Рабочая программа по геометрии по учебному пособию Атанасян 10 класс
рабочая программа по геометрии (10 класс) по теме

Чечина Татьяна Андриановна

Рабочая программа по геометрии по учебному пособию Атанасян 10 класс 2 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

МБОУ СОШ №10 г. о. Коломна

Московской области

Рассмотрено:____________                           Утверждаю:___________________                                                                                                                                                                             

Руководитель  МО Мироненко Н.Г.               Директор школы   Черепнин И.И.                                                    

 

Рабочая программа

Предмет:

Геометрия

Класс: 10 «А»

Количество часов: 68

Тип программы: общеобразовательный

ФИО учителя: Чечина Татьяна Андриановна

2013- 2014 учебный год

Рабочая программа

на 2011-2012 учебный год

Количество часов по учебному плану на 2011-2012 учебный год     68 часов

Программа:

Примерная программа основного общего образования по математике.

Преподавание ведется по учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений:

 Геометрия, 10-11: Учеб.для общеобразоват. учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (Приложение к приказу МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089).
  2. Примерная программа основного общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011 / 2012 учебный год».
  4. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997).
  5. «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 № 103-3404).
  6. Школьный учебный план МОУ СОШ № 152 на  2011-2012 учебный год (приказ МОУ СОШ № 152 № 105 от 30.08.2011 г «Об утверждении учебного плана»)
  7. Положение образовательного учреждения о структуре и разработке рабочих программ (приказ МОУ СОШ № 105/3 от 28.10.2009 г.)
  8. Приложение к письму Министерства Образования и науки Челябинской области от 03.08.2009 № 103/3431 «О преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009 2010 учебном году».
  9. Приложение к письму Министерства Образования и науки Челябинской области от 28.06.2010 №103/3073 «О преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году».
  10. Приложение к письму Министерства Образования и науки Челябинской области от 18.07.2011 №103/4275 «О преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году».

Настоящая программа по геометрии  для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике.

Геометрия– один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Выбор системы обучения и УМК по предмету для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей, цели МАОУ СОШ № 152 г. Челябинска. В соответствии с законом «Об образовании» основной целью МАОУ СОШ № 152 является обеспечение высокого уровня преподавания предметов учебного плана, соответствующего условиям  государственных стандартов образования и требованиям современного информационного общества:

  • Соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
  • Соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации;
  • Завершенность учебной линии;
  • Обеспечение преемственности образовательных программ на разных ступенях обучения;
  • Возможность выбора современных подходов изучения литературы (деятельностный, коммуникативный и личностно-ориентированнный).

Выбранный учебник для изучения на базовом уровне курса геометрии в 10 классе общеобразовательной школы соответствует федеральным компонентам Государственного стандарта общего образования по математике.

Геометрия, 10-11: Учеб.для общеобразоват. учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.В соответствии с новым образовательным стандартом по математике в данный учебник внесены существенные дополнения, подготовленные С. Б. Кадомцевым и В. Ф. Бутузовым. Издание подготовлено под научным руководством академика А. Н. Тихонова. Учебник занял первое место на Всесоюзном конкурсе учебников по математике для средней общеобразовательной школы. Книга содержит 7 глав и 2 приложения, посвященные изображению пространственных фигур и  об аксиомах геометрии. В изложении материала учебника сочетаются наглядность и строгая логика. Основные геометрические понятия вводятся на основе наглядных представлений, что делает учебник доступным для самостоятельного изучения школьниками.. В учебнике содержится богатый задачный материал. Наряду с основными задачами в конце каждой главы даны дополнительные (комплексные) задачи, которые важны для понимания красоты геометрии, для развития эвристического и логического мышления учащихся. Эти задачи, как и задачи повышенной трудности по каждому классу, дают возможность учителю организовать индивидуальную работу с учениками, проявляющими особый интерес к геометрии, развить и повысить этот интерес. Ко всем задачам даны ответы, а к наиболее трудным задачам также и указания по их решению.

Контрольные работы по геометрии: 10 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна, В,Ф, Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрия10-11» / Ю.П.Дудницын, В.Л.Кронгауз. – М.: Издательство «Экзамен», 2009

Геометрия: дидакт. материалы для 10 кл. / Б.Г.Зив. – М.: Просвещение, 2008.

Данное пособие содержит самостоятельные и контрольные работы, а также математические диктанты.

Поурочные разработки по геометрии: 10 класс / Сост. В.А.Яровенко. – М.: ВАКО, 2010.Книга предназначена для учителей, преподающих геометрию в 10—11 классах по учебнику авторов Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева, Л. С. Киселевой, Э. Г. Позняка. Она написана в соответствии с методической концепцией этого учебника, полностью соответствует ему как по содержанию, так и по структуре.
Книга содержит контрольные и самостоятельные работы, карточки для устного опроса, комментарии и решения к наиболее сложным задачам, варианты тематического планирования.

     Программа составлена на основе обязательного минимума содержательной области образования «Математика», а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике. Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра.На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок-тест.Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме

Преподавание ведется  по учебнику

Геометрия, 10-11: Учеб.для общеобразоват. учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011. По рабочей программе – 68 часов (34 учебные недели).

Разделы и темы курса – 6 разделов (68 часов)

Тема

Количество часов рабочей программы

Количество фактически проведенных часов

Контрольные работы

1.

Введение

5

Зачет

2.

Параллельность прямых и плоскостей

15

Контрольные работы №1,2

3.

Перпендикулярность прямых и плоскостей

18

Контрольная работа № 3

4.

Многогранники

16

Контрольная работа № 4

5.

Векторы в пространстве

12

Контрольная работа № 5

6.

Повторение

2

Итого:

68

68

Учебно – методический комплекс

Учебник

Учебные пособия

Мониторинговый инструментарий

Для учителя

Для учащихся

1. Геометрия, 10-11: Учеб.для общеобразоват. учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.

1. Поурочные разработки по геометрии: 10 класс / Сост. В.А.Яровенко. – М.: ВАКО, 2010.

2. . Поурочные разработки по геометрии: 11 класс / Сост. В.А.Яровенко. – М.: ВАКО, 2012.

1. Геометрия: дидакт. материалы для 10 кл. / Б.Г.Зив. – М.: Просвещение, 2008.

2. . Геометрия: дидакт. материалы для 11 кл. / Б.Г.Зив. – М.: Просвещение, 2008.

1. Контрольные работы по геометрии: 10 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна, В,Ф, Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрия10-11» / Ю.П.Дудницын, В.Л.Кронгауз. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

2. Контрольные работы по геометрии: 11 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна, В,Ф, Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрия10-11» / Ю.П.Дудницын, В.Л.Кронгауз. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Программно-методический комплекс полностью соответствует требованиям Государственного  стандарта, входит в федеральный перечень учебников и учебных пособий на 2013-2014 учебный год и обеспечивает реализацию рабочей программы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты изучения курса «Геометрии» (требования к уровню подготовки выпускников) полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Учащиеся должны знать / понимать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

Тема: «Введение» (5 часов)

Федеральный компонент государственного стандарта:

Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Перпендикулярность прямых.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

Тема: «Параллельность прямых и плоскостей» (15 часов)

Федеральный компонент государственного стандарта: Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Параллельность плоскостей, признаки и свойства.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать взаимное расположение прямых в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • строить простейшие сечения куба,  тетраэдра;

Тема: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» (18 часов)

Федеральный компонент государственного стандарта:Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать взаимное расположение плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

Тема: «Многогранники» (16 часов)

Федеральный компонент государственного стандарта:

Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире. Сечения призмы, пирамиды. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Учащиеся должны уметь:

  • изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач
  • строить простейшие сечения призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей );

Тема: «Векторы в пространстве» (10 часов)

Федеральный компонент государственного стандарта:.

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

Тема: «Повторение» (2 часа)

Федеральный компонент государственного стандарта:Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Перпендикулярность прямых.Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Параллельность плоскостей, признаки и свойства. Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам. Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники.  Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.  Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.  Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире. Сечения призмы, пирамиды. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
  • Источники контрольно-измерительных материалов

№ п/п

Название

1.

2.

3.

Контрольные работы по геометрии: 10 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна, В,Ф, Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрия10-11» / Ю.П.Дудницын, В.Л.Кронгауз. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

 Геометрия: дидакт. материалы для 10 кл. / Б.Г.Зив. – М.: Просвещение, 2008.

Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самосоятельне и контрольные работы по алгебре и геометрии для 10 класса. – М.: ИЛЕКСА, - 2011.


Календарно-тематическое планирование по геометрии  в 10 классе.2 часа в неделю. 68 часов за год.

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Примечание

По планир.

Фактич.

1-2

Введение(5 часов)

Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии. Решение задач.

3-4

Следствия из аксиом из аксиом стереометрии. Решение задач.

5

Зачет по теме «Аксиомы стереометрии и следствия из них».

6

Параллельность прямых и плоскостей(15 часов)

Параллельность прямых в пространсте.

С-р

7-8

Параллельность прямой и плоскости. Решение задач.

9-10

Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми

С-р

С-р

11-12

Обобщение темы «Параллельность прямых, прямой и плоскости».

Контрольная работа №1.

13-14

Параллельность плоскостей. Свойства параллельных плоскостей.

15-16

Тетраэдр и параллелепипед

17-18

Решение задач по теме: «Построение сечений многогранников».

19-20

Обобщение темы «Параллельность плоскостей».

Контрольная работа  № 2 .

Перпендикулярность прямых и плоскостей

(18 часов)

С-р

21-22

Перпендикулярность  прямых в пространстве. Решение задач.

23-24

Параллельные прямые, перпендикулярные плоскости.

25-26

Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

Теорема о прямой, перпендикулярной плоскости.

С-р

27-28

Расстояние от точки до плоскости.

Теорема о трех перпендикулярах.

29-30

Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Решение задач.

С-р

31-31=2

Двугранный угол.

  Признак перпендикулярности плоскостей.

33-34

Прямоугольный параллелепипед.

35-36

Решение задач по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», «Теорема о трех перпендикулярах»

37-38

Обобщение темы «Перпендикулярность прямых и плоскостей».

Контрольная работа  № 3.

Многогранники (16 часов) 

39

Понятие многогранника.

С-р

40

Призма. Правильная призма.

41-42

Призма. Площадь полной и боковой поверхности.

43

Пирамида.

44

Пирамида. Площадь полной и боковой поверхности.

45-46

Правильная пирамида.

47

Усеченная пирамида.

С-р

48

Усеченная пирамида. Площадь полной и боковой поверхности.

49

Симметрия в пространстве.

Правильные многогранники. Виды правильных многогранников.

50

Элементы симметрии  многогранников.

51

Решение задач по теме «Многогранники», «Площадь полной и боковой поверхности призмы».

52

Решение задач по теме «Многогранники», « Площадь полной и боковой поверхности пирамиды».

53-54

Обобщение темы «Многогранники».

Контрольная работа  № 4.

55-56

Векторы в пространстве (10 часов)

Понятие вектора в пространстве.

Равенство векторов.

57-58

Сложение и вычитание векторов.

С-р

59-60

Умножение вектора на число.

61

Компланарные векторы

62

Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

63-64

Решение задач по теме: «Векторы  в пространстве».

65-66

Обобщение темы «Векторы в пространстве».

Контрольная работа  № 5.

Повторение (2 часа)

67

Решение задач по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

68

Решение задач по теме: «Многогранники»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 кл. УМК Атанасян Л.С.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование на 2012-13 уч.год...

Рабочая программа по геометрии 10 кл. УМК Атанасян Л.С.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование на 2012-13 уч.год...

Рабочая программа по геометрии, УМК Л.С. Атанасян, 7 класс

Рабочая программа срдержит: пояснительную записку, тематический план, УМК, требования к уровню подготовки выпускников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9класс ,Л.С. Атанасян, 2 часа в неделю

Планирование составлено на основе обязательного минимума содержательной области образования»Математика»а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по геометрии 10-11 кл. Атанасян

Программа содержит пояснительную записку, содержание программы, требования к уровню подготовки выпускника, оценку ответов, ктп....

рабочая программа по геометрии 8 кл к Атанасяну

рабочая программа по геометрии 8 кл к Атанасяну...

Рабочая программа по геометрии по ФГОС ООО 11 класс по учебнику Атанасян 2 часа

Рабочая программа по геометрии по ФГОС ООО 11 класс по учебнику Атанасян  2 часа...