Урок физики "Тепло переданное через века"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Ирина Вячеславовна Рубашкина

Тема: Тепло, переданное через века.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Место урока в общеобразовательном процессе: 8 класс, урок в теме «Тепловые явления»

Главная дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала посредством решения задач практической направленности.

Главная учебная проблема урока: расширение области применения знаний по теме «Виды теплопередачи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.28 МБ
Файл конспект урока135.07 КБ
Файл самоанализ урока17.17 КБ
Файл карточки800.13 КБ
Файл рефлексия23.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ирина Вячеславовна Рубашкина Учитель физики МБОУ СОШ № 44

Слайд 2

Тема: Тепло, переданное через века.

Слайд 3

Теплопроводность Конвекция Излучение Виды Теплопередачи

Слайд 4

Цель: Научиться видеть и объяснять виды теплопередачи в окружающем мире .

Слайд 5

Русская сказка “Лисичка - сестричка и серый волк” Вопрос: Каким путем покинуло тепло хвост волка?

Слайд 6

Алтайская сказка “ Горностай и заяц”. Вопрос: Влияло ли на нагревание воды то, что котел был покрыт “ ста слоями сажи”?

Слайд 7

Байка о тетереве. Вопрос: Что спасло тетерева от холода во время ночевки в снегу?

Слайд 8

1 2 3 4

Слайд 9

5 6 7 8

Слайд 10

Картошка. Вопрос: Что можно сказать о теплопроводности картофеля и земли на основании этого опыта?

Слайд 11

Русская печь

Слайд 13

«Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» Леонардо де Винчи



Предварительный просмотр:

Тема: «Тепло, переданное через века».

1 Здравствуйте, прежде чем мы начнем занятие, давайте познакомимся. Меня зовут, Ирина Вячеславовна, я преподаю физику школе №44. (1 слайд)

Итак, тема: Тепло, переданное через века.(2 слайд) Ну, а о чём сегодня пойдет речь, мы с вами выясним в ходе экспериментов. А также заполним схему. (3 слайд)

1 опыт:

а) зажжём спиртовку;

б) я беру полоску бумаги, заворачиваю в неё алюминиевый цилиндр и начинаю нагревать на пламени спиртовки;

в) почему бумага не горит?

Объясните результат эксперимента. Высказываем предположения.

(Алюминий - металл. Как и все металлы, она обладает хорошей теплопроводностью и отводит тепло от бумаги. Поэтому бумага не горит.)

Итак, первое явление мы назвали - ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ. (анимация на 3 слайде)

2 опыт

Следующий эксперимент я предлагаю вам провести в парах. Обратите внимание, перед вами штатив на котором висит птичка из фольги. Подумайте, как заставить эту птичку летать, не прикасаясь к ней руками, а также не дуть. (Ребята предлагают варианты. Из всех ответов наиболее верными были ответы у следующих учащихся…)

Проверим ваши предположения.

  1. Возьмите коробки в руки, зажигаем спички правильно.
  2. Зажгите свечу.
  3. Наблюдайте за птичкой.

Какое явление вы наблюдали?

(При горении свечи возникают восходящие конвекционные потоки, которые и вызывают движение птички)

Вот ещё одно физическое явление-КОНВЕКЦИЯ. (анимация на 3 слайде)

3 опыт мы посмотрим на экране. Видеофильм «Излучение»

Прошу вас прокомментировать увиденное.

(Первым отпадает гвоздь с чёрной стороны, так как чёрные поверхности больше поглощают энергию, падающего на них излучения, чем белые)

Значит, сейчас мы наблюдали?.......-ИЗЛУЧЕНИЕ. (анимация на 3 слайде)

Обобщим: Теплопроводность, Конвекция, Излучение – это что?

(Виды теплопередачи) (анимация на 3 слайде) Ребята, так как этот материал вы уже изучали ранее…

Цель нашего урока: Научиться видеть и объяснять виды теплопередачи в окружающем мире.

2 Перед вами карточки – задания, в которых нужно определить о каком виде теплопередачи идет речь. Пожалуйста, приступайте.

Карточки:

1 Русская сказка «Лисичка – сестричка и серый волк».

Вопрос: Каким путем покинуло тепло хвост волка? (Излучением, теплопроводность жидкостей невелика)

2 Алтайская сказка «Горностай и заяц».

