Приёмы целеполагания на уроках открытия новых знаний по физике
методическая разработка по физике по теме

Лёвкина Надежда Михайловна

 

Представление собственного опыта работы  по теме "Приёмы целеполагания на уроках открытия новых знаний по  физике"  (Архангельский областной институт открытого образования), 2014.

Предлагаемый материал, будет  полезен  учителям  при подготовке к урокам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx50.6 КБ
Файл 111a.pptx78.79 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы целеполагания на уроках открытия новых знаний на уроках физики

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

 для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

XXI век — время прогресса и технологий. Это время, которое выдвинуло новые требования к тому, каким должен быть современный выпускник школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые согласно ФГОС становятся инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Именно овладение школьниками универсальными учебными действиями рассматривается как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Сегодня урок физики, также и урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению физических  и математических задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. А значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями.

К регулятивным учебным действиям относятся: целеполагание, планирование деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организация данного этапа требует продумывания средств, приёмов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.

 Существуют различные приёмы по формированию действия целеполагания: 

  • «Тема-вопрос»,
  • «Работа над понятием», 
  • «Яркое пятно»,
  •  «Исключение»,
  • «Домысливание»,
  • «Моделирование жизненной ситуации»,
  • «Группировка»,
  • «Собери слово»,
  • «Проблема предыдущего урока»,
  • «Демонстрация множественности смыслов слова»,
  • «Проблемная ситуация»,
  • «Индуктор».

При выборе приёмов целеполагания необходимо использовать следующие условия: учёт уровня знаний и опыта учащихся; доступность; направленность работы на активную мыслительную деятельность. Следует отметить, что все приёмы строятся на диалоге. Поэтому учителю необходимо грамотно формировать и выстраивать цепочку вопросов и учить детей отвечать на них.

Рассмотрим на примерах использование некоторых приёмов целеполагания на уроках открытия новых знаний.

Приём «Яркое пятно»

          состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.

Например, урок по теме «Параллельное соединение проводников» в 8 классе. Учитель предлагает рассмотреть несколько схем соединения проводников, среди которых схема с параллельным соединением проводников  выделена цветом.

 

Рис. 1. Схемы соединения проводников.

Вопрос учителя: «Среди представленных схем, что вы заметили?»

Ответ учащихся: «Схема № 4 выделена цветом».

Вопрос учителя: «Что общего у этих схем?»

Ответ учащихся: «Они состоят из нескольких проводников».

Вопрос учителя: «Чем отличается выделенная схема от других?»

Ответ учащихся: «Соединение проводников на этой схеме изображено не  последовательное. У неё проводники  параллельные».

Вопрос учителя: «А кто знает, как называется такое соединение проводников?» Дети либо ответят, либо нет. Учитель знакомит с названием соединения проводников.

Вопрос учителя: «Как вы думаете, какова тема урока?»

Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости учитель корректирует тему урока и предлагает сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока и задачи по их достижению.

Прием «Проблемная ситуация» 

Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. 

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Например, урок в 7 классе по теме «Способы изменения давления» 

Организует повторение, с включением проблемной задачи.

Учитель спрашивает класс: «Видели, как точат ножи?».

 Ответ учащихся: «Конечно»

Вопрос учителя: Зачем это надо делать?

Ответ учащихся: «Чтобы нож был острым»

Вопрос учителя: «Сформулируйте эту мысль языком физики. Мы какой раздел изучаем?»

Ответ учащихся: «Чтобы увеличить давление»

Вопрос учителя: «Вспомните уроки  ОБЖ. Как спасти человека, провалившегося под лёд?»

Ответ учащихся: «Надо ползти к полынье, распластавшись по льду»

Вопрос учителя: «Почему так, а не бегом?»

Ответ учащихся: «Чтобы уменьшить давление»

Вопрос учителя: «Видите, в жизни каждому приходиться то увеличивать, то уменьшать давления»

Тема «Способы изменения давления»

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся.  На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом.  Сначала учителем создаётся проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками.  На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок. Побуждающий диалог может потребовать применения наглядных и технических средств обучения.

Например, урок информатики в 5-м классе по теме «Графический редактор»

Вопрос учителя: «Введите в компьютер предложение» (Диктует)

Задание на известный материал. Легко выполняют задание.

Вопрос учителя: « Каким редактором вы сейчас воспользовались?»

Ответ учащихся: «Мы использовали текстовый редактор»

Вопрос учителя: «Введите в компьютер этот рисунок» (Предлагает рисунок)

Задание на новый материал. Испытывают затруднение (Проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию противоречия

Вопрос учителя: «Вы смогли выполнить задание?

Ответ учащихся: «Нет, не смогли»

Вопрос учителя: «В чём затруднение?»

Ответ учащихся: «Мы такого ещё не изучали»

Вопрос учителя: «Чем это задание не похоже на предыдущее?»

Ответ учащихся: «Здесь нужна программа для введения рисунков, а не текстов» (Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

Вопрос учителя: «Какой возникает вопрос?»

Ответ учащихся: «С помощью какой программы вводят изображения?»

Вопрос учителя: «Такая программа называется «Графический редактор». Значит, какая будет тема урока?

Ответ учащихся: «Графический редактор» (Проблема как тема)

Фиксирует тему урока на доске.

Приём «Работа над понятием» 

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока.

Например, тема урока в 7 классе " Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия". Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.

В заключении хочется сказать, что важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для каждого обучающегося. Считаем, что целеполагание у детей не может возникать просто так. Для того, чтобы ученик сам поставил перед собой какую-то учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке.  Работая над формированием действия целеполагания, мы увидели, что без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик не ощущает себя субъектом, это угнетает его психическую деятельность, и, таким образом, негативно сказывается не только на результатах обучения, но и на здоровье.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмалов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмалова. — М.: Просвещение, 2010.
  3. Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.
  4. Технология целеполагания урока. Г. О. Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
  5. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. — М., АПК и ПРО, 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы целеполагания на уроках открытия новых знаний на уроках физики Выполнила: учитель физики и информатики Лёвкина Н.М.

Слайд 2

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека

Слайд 3

Универсальные учебные действия личностные коммуникативные познавательные регулятивные

Слайд 4

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ц елеполагание; п ланирование деятельности; п рогнозирование результата; к онтроль; к оррекция; о ценка; в олевая саморегуляция .

Слайд 5

Приёмы по формированию действия целеполагания: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Яркое пятно», « Исключение», « Моделирование жизненной ситуации», «Группировка», «Собери слово», «Проблема предыдущего урока», «Демонстрация множественности смыслов слова», «Проблемная ситуация», «Индуктор».

Слайд 6

Приём «Яркое пятно» Рис. 1. Схемы соединения проводников 1. 2. 3. 4. Урок физики в 8 классе по теме « Параллельное соединение проводников »

Слайд 7

Приём «Проблемная ситуация» Подводящий диалог Урок физики в 7 классе по теме «Способы изменения давления» Побуждающий диалог урок информатики в 5-м классе по теме «Графический редактор»

Слайд 8

Приём «Работа над понятием» Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока. У рок в 7 классе «Энергия . Потенциальная и кинетическая энергия»

Слайд 9

Вывод: Целеполагание у детей не может возникнуть просто так. Для того, чтобы ученик сам поставил перед собой какую-то учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс...