Методы работы на уроках физики. И не только.
опыты и эксперименты по физике на тему

Ишназарова Альфия Рустамовна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте. Меня зовут Ишназарова Альфия Рустамовна. Я работаю учителем физики и математики в МБОУ СОШ с. Никифарово  Альшеевского района.  В нашей школе 138 учащихся, 17 учителей.

Тема моего выступления:  Методы внеурочной работы по физике.

Преподавая  физику я использую следующие методы работы:

1. Метод проектов. Современные педагоги обращаются к различным методам обучения которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов. Использование метода проектов приобретает довольно широкую популярность. Министерство образования под методом проектов понимает способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся для проектирования, создание и изготовление реального объекта.

Метод проектов определяется как совместная деятельность педагога и учащихся по созданию прототипа, прообраза предполагаемого объекта. Выделяется методика работы над проектом, включающая 4 этапа:

1. Планирование (коллективное обсуждение, обмен мнениями и согласование интересов; выдвижение первичных идей на основе имеющихся знаний).

2.  Аналитический этап (уточнение задач, сбор информации, анализ и интерпретация полученных знаний).

3. Этап обобщения информации (объединение и систематизация полученных данных)

4. Этап представления полученных результатов работы над проектом            (осмысление полученных данных, обсуждение и подготовка презентаций).

  Использование мною  групповой работы на уроках физики плавно перешло в применение метода проекта при изучении отдельных тем курса физики как средней, так и старшей школы.  Впервые метод проектов  был мною использован при изучении темы «Давление твердых тел» в 7 классе. Изучение данной темы подразумевала самостоятельную работу учащихся, сначала они выполняли задания по учебнику в котором предлагается обрисовать свою обувь на клетчатой бумаге, подсчитать клетки, найти площадь подошвы обуви, рассчитать давление, которое оказывает сам ребенок на пол. Далее, так как мы живем в сельской местности ребят заинтересовало, какое давление оказывают автомобили, грузовые машины, лошади на опору, способы уменьшения и увеличения давления. ВИДЕО Они стали искать информацию по этим вопросам, производить расчеты, конечно все идет под контролем и с помощью учителя. Так наша работа переросла в  научно практическую. Группа ребят оформляют презентацию. Подготавливают защиту проекта.

   В прошлом учебном году ученица 9 класса выполнила практическую работу по теме «Еда из микроволновки - польза или вред».  В своей работе она описала проблему, изучила историю появления микроволновой печи, попыталась разобраться, на самом ли деле существует опасность употребления продуктов из микроволновки. Изучила мнения разных ученных на этот счет, провела эксперимент с телефоном,  изучила принцип работы микроволновой печи, провела анкетирование среди домохозяек.  И в конце работы, сделав вывод, привела и свое личное мнение.  Также для защиты проекта делается презентация.

     14 апреля 2014 года в нашей школе ученицы 10 класса Сафиуллина Гульназ и Шаяхметова Линара ко дню дня космонавтики и авиации выступили перед учениками 2-11 классов.  Девочки провели большую исследовательскую работу по теме «Начало космической эры».

   

При таком построении обучения дети оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с  затруднениями, преодолевают их как интуитивно или с помощью сложившихся привычек и умений, так и посредством новых для себя знаний, которые нужно самостоятельно добыть, найти для достижения поставленной практической цели.

По мнению многих педагогов, проект способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию  креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности.

В ходе проектирования самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть:

- постановка ведущих и текущих целей и задач;

- поиск пути их решения;

- осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;

- аргументация выбора;

- сравнение полученного результата с требуемым;

- корректировка (при необходимости) результата;

- объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

Таким образом, учебным результатом выступает опыт приобретения проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт, а не достигнутая в ходе реализации учебного проекта польза в каком – либо вопросе.  Сейчас с учениками 8 класса мы работаем по теме: «Зависимость сопротивления от размеров и материала проводника».