Вопрос: Влияло ли на нагревание воды то, что котёл был покрыт «ста слоями сажи»? (Да, так как сажа пористая, в порах воздух - низкая теплопроводность. Нагревание воды будет происходить медленнее)

3 Байка о тетереве.

Вопрос: Что спасло тетерева от холода во время ночёвки в снегу?

(Рыхлый снег содержит воздух и обладает низкой теплопроводностью, поэтому тепло сохраняется)

4 Какие виды теплопередачи показаны на картинках?

  1. Труба:  Утеплитель для труб - стекловата, минеральная вата, базальтовая, пенополиуретан - низкая теплопроводность.
  2. Самовар: Нагревание воды – конвекция, самовар и чашки – теплопроводность.
  3. Вуаль: Удерживает воздушный слой около лица, который из-за низкой теплопроводности защищает лицо от холода или перегрева летом.
  4. Солнце: Солнечное излучение.
  5. Теплица: Стекло или плёнка хорошо пропускают видимое солнечное излучение, которое попадая на тёмную почву, нагревает её. Но хуже пропускает невидимое излучение,  испускаемое нагретой поверхностью земли. Также плёнка препятствует движению тёплого воздуха вверх, т.е. осуществлению конвекции.
  6. Мех: мех животных из-за низкой теплопроводности предохраняет их от охлаждения зимой и перегрева летом.
  7. Батарея: Нагревание и охлаждение жилых помещений основано на явлении конвекции.
  8. Термос: Лишённое воздуха пространство между стенками почти не проводит тепло. Металлический (зеркальный слой) отражает и препятствует передаче энергии излучением.

5 Картошка

Вопрос: Что можно сказать о теплопроводности картофеля и земли на основании этого опыта? (Картофель и земля обладают низкой теплопроводностью)

3 Сайт «Физика у костра»

 Всем известно, что издавна человека завораживает огонь! Многие любят смотреть на пламя костра. Это успокаивает…красиво и опасно!

Специально для нашего урока я создала сайт «Физика у костра»

Здесь вам предлагается текст физического содержания.

Задание: Необходимо вставить в текст недостающие по смыслу слова. Озаглавьте его.

Такой же текст у вас на столах. Кто- нибудь хочет поработать сразу у доски?

Название текста: Виды теплопередачи у костра

Человек приручил огонь не менее двух миллионов лет назад. Он поместил его в своё жилище. Сначала это был обычный костёр посреди чума, который назывался очагом. Совершенствуя своё жилище, люди не забывали и об очаге. Вот так и появилось чудо – «Русская печь». В народном сознании русская печь – тепло, благополучие, надёжность, сытость, защита, основательность. И что интересно печь, напрямую связанна с хозяйкой дома. Не случайно мастера, приходившие строить печь, прежде всего, усаживали хозяйку дома на табурет и проводили замеры. Именно рост хозяйки дома, ширина плеч, длина от локтя до кончиков вытянутых пальцев – служили отправной точкой для определения размеров печи. Получается, каждая русская печь – это своеобразный портрет наших бабушек.

Какой материал традиционно использовали для русских печей? (Кирпич)

Почему? (Низкая теплопроводность) Кто знает, чем обеспечивается плохая теплопроводность кирпича? (Пористый. Содержит воздух)

Перед вами схема формирования керамического кирпича, объясняющая его пористость. Составьте рассказ.                       

Способ формирования керамического представляет собой смесь глины, песка и мелких опилок, их выливают в нужную форму, сушат, а потом обжигают при 1000ͦ С. Опилки сгорают полностью. Так и получаются  многочисленные поры, которые заполняются воздухом.

Предложите способ, как на опыте убедиться, что кирпич пористый?

(Опустить кирпич в воду и наблюдать появление пузырьков воздуха)Демонстрируем

Еще один способ продемонстрирует вам видеофильм.

Поставьте кирпич на меньшую грань. К двум противоположным сторонам при помощи воска или пластилина прикрепите две одинаковые стеклянные или пластмассовые воронки. Остальную часть кирпича закрасьте масляной краской. На воронки наденьте две резиновые трубки: одну короткую со стеклянным наконечником, например от пипетки, другую длинную без наконечника. Продувайте через длинную трубку воздух, а к другой поднесите свечу. Вы увидите, что пламя будет отклоняться и может даже погаснуть. Следовательно, воздух проходит через поры кирпича.

