Проблемно-поисковые методы работы на уроках физике
статья по физике (8 класс) на тему

Проблемно-поисковые методы работы на уроках физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anohina.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-поисковые методы работы на уроках физике.

Свое выступление я хочу начать с русской пословицы «Обжегшись на молоке, на воду  дует».И хочу вас попросить сформулировать свое отношение к этой пословице. Из ваших ответов следует , что необходимо самому во всем убеждаться и все перепроверять.

 Обычно нам всем хочется сначала «изучить предложенный материал…»Сначала изучить ,набить свои закрома памяти знаниями , а уж потом подумать «как бы это сделать.Как применить,»Нам так хочется. Знаете почему нам так хочется , нашей вины в этом нет,- нас так учили.Сначало учили этому в школе, а затем в вузе. Но ведь в каждом из нас есть потребность  в исследовательском поиске. И  она обусловлена биологически. Это наше естественное состояние. Мы настроены на  познание  мира, мы желаем его познать. Именно это стремление  к исследованию лежит в основе проблемно-поисковых методов  работы на уроках. Уже который год совместно с другими учителями нашей школы я работаю над проблемой организации исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время.

      Поэтому:

1.Считаю одной из важнейших своих задач на уроке- создание той среды, которая провоцирует учащихся на появление вопросов и желание найти ответы , то есть на проявление черт исследовательского поведения

 2.При подготовке к уроку самым сложным для меня всегда остается настрой ребят на самостоятельное формулирование проблемы, цели, задач на уроке, то есть активизация мыслительных способностей. Но ведь только обладая осознанным пониманием того,  что делаешь, можно будет пользоваться этими знаниями и переносить эти в новые ситуации.

 3.Посково- исследовательский метод, из моих собственных наблюдений, очень сложно сочетается с классно-урочной системой обучения , которая имеет коллективных характер в усвоении материала  и зависит от  индивидуальных особенностей и склонностей ученика. Поэтому для меня еще одной важной задачей является создание необходимых условий на уроке  для проявления индивидуальных особенностей и склонностей учащихся. Поэтому я не забываю о том , что урочное исследование должно быть доступным, посильным и естественным . а значит изначально строиться  на известных учащимся  явлениях и закономерностях.

 Мы привыкли к реализации объяснительно-иллюстративных  технологий. Применяя элементы «технологии проблемного обучения», я решаю учебно-воспитательные задачи конкретного урока  и развитие умений самостоятельной работы учеников.

   Конечно, урочное исследование учеников нельзя сравнить с работой ученого. В результате исследовательской работы ученый открывает но  вые, неизвестные науке факты, при этом схему основных этапов исследования можно выразить так: специальная практика   ее многочисленными потребностями – проблема – догадка – гипотеза – теория -  развитие теории – исследовательский эксперимент – вывод – новые потребности – новые и более углубленные проблемы Примерно таким же путем мы идем на уроке…

На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока с одной стороны – это беседа с элементами проблемно-поискового подхода , переходящая в дискуссию. Вопросы , на которые учащимся предстоит ответить в ходе урока, формулирую таким образом , чтобы они позволяли создавать ситуации неожиданности, конфликта, предложения, опровержения, с другой стороны предлагаю экспериментальным путем придти к одному истинно правильному результату.

      Я использую различные формы познавательных заданий : вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи , дидактические игры, алгоритмические предписания, физические диктанты, тесты разного типа, поисковую сеть…

Я свою работу веду по следующим направлениям:

1. Проблемные вопросы, включая вопросы с межпредметным содержанием.

 2. Проблемные задачи, включая задачи с межпредметным содержанием.

3. Проблемный эксперимент.

Например, проблемные вопросы.

Какой водой – теплой или холодной – лучше запивать лекарство . чтобы ускорить его действие…

На каком физическом явлении основано применение в терапии мазей, йода и других наружных лекарственных форм…

Проблемные задачи:

В тяжелых условиях первых месяцев Великой Отечественной войны возникла острая нужда в легком, безотказном  и простом средстве борьбы против танков. Которое всегда могло бы находиться у солдата «под рукой». Такое средство было создано. Над его разработкой трудились два конструктора военной техники – С. Г. Симонов и В. А. Дегтярев. В течение месяца они сконструировали и представили для испытаний образцы новых противотанковых ружей.

На каком расстоянии находился танк, если пуля, выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 1000м/c, настигла его через 0,5 с?

Проблемный эксперимент.

Способы  увеличения и уменьшения давления.

  1. Зависимость давления от действующей силы. Разрезание двух кусков пластилина проволоками одинаковой толщины, закрепленными в лапках штатива: подвесьте на один кусок два груза по 100 г, а на другой кусок – один груз массой 100 г. Объясните результаты эксперимента.
  2. Зависимость давления от площади соприкасающихся поверхностей. Разрезание двух кусков пластилина проволоками разной толщины. Объяснить результаты эксперимента.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VI вида»

Обобщение опыта по применению проектных технологий в педагогической деятельности  педагога КГСКОУ«Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIвида»...

Обобщение опыта работы по теме "Использование метода проектов на уроках физики и технологии"

В работе содержится теоретический материал, проект "Изготовление дверной ручки", фотографии готовых проектов....

Мастер-класс «Нетрадиционные методы и приёмы работы на уроках физики»

Вашему вниманию предлагаю универсальные таблицы, которые я ежедневно использую в своей работе с учащимися на  уроках физики с 7 по 11 класс....

Методы формирования новых знаний и способов действий: метод проектов на уроках физики

В данной работе автор рассматривает проектную деятельность как один из наиболее популярных методов школьного обучения...