Урок для малышей «Физический утренник»
план-конспект занятия по физике (5 класс) на тему

Калитвянская Нина Викторовна

Знакомство младших школьников с физическими явлениями, т.е  физика в доме, на улице, в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dlya_malyshey_fizicheskiy_utrennik_v_5_klasse.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок для малышей «Физический утренник»

Этот урок театрализованный; его герои – ребенок (Р), его знакомая девочка Надя (Н), старшая сестра (С).

Цель: пронаблюдать жизнь ребенка в течение дня и на этом фоне дать некоторые физические представления, т.е показать физику в доме, на улице, в природе. На этот урок – праздник можно пригласить детей с 1 по 6 классы.

Оборудование к уроку: будильник, картон, бусинка на нити, линейка, полотенце (2шт), зеркало (2 шт), стекло, свечи (2 шт), спички, штативы, расческа, большое зеркало, бутылка с соком, стакан, сосуд с водой, магнитная стрелка, компас, рисунки поясняющие физические явления.

Реквизит к сценкам: стол, кресла, стулья, чашки с блюдцами, осветитель с тремя лампами, окрашенными в цвета светофора, раковина и модель водопроводной трубы с краном.

Сегодня мы собрались на физический утренник. Что такое физика? Физика – наука о природе. Она изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются явления. Роль этой науки в нашей жизни очень трудно переоценить, так как она необходима и инженерам, и строителям, и врачам, и многим другим специалистам.

Сейчас мы вас приглашаем пронаблюдать жизнь ребенка в течение дня и увидеть физику в доме, на улице, в природе. Слушайте внимательно выступление старшеклассников и запоминайте то, о чем они будут рассказывать.

Сценарий.

/Утро. Звенит будильник/

Р. И почему он звенит?

С. Звенит потому, что он заведен, и молоточек бьет по чашечке. Она колеблется, и мы слышим звук. Понятно?

Р. И понятно, и непонятно. /Берет линейку и ею машет/ А почему же здесь нет звука?

С. Все дело в том, что человеческое ухо способно воспринимать как звук не все колебания; поэтому всякое колеблющееся тело звучит. Вот смотри, как колеблется звучащее тело.

     /Берет со стола камертон, ударяет по нему молоточком и показывает, как отскакивает от его ножки бусинка на нитке, которую она держит в руке/

      Ну ладно, иди, умывайся, а то опоздаем: у нас сегодня важный день – день наблюдений за различными явлениями природы.

     /Ребенок идет к раковине, открывает водопроводный кран и умывается. Затем начинает вытираться, прикладывая полотенце к рукам и щекам/

Р. А почему полотенце стало мокрым? /Показывает/ Это водичка с моего лица так его намочила?

С. Да. Вода по нитям и узким промежуткам между ними поднялась и растеклась по разным направлениям. Теперь причешись и садись завтракать, а то все остынет.

      /Ребенок подходит к зеркалу, берет расческу, задумывается и обращается к сестре/

Р. В зеркале я себя вижу. Это мое изображение. Я подхожу к зеркалу, и оно подходит, я отхожу, и оно отходит.

С. Правильно, но есть еще один интересный момент: изображение в зеркале находится на таком же расстоянии , как ты от зеркала.

Р. Не верю!

С. Давай проверим с помощью опыта. Возьмем свечу и зеркало, зажжем ее и поставим перед зеркалом. Мы увидим в зеркале изображение свечи. Заменим зеркало стеклом – мы вновь видим изображение свечи. А теперь за стеклом поставим другую, но не горящую свечу так, чтобы ее положение совпало с изображением  горящей свечи. Видишь, создается впечатление, что обе свечи горят. Но одна – то на самом деле не горит. Измерим расстояние от первой свечи до стекла и от стекла до второй свечи. Сравним их – расстояния одинаковые. Значит, и твое изображение в зеркале находится на таком же расстоянии, как ты от зеркала. Понятно?

Р. Да.

С. Причесывайся и бегом за стол.

     /Ребенок причесывается, волосы тянутся за расческой/

Р. Посмотри, что делают волосы. Они стали живые и не хотят расставаться с расческой!

С. Да нет, они просто наэлектризовались при трении о расческу. Знаешь и сама расческа тоже наэлектризовалась. Посмотри. /Подносит расческу к своим волосам, они также тянутся к расческе/

 

Р. Понятно. Значит, они наэлектризовались одновременно.

С. Да. Так ты идешь завтракать?