4 Тяга в трубах

Откройте учебник на стр.179 «Примеры теплопередачи в природе и технике». Найдите в тексте ответ на вопрос: Что обеспечивает горение топлива в печке и её нормальную работу?

Горение топлива без притока свежего воздуха невозможно. И для того, чтобы огонь в нашей печи хорошо горел, на практике используют естественный приток воздуха – тягу. Для усиления тяги на печке обязательно имеется труба. Воздух в трубе при горении нагревается, а значит, его плотность уменьшается. Следовательно, давление воздуха, находящегося в топке и трубе, становится меньше давления наружного воздуха. Возникает разность давлений. Вследствие разницы давлений холодный воздух поступает в топку, а тёплый поднимается вверх.

Хорошо, значит для обеспечения хорошей тяги, необходима труба.

Давайте выясним, как зависит тяга от длины трубы.

Для этого возьмем две металлические трубы разной длины, расположим их поочерёдно над струйкой дыма. Наблюдаем.

Делаем вывод: Тяга лучше в длинной трубе.

5 Тест

Итак, мы сегодня с вами научились находить и объяснять виды теплопередачи в литературных произведениях, в природе, быту. А сейчас проверим уровень усвоения материала. Предлагаю выполнить небольшой тест. Проверим. Поменяйтесь работами с соседом по парте. Оцените работу своего товарища.

 Пять заданий верно- - отметка «5»

Четыре задания верно – отметка «4» и т.д.

Наш урок подошёл к концу. Спасибо вам, что были активны и не боялись высказывать свою точку зрения. На своих столах вы найдете два небольших листка. Один вы забираете домой, потому что на нем ваше домашнее задание. «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться». Леонардо де Винчи. Ваше задание заключается в том, чтобы разгадать секрет фокусника, проходящего по углям. На втором листочке напишите, пожалуйста, ваше мнение об уроке и сдайте его мне.

 

 

         



Предварительный просмотр:

Тема: Тепло, переданное через века.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Место урока в общеобразовательном процессе: 8 класс, урок в теме «Тепловые явления»

Главная дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала посредством решения задач практической направленности.

Главная учебная проблема урока: расширение области применения знаний по теме «Виды теплопередачи».

Задачи:

Образовательная:

  • актуализировать имеющиеся знания школьников по теме;
  • расширить кругозор учащихся в области практического применения физики

Развивающая:

  • продолжить формирование у обучающихся ключевых умений, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – анализировать и обрабатывать информацию, сравнивать, выделять проблему, искать решение, делать выводы;

Воспитывающая:

  • способствовать развитию познавательного интереса к предмету, расширению кругозора учащихся, умения излагать свою точку зрения;
  • формировать понимание необходимости знаний для правильного объяснения явлений в окружающем нас мире;

Методы обучения:

  • объяснительно – иллюстративный;
  • частично – поисковый;
  • наглядно – иллюстративный;
  • практический;

Формы работы с уч-ся: коллективные, индивидуальные; фронтальные;

Межпредметные связи: история, литература

Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий для проведения урока, смена видов деятельности, соблюдение санитарно – гигиенических требований, ТБ.

Планируемые результаты:

Личностные

  • формирование положительной учебной и социальной мотивации;

Предметные

  • формирование умения различать виды теплопередачи;

метапредметные

  • познавательные УУД (формировать навыки анализа, сравнения, обобщения)
  • регулятивные УУД (научить работать с информацией, планировать свои действия)
  • коммуникативные УУД (научиться выслушивать друг друга, сотрудничать и делать совместные выводы)

Представленный урок физики проводится в 8 классе при изучении главы «Тепловые явления», после рассмотрения видов теплопередачи.

Для преодоления трудностей при изучении темы я широко использую демонстрационный и лабораторный эксперимент, привлекаю примеры из жизни, быта, природы и производства. При проведении урока в такой форме оптимально сочетаются наглядно – образные, словесно – логические и практические способы предъявления учебного материала. Повышается плотность урока – информативная, деятельностная. На уроке обеспечена смена деятельности учащихся, что не дает им уставать и снижать внимание, реализует принцип взаимопомощи при проведении эксперимента. На уроке применяются разные приёмы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, применение наглядности и технических средств.  Осуществляется организация работы по развитию речи: словесно представить результаты эксперимента и сделать необходимые выводы. Темп урока был достаточно быстрым, но он соответствует уровню класса. Обратная связь выражалась в ответе учащимися на поставленные вопросы, контролем за их деятельностью. На уроке для получения информации у ребят были задействованы следующие каналы – слуховой, зрительный. Преобладающий вид мышления – логический.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Поэтому на уроке я формировала следующие УУД:

