Строение атома. Опыт Резерфорда (8 класс)
план-конспект занятия (физика, 8 класс) по теме

Смирнова Светлана Георгиевна

Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома и   атомного ядра; дать  представление о научных экспериментах, которые привели к   построению планетарной модели атома; учить применять полученные знания на   практике: научить пользоваться Периодической системой  химических элементов  Менделеева  для определения состава атома; реализовать межпредметные связи физика- химия; расширить кругозор учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_stroenie_atoma_8_kl.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  физики 8 класс

                    Строение атома. Опыт Резерфорда

                            Подготовила и провела

                                                              учитель физики МОУ «Луховский лицей»

              Смирнова С.Г.

Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома и   атомного ядра; дать  представление о научных экспериментах, которые привели к   построению планетарной модели атома; учить применять полученные знания на   практике: научить пользоваться Периодической системой  химических элементов  Менделеева  для определения состава атома; реализовать межпредметные связи физика- химия; расширить кругозор учащихся.

  1. Организационный момент
  2. Фронтальный опрос по пройденной теме, актуализация знаний для изучения нового материала

- Какой физической величиной характеризуют действие одного тела на другое?

- Почему мы считаем, что электрический заряд- физическая величина?

- Как называется единица физического заряда?

- Опишите опыт, иллюстрирующий, что заряд тела можно многократно делить на порции

- Как называется наименьшая порция заряда?

- Может ли существовать заряд без частицы?

- Частица без заряда?

- Чему равен заряд электрона?

- Можно ли «снять» заряд с электрона?

- Перечислите известные вам микрочастицы, имеющие заряд, и не имеющие его

  1. Изучение нового материала

Учитель. После того как был открыт электрон, встал вопрос: где искать электроны. Где было бы естественным их искать?

Ученики: в атомах

Учитель. Это верное предположение. И эпиграфом к нашему уроку я взяла слова:

Еще, быть может, каждый атом-

Вселенная, где сто планет,

Там все, что есть, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет

Разные ученые предложили разные модели строения атома. Рассмотрим модель Томсона (слайд с диска «Физика -9», урок  «Строение атома»)

  1. Модель Томсона. Отрицательный заряд равно распределен внутри положительного атома. Электроны- изюмины в кексе

Проверить правильность этой модели взялся Э. Резерфорд. Он догадался, что атом каким-то образом нужно «разбить», чтобы заглянуть внутрь. Как вы думаете, возможно ли это? (выслушиваются предложения учащихся)

Учитель. Если через атомы пролетают очень маленькие, сравнимые по размерам с самими атомами, заряженные частицы, то по их движению можно судить о строении атома. Встал вопрос: чем обстрелять атом?  (выслушиваются предложения учащихся)

Учитель. Оказалось, что есть вещества (уран, радий и др.), из которых непрерывно вылетают положительные частицы, масса которых очень мала, а скорость велика, 15000 км/с.  Расстояние от Земли до Луны они пролетели бы за 25 сек. Но как заметить альфа-частицу? Воспользовались экраном, покрытым особым составом, который светился, когда на него попадали частицы. Каждая частица, попавшая на экран, создавала на нем маленькую вспышку (частицы можно было обнаружить и сосчитать)

Затем перед экраном была поставлена тончайшая золотая фольга толщиной 0,001 мкм (3300 слоев атомов золота)

Результаты опыта Резерфорда

Учитель. 1-й результат: почти все альфа-частицы пролетели через все 3300 слоев атомов золота так, как будто на их пути ничего не было. Как бы вы объяснили этот результат?

Учащиеся в ходе рассуждений находят ответ: в атоме есть пустоты, не заполненные частицами вещества

Учитель. Как велики эти пустоты?

Учащиеся доходят до верного ответа, что пустоты составляют значительную часть атома, иначе альфа-частицы не пролетели бы прямо сквозь пластину, а разбрасывались бы в разные стороны.

Учитель. 2-1 результат: небольшая часть частиц отклонилась от своего пути, когда частицы прошли сквозь пластину. Как бы вы объяснили этот результат?

Учащиеся. Те частицы, которые отклонились, очевидно прошли около каких-то заряженных тел, но далеко от них, т.к. притяжение или отталкивание было не очень сильным

Учитель. 3-й результат: несколько альфа-частиц отклонились на большой угол, а некоторые из них (33 из 150000) были отброшены назад. Как бы вы объяснили этот результат?

Учащиеся. Эти частицы налетели на другую частицу, которая ее оттолкнула

Учитель: как была заряжена та частица?

Ученик. Если оттолкнула, значит была заряжена так же как и альфа- частица, т.е. положительно

Учитель. При взаимодействии двух тел какое из них больше изменит скорость?

