"Наглядная геометрия." 6кл,Учебный курс
элективный курс по физике (6 класс) на тему

Лущ Валерий Иванович

"Наглядная геометрия." 6кл,Учебный курс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М. Р. Абросимова»

«Согласовано»

Руководитель  МО

                 /Фильшина Р.М. /

Протокол № 1

от «23» августа 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР 

________/Анисенкова В.В./

«29» августа 2012 г.

«Утверждаю»

Директор школы

____________ /Билецкая Т.Д./

Приказ № 281

от «31» августа 2012г.

Рабочая программа по учебному курсу «Наглядная геометрия»

основного общего образования

6Б класса(базовый уровень)

                          Разработчик: учитель математики

Лущ Валерий Иванович

2012г.

2.Пояснительная записка

   Рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» предназначена для работы в

6 «Б» классе общеобразовательной школы.

       Основой данной рабочей программы по наглядной геометрии для 5-6-х классов является авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю.Ходот «Наглядная геометрия»

( Математика. Наглядная геометрия: кн.для учителя:5-6кл./Т.Г.Ходот,А.Ю.Ходот.О.А.Дмитриева.-М.:Просвещение,2009

      Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

      Однако именно сочетание упомянутых составляющих становится для многих детей непреодолимым препятствием успешному освоению предмета. Так, ученики VII класса должны одновременно и знакомиться с новыми фигурами, усваивая их основные свойства, накапливая и связывая между собой геометрические представления, и овладевать геометрической терминологией, приобретать навыки доказательства утверждений, сталкиваясь с необходимостью не только говорить, но и думать на новом для себя научном языке. По нашему убеждению и по опыту многих учителей, разумное разделение этих трудностей способствует успешному усвоению школьниками геометрии.  Одним из способов такого разделения является двукратное изучение курса геометрии.

        Первая ступень изучения — интуитивная — основана на системе общих представлений о фигурах (свойствах, классах, действиях и т.д.). Иначе эту ступень можно рассматривать как визуальную (наглядную), а систему представлений - как набор образов, готовых к актуализации в повседневной жизни, творчестве, познавательной деятельности, в частности в дальнейших более серьезных занятиях геометрией. Это — ядро, сердцевина геометрического образования, формируемое вне зависимости от программы, учителя, отношения ученика к предмету.

         Основы системы геометрических представлений заложены в человеке самой природой и развиваются, начиная с первых дней его жизни. Школьная геометрия может и должна укрепить это ядро, заполнив пустоты в системе представлений, сделав ее универсально функциональной, непротиворечивой, пополняемой в процессе продолжения образования. В школе это ядро наращивается за счет остаточных знаний при изучении предмета, а в дальнейшем - за счет бытовых и профессиональных навыков и опыта, являясь существенным элементом общей образованности и культуры.

        Вторая ступень — логическая, опирающаяся на первую, построена на системе абстрактных терминов, понятий, высказываний не только об объектах (фигурах), но и о логических операциях, задачах и методах их решения, научных теориях. Эту ступень геометрического образования удается преодолеть далеко не всем учащимся (особенно без предварительного уверенного “взятия” первой ступени), и зачастую не столько из-за отсутствия у них математических способностей, сколько из-за отсутствия мотивации в ее преодолении.

      Сегодня в школе геометрия обрушивается на учащегося лавиной совершенно чуждых его “гуманитаризированному” сознанию терминов и логических конструкций, вызывая мотивационный вакуум. Интуитивная геометрическая база среднего ученика настолько скудна и бессвязна, а методические возможности среднего учителя по ее актуализации и формированию настолько несовершенны, что в целом можно говорить о “геометрическом коллапсе”, наблюдающемся в российской школе. В итоге после ее окончания уровень общих геометрических представлений ученика почти не меняется по сравнению с дошкольным, а пополняется лишь обрывками знаний, относимых нами ко второй ступени.

       Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.

Цели курса “Наглядная геометрия”

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

  • развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
  • формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).

Задачи курса “Наглядная геометрия”

       Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.

       Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”.

                 На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.

               Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.

         

      Рабочая программа рассчитана на 35  учебных часов в год (1 час в неделю). Так как авторская программа рассчитана на 32 учебных часа в год, то распределение учебного времени  было увеличено на составление творческих работ учащихся в количестве 3 часов.