  • познавательные УУД (формировать навыки анализа, сравнения, обобщения)
  • регулятивные УУД (научить работать с информацией, планировать свои действия)
  • коммуникативные УУД (научиться выслушивать друг друга, сотрудничать и делать совместные выводы)



Предварительный просмотр:

Задание

http://almovie.ucoz.com/papaka/lisa-i-volk-300x244.jpg

Из русской сказки “Лисичка - сестричка и серый волк”. Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: “ Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка и мала и велика!”. Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает: “ Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни волчий хвост!”. Хвост и примерз.

Вопрос:

Каким путем покинуло тепло хвост волка? (какие виды теплопередачи здесь наблюдаются?)


Задание

 Из алтайской сказки “ Горностай и заяц”. Молча думал свою думу мудрый медведь. Перед ним жарко трещал большой костер, над огнем на железном треножнике стоял золотой котел с семью бронзовыми ушками. Этот свой любимый котел медведь никогда не чистил: боялся, что вместе с грязью счастье уйдет, и золотой котел был всегда ста слоями сажи как бархатом покрыт.

Вопрос:

 Влияло ли на нагревание воды то, что котел был покрыт “ ста слоями сажи”?

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=22107691-63-72&n=21              http://hulinar.ru/wp-content/uploads/2010/04/d0bad0bed182d0b5d0bbd0bed0ba-1.jpg


http://vseskazki.su/images/teterev.jpgЗадание

Байка о тетереве. 

Захотел тетерев дом строить.

Подумал-подумал:
«
Топора нет, кузнецов нет — топор сковать некому».

Некому выстроить тетереву домишко.

«Что ж мне дом заводить? Одна-то ночь куда ни шла!»

Бултых в снег!

В снегу ночку ночевал, поутру рано вставал, по вольному свету полетал, громко, шибко покричал, товарищей поискал. Спустился на землю, свиделся с товарищем.

Они играли, по кусточкам бродили, местечко искали, гнёздышки свивали, яичушки сносили и деток выводили.

С детками они во чисто поле ходили, деток мошками кормили, на вольный свет выводили и по вольному свету летали и опять зимой в снегу ночевали.

«А одна-то ночь куда ни шла! Чем нам дом заводить, лучше на берёзыньках сидеть, во чисто поле глядеть, красну весну встречать, шулдар-булдары кричать!»

Вопрос: Что спасло тетерева от холода во время ночевки в снегу?

http://nature.baikal.ru/phs/norm/24/24739.jpg

Укажите, какие виды теплопередачи представлены на картинках.

http://artilon.ru/wp-content/uploads/2010/12/IMG_0177.jpg1     http://chelmusart.ru/files/images/samovar450.jpg 2

 http://www.rusalbom.ru/files/gallery/view/13-1277370808.jpg 3                http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/81/641/81641151_3365178_svet1.jpg 4

 

Укажите, какие виды теплопередачи представлены на картинках.

http://www.gs.by/get_img?ImageId=77315   http://sobaker.ru/wp-content/uploads/2013/03/haski.jpg 6

http://saratovlive.ru/content/doska/other/9322.jpg7   http://www.toptom.ru/images/big/92415-60x60.jpg8


Задание

Картошка.

Очень вкусна печенная на костре картошка. Чтобы испечь на костре картошку, её помещают в слой золы и углей. http://www.sovetovo.ru/wp-content/uploads/2012/07/kartohka-na-kostre-300x227.jpg

С картошкой у костра можно проделать следующий поучительный опыт: когда костер почти прогорит, разгребите его, крупную картофелину наполовину закопайте в землю, а сверху засыпьте золой и горячими углями от костра. Через некоторое время вытащите картофелину из костра и проверьте, как она испеклась. Окажется, что верхняя часть картофелины испеклась хорошо, а нижняя - совсем сырая. http://fuskir.narod.ru/potet.jpg

Вопрос: Что можно сказать о теплопроводности картофеля и земли на основании этого опыта?

 



Предварительный просмотр:

Урок физики: Тепло, переданное через века.

1 Мне было интересно узнать………………………………………………………………..

2  Подчеркни какие виды работы тебе понравились: эксперименты, видеофильмы, работа с карточками, текст на сайте «Физика у костра», схема формирования кирпича, самостоятельная работа-тест, рассказ учителя о русской печке, домашнее задание, все.

