Презентация по теме: "Строение атома. Опыт Резерфорда"
презентация к уроку по физике (11 класс) по теме

Презентация к уроку по физике на тему "Строение атома. Опыт Резерфорда". В данном материале рассказано о моделях атома Томсона и Резерфорда. С помощью анимации представлены опыт Резерфорда и Планетарная модель атома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_atoma.pptx216.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение атома Опыт Резерфорда

Слайд 2

1896г. - Дж.Дж.Томсон - выдающийся ученый, директор знаменитой Кавендишской лаборатории, лауреат Нобелевской премии. открыл электрон. 1903г . - Дж.Дж.Томсон выдвинул гипотезу о том, что электрон находится внутри атома . Но атом в целом нейтральный, поэтому ученый предположил, что отрицательные электроны окружены в атоме положительно заряженным веществом. Атом, по мысли Дж. Томсона, очень похож на "пудинг с изюмом ", где "каша" - положительно заряженное вещество атома., а электроны- " изюм" в ней. Дж.Дж.Томсон

Слайд 3

Модель атома Томсона

Слайд 4

Через несколько лет в опытах великого английского физика Э. Резерфорда было доказано, что модель Томсона неверна. Первые прямые эксперименты по исследованию внутренней структуры атомов были выполнены Э. Резерфордом и его сотрудниками Э. Марсденом и Х. Гейгером в 1909–1911 годах. Резерфорд предложил применить зондирование атома с помощью α-частиц, которые возникают при радиоактивном распаде радия и некоторых других элементов. Эрнест Резерфорд

Слайд 5

Резерфорд бомбардировал атомы тяжелых элементов (золото, серебро, медь и др .) α-частицами. Электроны, входящие в состав атомов, вследствие малой массы не могут заметно изменить траекторию α-частицы. Рассеяние, то есть изменение направления движения α-частиц, может вызвать только тяжелая положительно заряженная часть атома. От радиоактивного источника, заключенного в свинцовый контейнер, α-частицы направлялись на тонкую металлическую фольгу. Рассеянные частицы попадали на экран, покрытый слоем кристаллов сульфида цинка, способных светиться под ударами быстрых заряженных частиц. Сцинтилляции (вспышки) на экране наблюдались глазом с помощью микроскопа. Наблюдения рассеянных α-частиц в опыте Резерфорда можно было проводить под различными углами φ к первоначальному направлению пучка.

Слайд 6

Свинцовый цилиндр с радиоактивным веществом Фольга из исследуемого материала Экран Поток α -частиц Опыт Резерфорда

Слайд 7

Было обнаружено, что большинство α-частиц проходит через тонкий слой металла, практически не испытывая отклонения. Однако небольшая часть частиц отклоняется на значительные углы, превышающие 30°. Очень редкие α-частицы (приблизительно одна на десять тысяч) испытывали отклонение на углы, близкие к 180. Этот результат был совершенно неожиданным даже для Резерфорда. Его представления находились в резком противоречии с моделью атома Томсона, согласно которой положительный заряд распределен по всему объему атома. При таком распределении положительный заряд не может создать сильное электрическое поле, способное отбросить α-частицы назад.

Слайд 8

Эти соображения привели Резерфорда к выводу, что атом почти пустой, и весь его положительный заряд сосредоточен в малом объеме. Эту часть атома Резерфорд назвал атомным ядром . Так возникла ядерная модель атома. В центре атома находится плотное положительно заряженное ядро, диаметр которого не превышает 10 –14 –10 –15 м. Это ядро занимает только 10 –12 часть полного объема атома, но содержит весь положительный заряд и не менее 99,95 % его массы. Веществу, составляющему ядро атома, следовало приписать колоссальную плотность порядка ρ ≈ 10 15 г/см 3 . Заряд ядра должен быть равен суммарному заряду всех электронов, входящих в состав атома. Впоследствии удалось установить, что если заряд электрона принять за единицу, то заряд ядра в точности равен номеру данного элемента в таблице Менделеева.

Слайд 9

+ - - ПЛАНЕТАРНАЯ МОДЕЛЬ АТОМА

Слайд 10

Планетарная модель атома, предложенная Резерфордом, несомненно явилась крупным шагом вперед в развитии знаний о строении атома. Она была совершенно необходимой для объяснения опытов по рассеянию α-частиц, однако оказалась неспособной объяснить сам факт длительного существования атома, т. е. его устойчивость . По законам классической электродинамики, движущийся с ускорением заряд должен излучать электромагнитные волны, уносящие энергию. За короткое время (порядка 10 –8 с) все электроны в атоме Резерфорда должны растратить всю свою энергию и упасть на ядро. То, что этого не происходит в устойчивых состояниях атома, показывает, что внутренние процессы в атоме не подчиняются классическим законам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели атомов. Опыт Резерфорда

Презентация к уроку "Модели атомов. Опыт Резерфорда". Описывается предистория о изучении строении атомов, показывается опыт Резерфорда...

Модели атомов. Опыт Резерфорда. 9 кл

открытый урок по физике по теме "Модели атомов. Опыт Резерфорда" в 9классе...

Строение атома. Опыт Резерфорда (8 класс)

Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома и   атомного ядра; дать  представление о научных экспериментах, которые привели к   построению планетарной мо...

Презентация по физике 9 класс "Строение атома. Опыт Резерфорда"

физика 9 класс. Презентация к уроку по теме "Строение атома. Опыт Резерфорда."...

Презентация по теме: "Строение атома. Опыты Резерфорда".

Презентация может быть использована при проведении уроков по теме: "Развитие взглядов на строение атома. Опыты Резерфорда"...

Разработка урока "Строение атома. Опыт Резерфорда", 11 класс

Методическая разработка урока по физике "Строение атома. Опыт Резерфорда"...