Технологическая карта урока физики
методическая разработка по физике (11 класс) на тему

Окрикова Винера Камильевна

11 класс "Строение атома. Опыт Резерфорда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_fiziki_11_klass.docx45.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  (составитель: Окрикова В.К.)

Класс, предмет:

11, физика

Тема урока:

Строение атома.  Опыты Резерфорда.

Тип урока:

изучение нового материала

Форма урока:

комбинированный урок в форме лекции с обратной связью

Формы работы учащихся:

 индивидуальная,  фронтальная, работа в группе

Технологии:

проблемное обучение, групповая, уровневая дифференциация

Материально- техническое обеспечение урока:

мультимедиа проектор; экран; компьютер с выходом в Интернет, компьютерная презентация, раздаточный материал

ЭОР/ЦОР:

http://fcior.edu.ru 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba075-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_19.swf     

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7963-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html 

Цель урока:  расширение знаний учащихся по теме,  изучение фундаментального эксперимента английского физика Эрнеста Резерфорда, проведённого им для выяснения строения атома

Образовательные:  Расширение представлений учащихся о физической картине мира, о роли  физических моделей в объяснении природных процессов; использование ранее полученных знаний из электродинамики  для объяснения новых фактов; применение вновь полученных знаний при решении типовых задач, синтез со знаниями, полученными на уроках химии

Воспитательные:  Воспитание научного мировоззрения, формирование интереса к истории развития науки, уважения к труду ученых, стремление к расширению кругозора и углублению знаний по физике, формировать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.

Развивающие:  Развитие логического и эвристического  мышления на историческом материале; сравнение различных моделей  атомов и выдвижение гипотез; умение анализировать и обобщать факты, способствовать развитию критического мышления.

 Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Способствовать саморазвитию и само образованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.

 Формировать целостную картину мира.

Формировать осознанное, уважитель ное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Формировать умение контролировать  процесс и результат деятель ности (в частности, за счет рефлексии).

Организовывать учебное сотрудни чество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Создавать, применять и преобразо вывать  знаково - символические средства для решения задач.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.

Способствовать формированию представлений о фундаменталь ности экспериментов на основе их значимости в изучении природы: конкретно значимости эксперимента Резерфорда для изучения строения вещества

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Этап 1: организационный

Задача: создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта.

В одном мгновенье видеть вечность

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

(В ходе урока будете работать как в группах, так и самостоятельно)

Оказывается, любая песчинка – действительно, целая Вселенная, ибо включает в себя почти столько же мельчайших частиц, сколько звезд содержится во всей Метагалактике.

Из этих частиц состоит и камень, одиноко лежащий на обочине дороги, и маленький цветок, радующий нас своей красотой, и пушистые облака, неторопливо плывущие по небу. На планете много веществ и различных химических элементов, которые отличаются друг от друга мельчай шими частицами, именуемыми молекулами  и атомами.

Как вы думаете:

До каких пор можно рассекать яблоко на части?

Организуется выяснение того, что такое атом, молекула; как переводится с греческого языка слово "атом", а с латинского "молекула".

     Очень надеюсь, что сегодня на уроке вы будете упорно  трудиться, напрягать свой ум,  чтобы продолжить познание мира атомов.

Структурирование знаний.

Поиск способов решения задачи.

Использование речи для регуляции своего действия

Планирование своих действий в соответствие с поставленной задачей

Участвуют в диалоге.

Учащиеся  отвечают с места.

Возможные ответы: бесконечно или не бесконечно

Особое внимание на значение слова "атом" - неделимый.

Атом – в буквальном переводе с языка древних греков означает  «нерассекаемый, неделимый».

Этап 2:введение темы урока, актуализация знаний

Задача: подготовить учащихся к самостоятельному введению темы и постановки целей урока.

Предлагается школьникам

ответить на вопросы

1.Что доказывают такие явления как диффузия, броуновское движение, электризация, радиоактивность?