Тема

Кол-во часов

 

Взаимное расположение прямых на плоскости. Симметрия

9

 

Многогранники

9

 

Точки на координатной плоскости

5

 

Замечательные кривые

9

Творческие работы учащихся

3

Итого

35

3.Требования к уровню подготовки учащихся:

  • знать: простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур.
  • уметь: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертку куба

4.Календарно-тематическое планирование

Тема урока

№ пункта

Дата проведения

Взаимное расположение прямых на плоскости. Симметрия (9 часов)

По плану

фактическая

1-3

Симметричные фигуры. Симметрия помогает решать задачи

29,32

4-5

Зеркальное отражение

28

6-7

Параллельность и перпендикулярность

20

8-9

Параллелограммы

21

Многогранники (9 часов)

10-11

Правильные многогранники

8

12-13

Фигурки из кубиков и их частей

19

14

Геометрический тренинг

14

15-16

Окружность

13

17-18

Одно важное свойство окружности

33

Точки на координатной плоскости (5 часа)

19-21

Координаты… Координаты… Координаты…

22

22

Зашифрованная переписка

17

23

Лабиринты

26

Замечательные кривые (9 часов)

24-26

Замечательные кривые

24

27-28

Кривые Дракона

25

29-30

Задачи, головоломки, игры

18

31-32

Геометрические головоломки

9

33-35

Защита творческих работ

5.Содержание программы учебного курса

Симметрия. Взаимное расположение прямых на плоскости. (9 часов)

Основная цель: познакомить учащихся с понятием симметрия, с видами симметрии, рассмотреть взаимное расположение прямых на плоскости.

Симметричные фигуры. Симметрия помогает решать задачи. Зеркальное отражение. Параллельность и перпендикулярность. Параллелограммы.

Многогранники (9 часов)

Основная цель: рассмотреть правильные многогранники, показать развертки правильных многогранников

Правильные многогранники. Фигурки из кубиков и их частей. Геометрический тренинг. Окружность. Одно важное свойство окружности.

Точки на координатной плоскости (5 часа)

Основная цель: познакомить с понятием координатной плоскости, рассмотреть игры связанные с координатами.

Координаты… Координаты… Координаты… Зашифрованная переписка. Лабиринты.

Замечательные кривые (9 часов)

Основная цель: познакомить поистине с замечательными кривыми, населяющими мир геометрии.

Замечательные кривые. Кривые Дракона. Задачи, головоломки, игры. Геометрические головоломки.

6.Формы  и средства контроля

Возможны различные подходы к выбору форм контроля оценки знаний. При выборе традиционного подхода к организации занятий вполне приемлема зачетная или тестовая форма. В конце каждого раздела курса можно использовать вопросно-ответные упражнения. При дифференцированном подходе можно оценивать по 5 бальной системе, с отметкой в классном журнале. Контрольные и самостоятельные работы берутся из книги для учителя.

В 6 «Б» классе будет использоваться дифференцированный подход по 5 бальной системе, с отметкой в классном журнале.

7.Перечень учебно-методических средств обучения.

1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5 – 6 класс. М.: Дрофа, 2000 г.

2.Математика. Наглядная геометрия: кн.для учителя:5-6кл./Т.Г.Ходот,А.Ю.Ходот.О.А.Дмитриева.-М.:Просвещение,2008

  1. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО “Школьная пресса”. Журнал “Математика в школе”, №7, 2006.

Лист корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядные пособия по теме: "Моделирование" из курса Информатика и ИКТ

Учебно-наглядные пособия изготовлены в едином стиле, позволяют наглядно и просто продемонстрировать аспекты темы: "Моделирование" изучаемой в 8-9 классе по программе Н.В. Макаровой. modelirovanie.jpg...

Тематическое планирование учебного курса для 5 класса"Наглядная геометрия"

Тематическое планирование в 5 классе учебного курса "Наглядная геометрия"(  учебное пособие "Наглядная геометрия-5-6"И. Ф. Шарыгина)...

Учебный курс "Наглядная геометрия" 5 класс

Рабочая программа элективного курса по математике "Наглядная геометрия" 5 класс...

Наглядное пособие по курсу «История средних веков». 6 класс. «Исторические кубики» / Методическое руководство/

Наглядное пособие "Исторические кубики" позволяет повторить на обобщающих уроках термины, даты, основные события истории средних веков в занимательной форме....

Рабочая программа по геометрии по учебному пособию Атанасян 10 класс

Рабочая программа по геометрии по учебному пособию Атанасян 10 класс 2 часа в неделю....

Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления через изучение наглядной геометрии

Выступление на первом съезде учителей математики Хабаровского края....

МОДУЛЬНЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» к учебной программе по геометрии

Данная программа составлена на основе учебника  по геометрии для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9» М.:Просвещение, 2019 , авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бут...