4 Своё мнение………………………………………………………………………………….

Урок физики: Тепло, переданное через века.

1 Мне было интересно узнать………………………………………………………………..

2  Подчеркни какие виды работы  тебе понравились: эксперименты, видеофильмы, работа с карточками, текст на сайте «Физика у костра»,схема формирования кирпича, самостоятельная работа-тест, рассказ учителя о русской печке, домашнее задание, все.

4 Своё мнение………………………………………………………………………………….

Урок физики: Тепло, переданное через века.

1 Мне было интересно узнать………………………………………………………………..

2  Подчеркни какие виды работы тебе понравились: эксперименты, видеофильмы, работа с карточками, текст на сайте «Физика у костра»,схема формирования кирпича, самостоятельная работа-тест, рассказ учителя о русской печке, домашнее задание, все.

4 Своё мнение………………………………………………………………………………….

Урок физики: Тепло, переданное через века.

1 Мне было интересно узнать………………………………………………………………..

2  Подчеркни какие виды работы тебе понравились: эксперименты, видеофильмы, работа с карточками, текст на сайте «Физика у костра»,схема формирования кирпича, самостоятельная работа-тест, рассказ учителя о русской печке, домашнее задание, все.

4 Своё мнение………………………………………………………………………………….


Домашнее задание.

«Природа так обо всём позаботилась,

Что повсюду ты находишь, чему

Учиться»    

Леонардо де Винчи

«Хождение по углям»

- это не что иное, как пример тепловых процессов. Используя Интернет – ресурсы  http://www.glunews.ru/news/Investigation/5516.html

http://whymagic.ru/razn/287-hogdenie-po-ygliam

   раскройте  секрет фокусника.

Домашнее задание.

«Природа так обо всём позаботилась,

Что повсюду ты находишь, чему

Учиться»    

Леонардо де Винчи

«Хождение по углям»

- это не что иное, как пример тепловых процессов. Используя Интернет – ресурсы  http://www.glunews.ru/news/Investigation/5516.html

http://whymagic.ru/razn/287-hogdenie-po-ygliam

   раскройте  секрет фокусника.

Домашнее задание.

«Природа так обо всём позаботилась,

Что повсюду ты находишь, чему

Учиться»    

Леонардо де Винчи

«Хождение по углям»

- это не что иное, как пример тепловых процессов. Используя Интернет – ресурсы  http://www.glunews.ru/news/Investigation/5516.html

http://whymagic.ru/razn/287-hogdenie-po-ygliam

   раскройте  секрет фокусника.

Домашнее задание.

«Природа так обо всём позаботилась,

Что повсюду ты находишь, чему

Учиться»    

Леонардо де Винчи

«Хождение по углям»

- это не что иное, как пример тепловых процессов. Используя Интернет – ресурсы  http://www.glunews.ru/news/Investigation/5516.html

http://whymagic.ru/razn/287-hogdenie-po-ygliam

   раскройте  секрет фокусника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помните! Через века, через года!

Мероприятие повящено годовщине победы в Великой Отечественной войне....

Классный час" Помните, через года, через века ..."

Мероприятие посвящено Дню победы в Великой Отечественной войне.Звучат стихи и музыка известных советских поэтов и композиторов  о войне.Содержится информация о Набережных Челнах в годы войны....

Очерк для газеты. "Помните! Через века, через года"

Очерк для газеты написан ученицей 10 класса Павловой Наталией в 2011 г. Он посвящен митингу Памяти 22 июня. Он проходил у памятника погибшим в годы Великой  Отечественной войны ватутинцам в 3 ч 3...

исследовательская работа на тему "Через года, через века - помните"

Исследовательская работа, которую мы готовили на научно-практическую конференцию "Юные исследователи Забайкалья". Работа посвящена участнику Сталинградской битвы - Лумпову Василию Алексеевичу....

Урок в 3 «В» классе по теме:«Через века, через года – помните!» 70 лет Победы

Через  века, через года –  помните!О тех, кто уже не придет никогда, – помните!Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, – помните!(Р. Рождественский)...

Урок мужества "Через века, через года помните!"

Урок для 5-9 классов посвящен героям Сталинградской битвы и ВОВ....

"Через столетья, через века Вашей профессии быть на века!"

Сценарий праздничного мероприятия посвященного дню Учителя...