Вспомнить известные им сведения о строении тел.

2. Вспомните основателей атомизма

Немного истории:

В 5 веке до н.э. древнегречесим ученым Лепкиппом, а затем его учеником из горо да Абдера Демокритом была выдвинута гипотеза: вещества состоят из атомов.

По легенде, идея о существовании атомов возникла у автора, когда он разрезал яблоко.  

3. Вопрос о том, что думал  Демокрит о внутреннем устройстве атома.

4.Представление воззрений М.В. Ломоносова о строении вещества: на экран подаётся изображение портрета Ломоносова с текстом о его научном мировоззрении по поводу строения вещества.

Какие положения были выдвинуты им?

5. об открытиях конца 19 начала 20 века: проекция на экран где перечиселены основные факты по теме; портреты Анри Беккереля, Джозефа Джона Томсона, Марии Склодовской-Кюри, Пьера Кюри.

Постановка проблем:

6. Вопрос для школьников: На какие свойства атома указывают открытия, исследования   конца 19 начала 20 века?

7. Может ли атом (неделимый) при таких обстоятельствах не иметь внутренней структуры?

Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Владение диалогической формой речи

Выполнение учебных действий в речевой и умственной форме

  1. Возможный ответ - состоят из атомов и молекул.

                                   Вещества-молекулы-атомы

  1. В случае положительного и отрицательного варианта ответов, в последующем на экран подаются изображения сведений о Левкиппе и Демокрите, Аристотеле: годы жизни; их портреты, гипотезы.

         

  1. Высказывание великого ученого древности Демокрита:

«Начала Вселенной –атомы и пустота. Все  остальное - лишь  мнение»

  1. Три положения МКТ

  1. Заполнить таблицу в тетради (по времени)

  1. Возможные ответы: частицы вылетают из атомов, из которых состоит исследуемое вещество.

  1. Атомы не могут не иметь внутренней структуры. Атомы состоят из каких-то частиц. Название "атом" не соответствует свойствам частицы, обозначенной этим словом.

Участвуют в диалоге (устные ответы)

Используют  знания из курса физики 8-9 классов, химии

Обсуждают вопросы, формулируют их. Делают записи, систематизируют знания.  Воспринимают информацию. Выдвигают свои гипотезы

Этап 3: Мотивация к деятельности

Задача: обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала.

1. Задание школьникам, которое даётся с помощью текста, выведеного на экран: попробуйте смоделировать атом, учитывая те обстоятельства, что эта частица электрически нейтральна, но из неё вылетают электрические заряженные частицы.                                    

2. Выделяется 2-3 минуты времени урока. По истечении этого срока учитель организует обсуждение достоинств и недостатков моделей атомов, придуманных детьми.               

Но вместе с тем накопилось большое количество опытных данных приведших к заключению  что атом, представляемый как мельчайшая неделимая частица, в природе не существует!!! Что же все  таки произошло?

Открыли частицу электрон, в тысячи раз более легкую, чем атом 30 апреля 1897г. Английский ученый Джозеф Джон Томсон доложил ученому совету о своих исследованиях. Этот день можно считать «днем рождения» частицы – электрон. Доказали  что электрон входит  в состав всех атомов.

Как вы думаете  что дальше начали изучать ученые всего мира?

О чем сегодня пойдет речь?

Выдвижение гипотез и их обоснование

Построение монологического высказывания

Формулирование собственного мнения

Умение задавать вопросы

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

В группах выполняют задание  

Через определенное время группы представляют свои проекты.

Модели для наглядности изображаются на доске.

Выдвигают предположения о цели урока

Этап 4: Учебно-познавательная деятельность

Задачи  1. способствовать формированию представлений о фундаментальности экспериментов на основе их значимости в изучении природы;

  1. использовать качественные представления о вариантах взаимодействия заряженных частиц для обучения  решению задач на   количественном уровне.
  2. обеспечить вариативность (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив).