Я всегда радуюсь, когда дети приходят с желанием поработать в индивидуальном проекте, значит, материал, изученный на уроках физики, пробудил интерес, заставил увидеть проблему, включил фантазию, побудил к творчеству.

2. Еще на своих уроках я широко применяю информационно -коммуникационные технологии.

По мнению российских экспертов, новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам на 30 %. Использование компьютерных программ на уроках физики способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

      Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя.

 Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его объема.

 Если информация была представлена визуально – около 1\3.

При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.

      Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся.

Используя презентации в учебном процессе, вы получаете возможность:

  • Предоставлять ученикам более полную информацию о предмете изучения.
  • Усилить значение роли средств наглядности в процесс обучения
  • Соответствовать интересам учащихся и удовлетворять их запросы
  • Экономить учебное время

При использовании компьютерных технологий прослеживаются все этапы урока: проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление материала.

Я широко использую на уроках презентации. Например в 9 классе урок по теме «Звук и его характеристики» (показать презентацию) На любом этапе урока она приходит на помощь. И во время объяснения нового материала , и закрепления и повторения. Но я стараюсь применять презентацию только на одном этапе урока. Применение презентаций с видео фрагментами даёт высокую степень наглядности. У меня собралась их целая коллекция. (Показать видео)  

На уроках повторения – обобщения привлекаю учащихся к созданию презентаций обобщающего характера, которые они демонстрируют перед одноклассниками или по некоторым разделам которые можно быстро изучить блочно и выиграть время для подготовки к ЕГЭ и ГИА. В нынешнее время, время вхождения в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий, просто необходимо использование новых технологий в обучении, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся.

 Последнее время мои ученики выполнили презентации по следующим темам:

Планеты солнечной системы.

Планета Юпитер.

Планета Марс.

Планета Земля.

Планета Сатурн

Солнце.

Аморфные тела.

Кристаллические тела.

Планета Венера,  Меркурий.

Естественный спутник Земли – Луна. И много других.

Ни для кого, наверное, не секрет, что мультимедийные технологии (МТ) уже не новинка, а неотъемлемая часть учебного процесса. МТ помогают предоставлять самую разнообразную информацию всевозможными формами демонстрации нового учебного материала.

Например в 10 классе при изучении темы «Газовые законы МКТ» (продемонстрировать), или в 11классе «Фотоэффект». (Демонстрация). Движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, и других планет, у всех у них разные скорости. Электромагнитные волны в 11 классе. Для этого можно пользоваться, как  мультимедийными дисками, так и сайтами на которых есть интерактивная физика. Я часто пользуюсь сайтом интерактивная физика.

     Нам стало гораздо легче наглядно представлять информацию. Больше не сыплется мел, не скрепит по доске, пальцы не замажут пиджак. Любое изображение можно увеличить сколько угодно. Мы делаем занятия интерактивными.  Существует уйма программ, благодаря которым можно взаимодействовать с техникой, почти как с живыми существом: разговаривать, изменять некоторые параметры.

Лабораторные.

     По причине недостатка приборов некоторые из лабораторных работ ученики выполняют интерактивно.

 Например по темам:

 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

 «Регулирование силы тока реостатом».

 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

      Использование интерактивных работ по физике, подразумевает формирование практических навыков, приобретению навыков использования лабораторного оборудования и проведения самостоятельных наблюдений в процессе выполнения лабораторных работ и решения экспериментальных задач, а также формированию естественнонаучного знания.

     Здесь хотелось бы отметить, что все таки лабораторные работы хотелось бы чтобы, учащиеся могли сами, своими руками собрать по той или иной схеме цепь, сами проверить  показания, и виртуальные лабораторные работы это только выход из сложившегося положения, и я думаю не только в нашей школе.

Рефераты.      