Ученик. То, у которого масса меньше, следовательно, масса альфа-частицы меньше массы той, которой она была отброшена.

Учитель. Молодцы. Вы сделали правильные выводы из результатов опыта Резерфорда.

Итак, Резерфорд показал, что внутри атома имеются положительно заряженная частица- ядро. Именно от ядра и оттолкнулись те немногие частицы, которые пролетали вблизи от него. На большом расстоянии от ядра в атоме находятся отрицательно заряженные частицы- электроны. Они притягиваются, но не приближаются вплотную к ядру, потому что вращаются вокруг него

Закрепление и углубление изученного материала. Составляется таблица строения атома, учащиеся зарисовывают  в тетрадь

 

Строение атома

(планетарная модель по Резерфорду)

ядро(99,98% массы атома)

оболочка атома ( R=0, 00000001см)

протоны

нейтроны

электроны (0,02% от массы атома)

Работа с таблицей Д.И. Менделеева

Учитель. Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева, научимся определять строение атома любого химического элемента

B   Бор   5

10, 811

Число протонов в ядре равно порядковому номеру элемента, для бора 5

Массовое число, округленное до целых, определяет число всех частиц в ядре (протонов и нейтронов), 10, 811= 11

11-5=6-число нейтронов в ядре

В нейтральном атоме электронов вращается вокруг ядра столько, сколько в ядре протонов, для атома бора 5

Тестовые задания

  1. Заряд ядра атома азота равен:
    а) 7 б) 13 в) 4 г) 29 д) 11
  2. Число протонов в ядре атома криптона:
    а) 36 б) 17 в) 4 г) 31 д) 6
  3. Число нейтронов в ядре атома цинка:
    а) 8 б) 35 в)11 г)30 д)4
  4. Число электронов в атоме железа:
    а) 11 б)8 в)56 г)26 д)30

Поменяйтесь заданиями с соседом по парте, проверим ответы:

  1. Заряд ядра атома азота равен:
    а) 7 б) 13 в) 4 г) 29 д) 11
  2. Число протонов в ядре атома криптона:
    а) 36 б) 17 в) 4 г) 31 д) 6
  3. Число нейтронов в ядре атома цинка:
    а) 8
    б) 35 в)11 г)30 д)4
  4. Число электронов в атоме железа:
    а) 11 б)8 в)56
    г)26 д)30

Это интересно!

      m (атома) =m (ядра)- вся масса атома сосредоточена в ядре

r (атома) \ r (ядра) = 100000- сплошная пустота!

- Если все частицы, из которых вы состоите, сложить вплотную, то вы уменьшитесь в 100000 раз, и под микроскопом вас не будет видно. А масса- те же 50 кг!. Вот это кроха!. Но самое потрясающее то, что объекты с такой чудовищной плотностью нашлись в пророде. Не на Земле, не в солнечной системе. Это нейтронные звезды, расположенные в разных местах Вселенной. Они состоят из одних ядер, уложенных вплотную.

- Чайная ложка вещества нейтронной звезды весит 100 млрд тонн!

- Если бы плотность Земли уменьшилась до плотности нейтронной звезды, то в поперечнике осталось бы не более 100 метров

- Поперек ногтя мизинца могло бы уместиться 100000000 атомов

4.Подведение итогов урока

5. Задание на дом: п. 29, нарисовать схему строения атомов лития,  бериллия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели атомов. Опыт Резерфорда

Презентация к уроку "Модели атомов. Опыт Резерфорда". Описывается предистория о изучении строении атомов, показывается опыт Резерфорда...

Модели атомов. Опыт Резерфорда. 9 кл

открытый урок по физике по теме "Модели атомов. Опыт Резерфорда" в 9классе...

Презентация по теме: "Строение атома. Опыт Резерфорда"

Презентация к уроку по физике на тему "Строение атома. Опыт Резерфорда". В данном материале рассказано о моделях атома Томсона и Резерфорда. С помощью анимации представлены опыт Резерфорда и Планетарн...

Презентация по физике 9 класс "Строение атома. Опыт Резерфорда"

физика 9 класс. Презентация к уроку по теме "Строение атома. Опыт Резерфорда."...

Технологическая карта по теме «Строение атома. Опыты Резерфорда..», 11 класс

Технологическая карта по теме «Строение атома.  Опыты Резерфорда..», 11 класс...

Разработка урока "Строение атома. Опыт Резерфорда", 11 класс

Методическая разработка урока по физике "Строение атома. Опыт Резерфорда"...

Разработка урока по теме " Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда."

Тема урока «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда».Тип урока: «открытие» новых знанийВид урока: комбинированныйМетоды обучен...