1.заданиа прочитать в учебнике абзац "Модель Томсона" на странице 272.

2. Демонстрация модели атома Томсона и пояснительного текста к ней на экран.                             

 3. Демонстрация классу портрета японского физика Хантаро Нагаоки и его модели атома с пояснительным текстом к нему.

4.Проекция на экран исторической справки о пионерах планетарной модели атома Л. Пуанкаре, Вильгельме Вине, Жане Батисте Перрене: портреты учёных, пояснительный текст

5. Проекция на экран вопроса: "Каковы, по вашему мнению, должны быть дальнейшие действия учёных в сложившейся ситуации?" 

6.Представление (с целью экономии времени, и как одного из вариантов ведения урока) экспериментальной установки Резерфорда.(Рассказ об этапах проведе ния эксперимента, наблюдаемых фактов: на экране спроецированная схема установки Резерфорда, модель движения альфа-частиц вблизи ядра в период эксперимента, наблюдаемые в микроскоп изображения мест попаданий альфа-частиц в период отсутствия и присутствия золотой фольги в установке).

7. Проекция на экран текста: "Выводы учёного, сделанные им после эксперимента": положительный заряд атома и его масса сконцентрированы в очень малой области пространства; отрицательные электроны в атоме располагаются от положи тельного заряда на очень больших расстоя ниях (по меркам микромира). Электроны в атоме движутся по круговым траекториям вокруг положительного заряда; атом похож на планетную систему (правыми оказались Л. Пуанкаре, Вин, Перрен, Нагаока).

8.  "Почему учёный сделал именно такие выводы?"

9. Дополняет качественные выводы учёного, сделанные им на основе анализа наблюдаемых в эксперименте фактов, количественны ми, полученными им после проведе ния соответствующих расчётов.

10. Представление обучающимся интересной исторической справки

11. Почему ученый мир не принял всерьез модель атома Резерфорда?

12. Проекция на экран модели "гибели" атома

1.Использование знаково- символических средств, в том числе схем для решения задач

2.Поиск разнообразных способов решения задач

3.Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использовани ем учебной литературы

1.Умение приходить к общему решению в совместной деятельности

2.Контроль действий партнера

3.Построение монологического высказывания

1.Принятие и сохранение учебной задачи

2.Выполнение учебных действий в письменной и устной форме

3.Различение способа и результата действия

1 работают с учебниками

2.Сравнивают свои модели с моделью, построенной учёным

3-4. Сравнивают

5. Знания и опыт школьников должны помочь им самим назвать последующие действия учёных - экспериментальная проверка предложенных моделей атома.

« провести эксперимент»

Обсуждение с обучающимися на качественном уровне выводов, сделанных Резерфордом

Работают с учебниками «Найти ответ на странице 275 учебника»

Коллективное обсуждение прочитанной информации.

Этап 5: первичное закрепление

Задачи:     1.  создать ситуацию самостоятельного поиска;

  1. на основе качественных задач закрепить изученный материал;
  2. оценить  уровень достижения.

Решить несколько проблем для более глубокого понимания опыта Резерфорда.

1. Атом в основном пуст. Какие экспериментальные факты в опыте Резерфорда указывают на это?                                          

2. Почему опыт Резерфорда называют фундаментальным?

3. Примерно одна из каждых 20000 альфа частиц отклонялась на углы в 90 и более градусов (т. е. назад). Почему так мало таких частиц было зафиксировано в опыте Резерфорда?

4. Решение задачи: "Рассчитать, на какое наименьшее расстояние альфа-частица, имеющая скорость Image93  может приблизиться к ядру атома золота, двигаясь по прямой линии, проходящей через центр ядра. Масса альфа-частицы Image94, заряд альфа-частицы Image95, заряд ядра золота Image96".