     /Ребенок и сестра завтракают. Ребенок хочет пить чай, но он горячий. Добавляет немного холодного молока, но чай все равно горячий/

Р. Ой, какой чай горячий!

С. Если бы у нас было время, ты бы мог немного подождать, чтобы чай остыл, но времени нет – нам надо скоро выходить из дома. Ты можешь аккуратно подуть на чай и он остынет.

Р. Почему?

С. Да потому что когда ты дуешь, то поднимаешь маленький ветер и он уносит самые «горячие» частицы жидкости.

      /Ребенок выполнил совет, выпил чай, вытер рот платком, поблагодарил сестру/

С. Ну, как прошел у нас подъем и завтрак? Ты – молодчина, все съел.

Р. Да я еще кое-что интересное узнал.

     /Брат и сестра выходят на улицу. На экране высвечиваются кинокадры о солнце/

Р. Ой, какое ясное и теплое солнышко. А что такое солнышко?

С. Солнце – это огромный раскаленный шар. Он посылает нам свою энергию, дает нам свет и тепло. Благодаря этому на Земле существует жизнь, растут деревья, кустарники и цветы, греются на солнышке котенок и собачка. Да и нам приятно подставить солнышку свое лицо. Сейчас мы будем переходить улицу. Только не спеши, надо дождаться зеленого сигнала светофора. /К ним подходит девочка Надя из того же класса, и дальше они идут втроем. Зажигаются огни светофора/

Н. смотрите у троллейбуса два провода, а у трамвая – один.

Р. А я заметил, что в метро нет ни одного провода только рельсы. Почему?

С. Вы правильно подметили. Все эти виды транспорта движутся за счет электричества. У троллейбуса электрический ток подходит к двигателю по одному проводу, а выходит по другому. В трамвае ток к двигателю поступает через провод-дугу, а вторым проводом служат также рельсы.

Р. А где же провода у автобуса?

С. У автобуса нет проводов. У него другой двигатель, который работает не от электричества, а так же как двигатель  у автомашины за счет сгорания бензина.

Р. Посмотрите на небо: там облака белые – белые, чуть правее – потемнее, а вдалеке – совсем темные.

      /На экране проецируется картинка облаков, туч/

С. / обращаясь к ребенку/ А ты знаешь, что облака – это множество маленьких водяных капелек, которые очень высоко поднялись. Облака потемнее содержат большее количество капель. А совсем темные – еще больше. Вот как только капелек накопится много-много, облаку станет тяжело и оно не сможет их удерживать – тогда пойдет дождь.

Н. А на меня уже капнула капелька.

Р. И на меня.

С. Давайте спрячемся и постоим в подъезде.

Р. Может лучше под этим высоким деревом?

С. Нет, нельзя. Могут быть гроза и молнии, и тогда до беды недалеко

    /На экране – фрагмент из учебного кинофильма «Молния»/

Н. Смотрите, сверкнула молния! И загремел гром. Что это такое?

С. Это разряд атмосферного электричества, накопленного в тучах. Гром и молния возникают при разряде одновременно. Только свет от молнии и звук грома движутся к нам с разными скоростями: свет быстро, звук медленнее. Поэтому мы и видим сначала молнию, потом, спустя некоторое время, слышим раскат грома. Ну, вот и перестал дождь. Смотрите, туча ушла к горизонту. Засветило ярко солнце, и на небе появилась радуга.

      /На экране кадры с радугой/

      Давайте посчитаем, сколько цветов у радуги.

      /Дети считают хором: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый/

Р. и Н. Всего семь.

С. Правильно. А вы знаете, отчего бывает радуга? Не знаете? Сейчас объясню.  Солнечные лучи попадают в капельки влаги, содержащиеся в воздухе после дождя и распадаются там, на семь цветных лучей.

Р. /вертя головой во все стороны,/ Какое небо голубое! Кто его окрасил?

С. Атмосферный воздух. Его частички рассеивают солнечные лучи, и сильнее всех – голубые; они попадают нам в глаз, и небо кажется нам голубым.

Н. Смотрите, лужи уже высохли. Куда делась вода из них?

Р. Солнышко высушило лужи.

С. Да. Ты правильно ответил. Произошло превращение воды в пар. Пар поднялся в воздух; вода испарилась.

     Экскурсию в природу мы совершим позже, а сейчас пойдем обедать и отдыхать. /Обращаясь к Н./ Приглашаю  на обед . /Заходят в дом/ Мойте руки и садитесь за стол. Обед уже готов. Суп слишком горяч, будьте осторожны: понемногу зачерпывайте ложкой и выливайте обратно в тарелку.

