Рабочая программа по физике для 7 класса
учебно-методический материал по физике (7 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_kl.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

.

Республика Татарстан

Апастовский  муниципальный район

 МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

Рассмотрено                                           Согласовано                               Утверждено

на заседании ШМО                              зам. дир. по УВР                         директор школы

рук. ШМО   ________                        ________М.Р.Вафина                   _________З.А.Хаева

прот. № __ от _______20__г.            _________20__г.                           приказ №___ от _______20__г.

Рабочая программа

по физике

для 7 класса

                                                                        Учитель физики

                                                                                           высшей квалификационной                            

                                                              категории

                                                                                              Каюмовой Рокии Фаратовны

н.п.жд.ст. Каратун,

 2014 год

    Пояснительная записка

Данная рабочая программа по физике в 7 классе составлена на основании следующих документов:

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

- Закона Республики Татарстан  от 22 июля 2013 г. № 68 – ЗРТ «Об образовании»;

- Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» № 126-ФЗ от 24.07.1998 г. (в действующей редакции);

- Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443РТ от 18.07.2004 г.

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным  программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015;  

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. №1897, зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011г., регистрационный номер 19644;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г. №1089)

- федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- письма МОиН РТ от 23.06.2012г. №7699/12 «Об учебных планах для I-IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования;

- приказа МОиН РТ от 09.07.2012г. №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;

-Письма МО и Н РТ «Об учебных планах в 2014-2015 учебном году» № 11005/14 от 08.07.2014 г.

Учебный план обсуждён и принят на заседании педагогического совета школы (протокол № 1от 27.08.2014 г.)

Общая характеристика учебного предмета

 Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего   образования   направлено   на   достижение   следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием  информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В результате изучения физики  7 класса ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
  • уметь:
  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

  Всего 70 часов, 2 ч в неделю

Физика и физические методы изучения природы (4 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

.

 Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела .Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.Три состояния вещества.

Взаимодействие тел. (21 час.)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

 Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.

Давление твердых тел, жидкостей и газов. (25 час)

Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

.

Работа и мощность. Энергия. (12 часов.)

Работа. Мощность. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

                             

Перечень обязательных лабораторных и контрольных работ

Лабораторные работы

Лабораторная работа№1 Определение цены деления измерительного прибора

Лабораторная работа№2 Измерение размеров малых тел. Лабораторная работа№3 Измерение массы тела на рычажных весах.

Лабораторная работа№4.Измерение объема тела.

Лабораторная работа№5.Измерение плотности твердого вещества.

Лабораторная работа№6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Лабораторная работа№7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Лабораторная работа№8 Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Лабораторная работа№9 Выяснение условия равновесия рычага.

Лабораторная работа№10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Контрольные работы:

Контрольная работа №1 «Механическое движение, масса тела, плотность вещества»

Контрольная работа №2 по теме «Сила. Равнодействующая сил»

Кратковременная контрольная работа №3по теме «Давление. Закон Паскаля.

Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Давление в жидкости и газе»

Контрольная работа №5 по теме: «Давление твердых тел. Жидкостей и газов»

Контрольная работа №6 по теме «Работа и мощность»

Критерии и нормы оценки знаний учащихся:

Контрольные работы:

Оценка «5» ставится за правильное решение всех задач. Оценить работу на отлично  можно и в том случае, если будет допущен один недочет (используются не очень точные термины при ответе на логическую задачу, получен, но не выписан отдельно ответ в задаче, допущена одна ошибка в вычислениях, в одном из ответов не указана единица измерения физической величины).

Оценку «4»  можно поставить при наличии одной ошибки, одной ошибки и одного недочета или двух недочетов( если неправильно вычислен ответ и допущена ошибка в единицах измерения, если не обоснована логическая задача, небрежное оформление работы).

Оценка «3» ставится если решены более половины работ, если ученик записал все необходимые формулы для решения расчетных задач, но не выполнял вычисления и не ответил на вопрос, если полностью решена одна из трех задач, а в другой указан ход решения(записана формулы), при наличии одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставят в том случае, если решена только одна задача, а к решению остальных задач ученик не приступил или в их решении допустил грубые ошибки.

 Оценка выполнения заданий текущего контроля

(тестовые проверочные работы).

 Оценка «5» Ответ содержит 90-100%элементов знаний.

Оценка «4» Ответ содержит 70-89% элементов знаний.

Оценка «3  Ответ содержит 50-69% элементов знаний.

Оценка «2»  Ответ содержит менее 50% элементов знаний.

 Критерии оценивания лабораторной работы:

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений, самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдает требования правил техники безопасности, правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены все требования к оценке «5», но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной ее части позволяет получить правильный результат и вывод, или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов, или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка устного ответа

Оценка «5». Знание формул, законов, правил , понятий, понимание причинно-следственных связей, приводит примеры связи теории с практикой, умеет пользоваться учебным материалом. Ответ полный и правильный на основании изученных теорий, при этом допущена одна несущественная ошибка, исправленная по указанию учителя.

Оценка «4». То же, что и на оценку «5», но при этом учащийся допускает две-три несущественных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» Знание основных формул, законов, правил, понятий. Ответ содержит не менее половины элементов знаний или при полном ответе допущена одна грубая ошибка

Оценка «2». Ответ содержит менее половины элементов знаний , при этом допущено несколько существенных ошибок.

Список литературы:

1)Основная: 

Учебник  А.В. Перышкин «Физика. 7класс» Москва «Дрофа» 2008г

Сборник задач по физике, составители В. И. Лукашик, Е. В.Иванова

  Москва, «Просвещение», 2008.

2)Дополнительная литература

Контрольные работы по физике, составители Н. К. Гладышева, А.Т. Глазунов, Е. М. Гутник, Москва, «Просвещение»

Контрольные и проверочные работы по физике, составители О.Ф. Кабардин, С. И. Каба рдина, В. А. Орлов., Москва, «Дрофа», 2000

Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы по физике, составитель Л. А. кирик., Москва, «Илекса», 2004

3)Литература для учителя

1 .Сборник нормативных документов «Физика» Мин обр РФ Москва «Дрофа 2007»

Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев

               а) Примерные программы по физике

               б) Федеральный компонент государственного стандарта

2. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика.  7 класс»,  составители Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова,  Москва, Дрофа, 2001

 3. Национально-региональный компонент в курсе физики средней школы,

  составители Галеева Р. М, Каюмова Р. М., Казань, 2004, ИПКРО      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.

Предлагаю рабочую программу к учебнику  "Физика-7", автор А. В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое   планирование  составлено  на  основе стандарта РФ основного общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...