Учитель наблюдает за процессом деятельности своих учеников и называет им сделанные ошибки в индивидуальном порядке. При успешном решении задачи кем-либо из класса, учитель предлагает ему продемонстрировать своё решение на доске. При таком варианте хода урока или при отсутствии решивших задачу (больше 3-5 минут на самостоятельные действия детей отводить времени не следует), на экран подаётся следующий кадр презентации с решением задачи

Структурирование знаний

1.Понимание позиций партнёра

2.Умение приходить к общему решению в сов местной деятельности

3.Использование речи для регуляции своего действия

1.Принятие и сохранение учебной задачи

2.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Работают в группах

Обучающиеся решают задачу…

прорабатывают предложенное решение в тетрадях.

 Image97Image98Image99

Image100

Этап 6: рефлексия

Задача: получение от учеников «обратной связи».

Подтвердилась ли ваша гипотеза?

Достигли вы цели, поставленной в начале урока?

"Обсуждаем вместе!".

1.что произойдёт с

 Image101- частицей после её остановки. 

2. какие явления и почему происходили бы с частицами, если бы ядро золота не предполагалось быть закреплённым? 

3. Почему же в эксперименте Резерфорд и его ученики обнаружили рассеяние Image102- частиц от первоначального направления движения после взаимодействия с ядром золота на большие углы, но не было таких, которые рассеялись бы на угол Image103? 

1.Осуществление синтеза как составления целого из частей

2.Выдвижение гипотез и их обоснование

1.Формулирование собственного мнения

2.Построение монологического высказывания

1.Оценка правильности  выполнения

2.Внесение необходимых корректив в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

3.Осуществление итогового и пошагового контроля по результату

Отвечают в группах. Возможные варианты ответов:

1.Разгоняясь, в сторону от ядра золота, она достигнет бесконечности с такой же по модулю скоростью, с которой была запущена в него. Оставаясь в свободном состоянии, частица продолжит движение с этой скоростью бесконечно долго.

2.При сближении частиц, ядро золота приобретёт некоторую скорость в сторону от альфа-частицы. После их сближения на минимальное расстояние, альфа-частица остановится и начнёт разгоняться в противоположную сторону. Ядро золота продолжит разгоняться в том же направлении. При достижении частицами взаимного расстояния, равного бесконечности, они приобретут некоторые скорости, которые при их последующем взаимном удалении сохранятся неизменными. 

3.При внимательном рассмотрении схемы установки Резерфорда, обнаруживается, что на такой угол не могли повернуться экран с микроскопом для фиксации этого явления: они бы заслонили путь Image104- частицам до фольги. Естественно, такой факт имеет место, но очень редко из-за малой его вероятности.

Этап 7: домашнее задание

Задача:  закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке.

Подведение итогов: достижение цели урока, оценки.

Поиск разнообразных способов решения задач

Формулирование собственного мнения

Различение способа и результата действия

Задание п 93, вопросы на стр. 275, *придумать и решить задачу обратную задаче, решённой на уроке*.

Философы полагают, что факты рождают идеи, и в некотором смысле это верно. Но я нахожу в истории естествознания следующее: для того, чтобы понимать факты, необходимо иметь в голове определенные идеи и что глазами можно не увидеть того, что увидит разум.  Ю.  Либих


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Давление твердых тел"

Технологическая карта урока физики в 7 классе (работа учащихся в группах) и тест на самопроверку...

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме:«Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»

Дрябжинская Людмила Владимировна ГБОУ СОШ № 1003.Тема урока: «Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии» (8 класс)Цель урока: сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и устано...

Технологическая карта урока физики в 11 классе

Технологическая карта урок изучения нового материала по теме «Постулаты Н.Бора», разработан в   соответствии базовой программой  по физике для учителей, работающих по учебнику  Г. Я. Мя...

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.План-конспект урока по учебнику «Физика-7». Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Строение вещества»   ...

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. ПерышкинТема: «Сила трения»(Урок открытия новых знаний)Технологическая карта изучения темы...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...