      /Дети опускают ложки в тарелки с супом и быстро подносят ко рту: они очень проголодались. И оба одновременно вскрикивают: «Ой! Горячо!»/

С. Конечно, ложка была в горячем супе и тот передал ей часть своего тепла. А металл быстро нагревается. /Достает из холодильника бутылку с соком. Бутылка сразу запотевает/

Р. Почему она вспотела? Ей, что, жарко?

С. А ты потрогай.

Р. /кричит/ Ой! Она очень холодная.

С. Правильно. А «вспотела» она потому, что водяной пар, находившийся в теплом комнатном воздухе, соприкоснувшись с холодной бутылкой, сконденсировался, .т.е. превратился в капельки жидкости, которые покрыли стекло. /Наливает сок в стаканы, дети пьют/

Р. Когда же мы пойдем гулять?

С. Попозже. Сейчас давайте подготовимся к завтрашнему походу в лес. Чтобы не заблудиться, надо уметь различать четыре основные стороны света: север, юг, восток и запад. Их можно определить с помощью компаса в любую погоду, днем и ночью. Синий конец стрелки прибора всегда показывает на географический север, а красный – на юг. В солнечную погоду можно обойтись без компаса: если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, сзади – юг, справа – восток, слева – запад. Но можно находить стороны света и по приметам. /Картины на доске/ Приметы такие: мох покрывает северную сторону камня, годовые кольца на пне шире с южной стороны, муравейник с южной стороны более пологий. Завтра мы пойдем в поход и все это пронаблюдаем. А теперь собирайтесь, пойдем на прогулку, только оденьтесь потеплее, так как солнышко спускается  с неба и клонится к горизонту, значит, лучи его будут падать на нас все более наклонно, греть оно будет слабее, чем в полдень.

     /Группа выходит на улицу/

Р. Смотрите, солнышка совсем не видно, хотя еще светло.

С. Да , оно зашло за горизонт, небо темнеет. Посмотрите внимательнее на небо. Глаза начинают различать наиболее яркие звезды. /Звездное небо на картине/ Эти звезды невообразимо далеки от нас, солнца. И только слабый мерцающий свет связывает нас с ними. Пора возвращаться  домой. Вы не забыли, что завтра мы идем в поход?

С. А теперь все вместе поразгадываем загадки:

  1. По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет. (Волна)
  2. Кто, не учившись, говорит на всех языках? (Эхо)
  3. На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет. (Эхо)
  4. Без рук, без ног по полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет. (Ветер)
  5. В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке, не торопится меньшая, но зато спешит старшая. (Стрелки часов)
  6. Кружит, жужжит, а падает – молчит. (Юла)
  7. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах)
  8. Чего в избе не видно? (Тепла)
  9. Что за художник окно разрисовал? (Мороз)
  10. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (Снег)
  11. Я вода, да по воде же и плаваю. (Лед)
  12. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед)
  13. Лежал, лежал, а потом в реку побежал. (Снег)
  14. Белая морковка зимой растет. (Сосулька)
  15. Видно, нет у ней ума: ест она себя сама. (Свеча)
  16. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)
  17. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

Наш утренник подходит к концу. Я думаю, что вы много узнали интересного, нового. Обычные для нас на первый взгляд вещи мы объяснили с физической точки зрения. О некоторых понятиях и явлениях вы вряд ли слышали раньше, но они существуют, и с ними вы познакомитесь в средней школе. Я всех благодарю за участие. Спасибо за внимание. До новых встреч.

МОУ Новодмитриевская СОШ

     Учитель: Калитвянская

                      Нина

                      Викторовна

2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по предмету: "Физическая культура" на тему: "Физические качества" для учащихся 5-9 классов

В презентации рассматриваются определение, виды и характеристика физических качеств....

Открытый урок по предмету: «Физическая культура» на тему: «Физическая культура и здоровье студента. Нетрадиционные виды двигательной активности»

Данный открытый урок разработан для студентов с ограниченными возможностями, обучающихся в нашем колледже с учётом их нозологии, склонностей и интересов.Практика показывает, что чем раньше мы убедим с...

Физический урок для малышей

10а класс самостоятельно подготовили и провели физический утренник в детском саду «Журавушка» для старшей группы. Дело в том, что на следующий учебный год  им уже вместе проводить «Первый звонок»...