностью вещества? Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему. масса Плотность = объём m ρ = V Плотность - ρ ( греч. буква «ро»)

Слайд 17

Единица измерения плотности в системе СИ [ кг/м³ ] Внесистемные единицы [ г/см ³ ] 0,001 кг кг 1 г/см ³ = = 1000 0,000001 м ³ м ³

Слайд 18

Прибор для измерения плотности жидкостей измеряют с помощью АРЕОМЕТРА

Слайд 19

Таблица стр.50-51 Определите по таблице вещества, имеющие наибольшую плотность? Наименьшую плотность? Плотность алюминия 2700 кг/м ³ . Что означает это число?

Слайд 20

Сравните плотности воды, льда и водяного пара. ρ воды = 1000 кг/м ³ ρ льда = 900 кг/м ³ ρ водяного пара = 0,59 кг/м ³

Слайд 21

Почему плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях различна?

Слайд 22

ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА ЗАВИСИТ от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности упаковки атомов и молекул в веществе. СЛЕДОВАТЕЛЬНО: Чем больше масса атомов и чем они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность.

Слайд 23

Подумай! Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса, какой жидкости будет больше? Почему?

Слайд 24

Как ,зная плотность, рассчитать массу и объём тела? m = ρ •V V = m/ ρ

Слайд 25

Учимся решать и оформлять задачи Масса алюминиевого чайника 0,3 кг. Какой объем алюминия пошел на изготовление чайника?

Слайд 27

Задача Объем стальной детали 0,1м ³ . Найдите ее массу.

Слайд 28

Оформление Дано: Решение: V =0,1м ³ m= ρ• V ρ = кг/ м ³ m = m -? [ m ] = [ кг • м ³ = кг ] м ³ Ответ:

Слайд 29

Тест 1. Плотностью называют… а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. в) физическое явление. г) физическое тело 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. б) г/л. в) кг/м3. г) м3/кг 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5 . При замерзании воды плотность её вещества… а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается. в) увеличивается. г) не меняется

Слайд 30

Результаты теста 1 2 3 4 5 б в г а б

Слайд 31

Домашнее задание §21,22, упр. 7( 1, 2, 4) Упр.7 ( 3,5) Определить массу воздуха в комнате.

Слайд 32

ИТОГИ Мы узнали: Что такое плотность Единицу измерения плотности Физический смысл плотности Прибор для определения плотности Формулы для расчета массы и объема.

Слайд 33

зеркало настроения

Слайд 34

Большое спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире""

План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире" с использованием ЭОР....

план-конспект урока по теме "Вещества и их физические свойства".Химия 8 класс.

Урок по химии в 8 классе по теме "Вещества и их физические свойства" разработан с использованием электронных  образовательных ресурсов....

План-конспект урока "Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел" 8 класс

Тема: Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.Предназанчена для учащихся 8 классов общеобразовательных школ.Использовались материалы других учителей, материалы...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока "Предмет химии. Вещества и их свойства".

Конспект урока "Предмет химии. Вещества и их свойства"....

Конспект урока: "Вода - удивительное вещество природы"

Данный урок комбинорованный, но конспект составлен с учетом развития общеучебных умений школьников, в том числе и коммуникативных. Систематизация знаний о воде, первичное усвоение знаний о строении и ...

конспект урока "Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике"

конспект урока "Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике" для 8 класса...