  Не все учащиеся имеют такие способности вести отдельную научно практическую деятельность, вовремя усваивать весь материал,  однако и они должны уметь работать с информацией, собирать, обрабатывать ее, по этому, в нашей школе принято также вести работу с отстающими учащимися.  Одним из вариантов работы с этими детьми, это рефераты на тему биографии ученых физиков. Мои учащиеся написали работы по жизни и творчеству таких  ученых:  Ампера, Вольта, Ома, Циалковского, Ньютона, Галилея, Ломоносова, Джоуля, Герца и других.

3. Кроме сказанного я еще практикую в своей работе занимательные опыты по физике. Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

Домашние экспериментальные работы. Домашние лабораторные работы - простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы.

Главные задачи экспериментальных работ этого вида:

-формирование умения наблюдать физические явления в природе и в быту;

-формирование умения выполнять измерения с помощью измерительных средств, использующихся в быту;

-формирование интереса к эксперименту и к изучению физики;

-формирование самостоятельности и активности.

В 7 классе я задаю ребятам в домашних условиях провести эксперимент с плотностью масс, и узнаем, как можно заставить яйцо плавать.  Опыты по физике с различными плотностями лучше всего проводить на примере пресной и соленой воды. Ребята берут банку, заполненную водой, опускают в нее яйцо или картофель, и тело сразу тонет. Далее насыпают в воду поваренную соль и размешивают. Яйцо начинает всплывать, причем, чем больше соли, тем выше оно поднимется.  Весь этот процесс они записывают на видео часто на телефон и принося мне показывают я записываю себе. (Вот некоторые из них, показать записи видео).  Тут же я задаю вопросы: почему яйцо или картофель всплывает?  Как видите, опыты по физике могут существенно увеличить кругозор ученика, вызвать интерес к предмету.

Шар Паскаля        

Шар Паскаля – это прибор предназначен для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкость или газ в закрытом сосуде, а также подъёма жидкости за поршнем под влиянием атмосферного давления.

Для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкости в закрытом сосуде, необходимо, используя поршень, набрать в сосуд воды и плотно насадить на патрубок шар. Вдвигая поршень в сосуд, продемонстрировать истечение жидкости из отверстий в шаре, обратив внимание на равномерное истечение жидкости по всем направлениям. Такого шара у нас нет, по этому, ребята делают его дома и приносят на урок. (слайд)

Выращивание кристалла.

Ребята растворяют соль в воде. Наливаем в стакан воду, добавляем в стакан некоторое количество соли (например, столовую ложку). Дожидаемся полного растворения соли в воде. Снова добавляем соль в стакан, растворяем. Повторяем процедуру до тех пор, пока соль не начнет оседать на дне стакана. Закрепляют на ниточке или проволоке крупный кристалл соли. Он будет служить основой, к которому впоследствии будут «прилипать» остальные мелкие частицы. Опускают нитку в стакан с солью. Кристаллик не должен касаться дна или стенок стакана. Потом когда кристаллик «вырастает» учащиеся принося в школу и  получают оценку. (ФОТО)

Главным результатом работы нашей школы и своей, в том числе я считаю то, что наши выпускники успешно поступают в ВУЗы.  (Статистика поступлений Слайд)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VI вида»

Обобщение опыта по применению проектных технологий в педагогической деятельности  педагога КГСКОУ«Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIвида»...

Исследовательский метод обучения на уроке физики

Методическая разработка содержит цель исследовательского метода обучения, рекомендации по его применению, листы -задания и самоподготовки по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело." Система...

Обобщение опыта работы по теме "Использование метода проектов на уроках физики и технологии"

В работе содержится теоретический материал, проект "Изготовление дверной ручки", фотографии готовых проектов....

Проблемно-поисковые методы работы на уроках физике

Проблемно-поисковые методы работы на уроках физике...

Мастер-класс «Нетрадиционные методы и приёмы работы на уроках физики»

Вашему вниманию предлагаю универсальные таблицы, которые я ежедневно использую в своей работе с учащимися на  уроках физики с 7 по 11 класс....

Методы формирования новых знаний и способов действий: метод проектов на уроках физики

В данной работе автор рассматривает проектную деятельность как один из наиболее популярных методов школьного обучения...