Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Стенина Ирина Викторовна

по учебнику Перышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma7fizika.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 85

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

Рассмотрено:                         Согласовано:

на заседании МО                  Зам. директора по УВР

Протокол № __                      _______Е.А. Сергачева                  

от «___» ______ 20__г.         от «__»_______20___г.

Председатель МО        

Утверждаю:

Директор МБУ СОШ № 85

____________Н.Н.Гриценко

Приказ № ______________

 от  «___» _______ 20___ г.

        ______________________

                                                                       

Рабочая программа

по физике

для 7 класса

на 2014-2015 гг.

Количество часов:

Общее:68

В неделю:2

 

 

 

Учитель: Стенина И.В.

                       первая квалификационная категория

                                                                                 

Тольятти,

2014

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ  УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

4.МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ)

5.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

6.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ  7 КЛАСС

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Физика. 7 класс» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта «Основное общее образование. Физика» (стандарт по физике), примерной программы основного общего образования по физике Временного научного коллектива «Образовательный стандарт» Министерства образования РФ, опубликованной в 2007 г. в «Сборнике нормативных документов. Физика. / Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев».  При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник А.В. Перышкина для общеобразовательных учреждений «Физика. 7 класс».

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих основных целей:

  • освоение знаний  о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями  проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Планируемые результаты:

Обучающимся необходимо:

 знать:

-понятия: тело, вещество, материя, физическая величина, физический термин, механическое движение, материальная точка, траектория, путь, инерция, инертность, плотность, сила, механическая работа, мощность, энергия, коэффициент полезного действия, молекула, атом, диффузия, давление, гидравлический пресс, выталкивающая сила;

-правило рычага, правило моментов, «золотое» правило механики, закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов, закон Архимеда, условие плавания тел;

-силы в природе, строение твердых тел, жидкостей и газов;

 уметь:

-пользоваться приборами: мензуркой, весами, динамометром, рычагом, блоком, барометром,; определять цену деления шкалы прибора;

-выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

-измерять с помощью приборов длину, объём, массу, силу, давление воздуха;

-решать задачи на определение скорости, пути, времени равномерного движения, массы, плотности, объёма тела, работы, мощности, КПД простых механизмов, давление  твердых тел и жидкостей;

-решать задачи на закон сообщающихся сосудов, гидравлический пресс, на закон Архимеда, на условие плавания тел;

-объяснять плавание тел, плавание судов, воздухоплавание на основе условия плавания тел; объяснять свойства тел на основе дискретного строения вещества.

-описывать равномерное прямолинейное движение; передачу давления жидкостями и газами;

-осуществлять самостоятельно поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, её обработку и представление в различных формах.

Система оценки планируемых результатов

Для  оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные формы промежуточного контроля:  лабораторные работы, контрольные работы.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Место предмета в базисном учебном  плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 7 классе – 68 часов в год, из расчета 34 учебные недели, 2 учебных часа в неделю.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 часов  для реализации авторских подходов учителя при составлении календарно-тематического планирования с использованием разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов и технологий обучения и учета имеющихся реальных возможностей школьного кабинета физики.

2. СОДЕРЖАНИЕ:

Физика и физические методы изучения природы (4 ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины и их измерение. Физические приборы. Международная система единиц. Погрешность измерений.   Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации

1. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.                  

2. Физические приборы

Лабораторные работы

1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Лабораторные опыты

Измерение длины.

Измерение температуры

Строение вещества  (7 ч)

Строение вещества. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации

1. Сжимаемость газов.

2. Диффузия в газах и жидкостях.

3. Модель броуновского движения.          

4. Сохранение объема жидкости при изменении  формы сосуда.

5. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторные работы

2. Измерение размеров малых тел.

4. Измерение объема жидкости  и твердого тела.

Механические явления (52 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Неравномерное движение.  Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.  Расчет пути и времени движения.

Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Расчет массы и объема тела по его плотности.

Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Жесткость пружины. Вес тела. Невесомость. Методы измерения силы. Динамометр.  Правило сложения сил. Сила трения. Трение в природе и технике.

Давление. Закон Паскаля. Давление в жидкости. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды.

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр. Манометры.  Гидравлические машины.

Закон Архимеда. Условие плавания тел.. Плавание судов. Воздухоплавание.

Работа. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

Демонстрации

1. Равномерное прямолинейное движение. 2. Явление инерции. 3. Взаимодействие тел.                        4.Зависимость силы упругости от деформации пружины. 5. Невесомость. 6. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом. 7. Сила трения. 8. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. 9. Зависимость объема газа от давления.               10. Закон Паскаля. 11. Обнаружение атмосферного давления. 12. Измерение атмосферного давления барометром - анероидом. 13. Принцип действия поршневого насоса (на модели). 14. Гидравлический пресс. 15. Закон Архимеда. 16. Простые механизмы.

Лабораторные опыты

1. Измерение скорости равномерного движения. 2. Измерение плотности жидкости.                         3.Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. 4. Измерение жесткости пружины.                  5.Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.                           6.Измерение мощности. 7. Нахождение центра тяжести плоского тела. 8. Измерение кинетической энергии тела. 9. Измерение потенциальной энергии тела.

Лабораторные работы

3. Измерение массы.

5. Измерение плотности твердого тела.

6. Измерение силы динамометром.

7. Измерение архимедовой силы.

8. Изучение условий плавания тел.

9. Исследование условий равновесия рычага.

10. Вычисление КПД наклонной плоскости.

Резерв свободного учебного времени (5ч)

Часы резервного времени отведены на изучение следующих тем:

2 часа - Физика и физические методы изучения природы

1 час – Строение вещества

2 часа – Механические явления

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п.п

Название раздела

Количество часов

1

Физика и физические методы изучения природы

6

2

Cтроение вещества

8

3

Механические явления

54

Итого

68

4.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Перышкин А.В. «Физика 7», Москва, Дрофа, 2010 г.

2. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина физика 7 класс». Москва, Дрофа, 2007г.

3.Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике 7-9». Москва, Просвещение, 2010-2014гг.

4.Техническое обеспечение учебного процесса:

        4.1  компьютер – 1шт.

        4.2  принтер – 1 шт.

Список литературы для учителя

1.Сборник нормативных документов. Физика. Примерные программы по физике . / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г.

2.Перышкин А.В. «Физика 7», Москва, Дрофа, 2010 г.

3.Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике 7-9». Москва, Просвещение, 2010-2014гг.

4.Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина физика 7 класс». Москва, Дрофа, 2007г.

5.Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы. Физика. 7 класс». Москва, Дрофа, 2006г.

6.Шевцов В.А. «Дидактический материал. Разрезные карточки. Физика. 7 класс». Волгоград, «Учитель», 2007г.

7.Павленко Н.И., Павленко К.П. «Тестовые задания по физике 7 класс». Москва, школьная пресса, 2007г.

8.Кирик А.А. «Физика7. Самостоятельные и контрольные работы». Москва, Илекса, 2006.

9. «Физика. Контрольные работы 7-8 классы». Сост. В.А.Шевцов. Волгоград , «Учитель», 2006г.

10.Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. «Физика для увлеченных». Ростов – на – Дону, «Феникс», 2005г.

11.Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 класс. Сост. Ю.В.Щербакова. Москва, Глобус, 2008г.

Список литературы для учащегося

1.Перышкин А.В. «Физика 7», Москва, Дрофа, 2010 г.

2.Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике 7-9». Москва, Просвещение, 2010-2014гг.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...